Договор о реализации туристского продукта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 15.11.2023

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Кудина, Ю. С. Договор о реализации туристского продукта / Ю. С. Кудина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107798/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор рассматривает правовое регулирование понятия, содержания договора о реализации туристского продукта, необходимые приложения к договору, права и обязанности сторон договора. Так же автор приводит анализ действующего законодательства и материалов судебной практики, аргументируя вывод, что договор о реализации туристского продукта регулируется положениями Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг.

Ключевые слова: договор о реализации туристского продукта, туристский продукт, турист, туроператор, турагент, субагент.

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме, может быть заключен в форме электронного документа. Сторонами договора являются туроператор и туристом и (или) иной заказчик. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о туризме) предусматривает случаи возможности заключения договора между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.

В отечественной юриспруденции практически достигнут консенсус относительно правовой квалификации договора о реализации турпродукта, закрепленного Законом о туризме. По сути, он отождествляется с договором возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию (ст. 779 ГК РФ). «Немалую роль в этом играет и нематериальный характер турпродукта, и относительная простота главы 39 ГК РФ, и терминология Закона о туризме. Однако даже беглое сравнение положений упомянутых актов обнаруживает различия договорных конструкций, что заставляет еще раз обратиться к характеристике их элементов» [1, с. 2–6].

«Элементы договора — это во многом конвенционное теоретико-методологическое понятие, служащее инструментом квалификации отношений участников гражданского оборота» [2, с. 39–40]. Как правило, к ним относятся стороны, предмет, цена, срок, форма и содержание договора.

Существенные условия договора о реализации туристского продукта закреплены в ст.ст. 10 и 10.1 Закона о туризме.

Центральное место в предмете занимает туристский продукт, который Закон о туризме (а) трактует как комплекс услуг (ст. 1), определяя минимально необходимый их состав (перевозка и размещение), (б) подчеркивает необходимость их предоставления за общую цену, (в) возлагает обязанность по его формированию на туроператора. Важная гарантия прав потребителя туристских услуг содержится в ч. 11 ст. 10 Закона о туризме: в случае заключения сторонами на один и тот же период разных договоров по оказанию услуг одному и тому же лицу эти услуги «приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

Таким образом законодатель решает проблему дробления турпродукта, тем самым заставляя турбизнес изобретать иные схемы, например с участием взаимосвязанных турфирм.

Как правило, к договору имеются приложения. Это могут быть:

– заявка на бронирование, содержащая сведения о туристах и перечень услуг, а также перечень информации, доведенной продавцом туристского продукта до заказчика;

– информация о туроператоре;

– информация о турагенте, если договор заключается с турагентом.

При выездном туризме турист письменно информируется о возможности обращения за экстренной помощью с указанием контактной информации объединения туроператоров в сфере выездного туризма (ч. 9 ст. 10 Закона о туризме; п. 9 Постановления Правительства РФ от 18.11.2020 N 1852 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.08.2020 N 1209).

Туристу под личную подпись должно быть разъяснено, что в случае отказа от заключения договора добровольного страхования расходы на оказание медпомощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания несет сам турист, а расходы на возвращение тела (останков) несут лица, заинтересованные в их возвращении (ст. 17 Закона о туризме; ст. 14 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Однако, турист может в добровольном порядке застраховать расходы в связи с непредвиденной отменой поездки («страхование от невыезда»).

Сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, передаются туроператором (за исключением организаций, указанных в абз. 2 и 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона о туризме) в единую информационную систему электронных путевок в соответствии со ст. 10.4 Закона о туризме.

Туроператор (турагент, субагент) обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать туристу договор о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие его право на услуги, входящие в туристский продукт, в том числе ваучер, билет, заключенный в пользу туриста договор добровольного страхования (страховой полис), если такой договор заключен исполнителем от имени страховщика, а также иные документы, необходимые туристу для совершения путешествия. При оформлении билета в электронном виде выдается выписка из автоматизированной системы, содержащей сведения о перевозках.

Предоставление туристу указанных документов в более поздние сроки возможно в случае заключения договора о реализации туристского продукта менее чем за 24 часа до начала путешествия либо лишь при наличии его согласия (ст. ст. 10, 10.2 Закона о туризме; п. 18 Правил N 1852).

Следует обратить внимание, что не допускается односторонний отказ турагента (туроператора, субагента) от исполнения своих обязательств по уже заключенным договорам с целью заключения договоров на новых условиях по более высокой цене в связи с повышением потребительского спроса (Письмо ФАС России N МШ/40400-ПР/21, Ростуризма N 7371/ЗД, Роспотребнадзора N 02/10028–2021–23 от 20.05.2021).

Сейчас считается и практически никем не оспаривается, что предметом договора с туристом являются услуги, даже если его заключение и исполнение сопровождается передачей туристских товаров. Однако характер услуг — предмет дискуссии.

Говоря о предмете, в литературе внимание уделяется также вопросу о соотношении понятий «услуга», «оказание услуг» и «обслуживание» [3, с. 24–28].

Исходя из материалов судебной практики, договор о реализации туристского продукта регулируется положениями Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг [4]: договор о реализации туристского продукта по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, в связи с чем к спорным отношениями в данном случае применимы нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. То же говорит и ФАС [5].

Необходимо признать, что договор о реализации турпродукта — это своего рода «зонтичная» конструкция для договоров любой правовой природы, в рамках которых осуществляются туристские поездки. Этот подход позволит сторонам выбирать оптимальный вариант договорного оформления отношений: заключать непоименованные, смешанные либо предусмотренные ГК РФ соглашения (в том числе и возмездного оказания услуг). Законодателю не нужно будет всякий раз вносить изменения в Закон о туризме, стремясь преодолеть очередной вариант обхода закона, нет необходимости детально регламентировать неспецифическое содержание договора о реализации турпродукта для поименованных в ГК РФ конструкций.

Литература:

  1. Чеботарева И. А. Договор о реализации туристского продукта как инструмент обеспечения прав потребителей // Туризм: право и экономика. 2021. N 3. С. 2–6.
  2. Корецкий А. Д. Понятие и классификация элементов договора // Законность. 2005. N 10. С. 39–40
  3. Стригунова Д. П. Соотношение понятий «услуга» и «обслуживание» в сфере туризма // Современное право. 2005. N 4. С. 24–28.
  4. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.05.2023 N Ф09–2494/23 по делу N А07–17294/2022//СПС КонсультантПлюс
  5. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2009 по делу N А31–3177/2008–19//СПС КонсультантПлюс
Основные термины (генерируются автоматически): туристский продукт, возмездное оказание услуг, реализация, договор, Российская Федерация, туризм, турист, выездной туризм, правовая природа, судебная практика.


Похожие статьи

Договор возмездного оказания информационных и консультативных услуг в медицинской деятельности

В статье исследуется конструкция договора оказания медицинских услуг, его признаки, соотношение понятий, как медицинская помощь, медицинская услуга и медицинская деятельность, понятия исследуются как предмет договора возмездного оказания медицинских ...

Правовая природа и место договора на оказание рекламных услуг в сфере рекламной деятельности

В статье проводится анализ особенностей правовой природы договора на оказание рекламных услуг. Автором также определяется место исследуемого договора среди иных договоров в сфере рекламной деятельности. Сделан вывод о том, что договор на оказание рек...

Особенности заключения, изменения и расторжения гражданско-правового договора в Российской Федерации

В статье авторы пытаются определить особенности заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров. Актуальность данной статьи заключается в том, что договорные отношения приобретают доминирующее господство, как форма товарообмена или...

Особенности заключения, изменения и расторжения гражданско-правового договора в Российской Федерации

В статье авторы пытаются определить особенности заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров. Актуальность данной статьи заключается в том, что договорные отношения приобретают доминирующее господство, как форма товарообмена или...

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Важность изучения вопросов, касающихся правового регулирования отношений, которые возникают в юридических отношениях в процессе заключения и исполнения договора поставки для государственных и муниципальных нужд заключается в снижении барьеров для орг...

Проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации

В статье представлены основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, а также выявлены основные проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации. В статье отмечено, что необходимо принятие закон...

Предоставление информации о товаре по договору дистанционной купли-продажи

Статья посвящена актуальным спорам, возникающим при заключении и исполнении договора дистанционной купли-продажи. Споры, связанные с предоставлением ненадлежащей информации о товаре, составляют значительную часть дел, рассматриваемых судами. В статье...

Объекты виртуального мира по законодательству Германии

В рамках статьи анализируется опыт Германии по определению объектов виртуального мира с позиции гражданского законодательства. Делается вывод о том, что в данной стране объекты виртуального мира не регулируются вещным правом и являются предметом авто...

Сущность и значимость агентского договора

В данной статье отображена правовая роль агентского договора, сопоставлены и раскрыты конкретные преимущества рассматриваемого вида договора с договорами поручения и комиссии, проведен сравнительно-правовой анализ практического применения агентского ...

Юридические последствия некачественного оказания туристских услуг

В статье дан анализ некоторых видов нарушений прав туриста и их юридических последствий. При этом автором подчеркивается, что нередко сам турист выступает виновной стороной в случае нарушения его прав. Законодательство о туристическом бизнесе не отве...

Похожие статьи

Договор возмездного оказания информационных и консультативных услуг в медицинской деятельности

В статье исследуется конструкция договора оказания медицинских услуг, его признаки, соотношение понятий, как медицинская помощь, медицинская услуга и медицинская деятельность, понятия исследуются как предмет договора возмездного оказания медицинских ...

Правовая природа и место договора на оказание рекламных услуг в сфере рекламной деятельности

В статье проводится анализ особенностей правовой природы договора на оказание рекламных услуг. Автором также определяется место исследуемого договора среди иных договоров в сфере рекламной деятельности. Сделан вывод о том, что договор на оказание рек...

Особенности заключения, изменения и расторжения гражданско-правового договора в Российской Федерации

В статье авторы пытаются определить особенности заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров. Актуальность данной статьи заключается в том, что договорные отношения приобретают доминирующее господство, как форма товарообмена или...

Особенности заключения, изменения и расторжения гражданско-правового договора в Российской Федерации

В статье авторы пытаются определить особенности заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров. Актуальность данной статьи заключается в том, что договорные отношения приобретают доминирующее господство, как форма товарообмена или...

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Важность изучения вопросов, касающихся правового регулирования отношений, которые возникают в юридических отношениях в процессе заключения и исполнения договора поставки для государственных и муниципальных нужд заключается в снижении барьеров для орг...

Проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации

В статье представлены основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, а также выявлены основные проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации. В статье отмечено, что необходимо принятие закон...

Предоставление информации о товаре по договору дистанционной купли-продажи

Статья посвящена актуальным спорам, возникающим при заключении и исполнении договора дистанционной купли-продажи. Споры, связанные с предоставлением ненадлежащей информации о товаре, составляют значительную часть дел, рассматриваемых судами. В статье...

Объекты виртуального мира по законодательству Германии

В рамках статьи анализируется опыт Германии по определению объектов виртуального мира с позиции гражданского законодательства. Делается вывод о том, что в данной стране объекты виртуального мира не регулируются вещным правом и являются предметом авто...

Сущность и значимость агентского договора

В данной статье отображена правовая роль агентского договора, сопоставлены и раскрыты конкретные преимущества рассматриваемого вида договора с договорами поручения и комиссии, проведен сравнительно-правовой анализ практического применения агентского ...

Юридические последствия некачественного оказания туристских услуг

В статье дан анализ некоторых видов нарушений прав туриста и их юридических последствий. При этом автором подчеркивается, что нередко сам турист выступает виновной стороной в случае нарушения его прав. Законодательство о туристическом бизнесе не отве...

Задать вопрос