Ключевые слова: уровень сложности, ученик, учитель, группа, ребенок, учебная деятельность, ситуация выбора, ситуация успеха, дифференцированное обучение, возможность, задание, класс.
Российская система образования требовала и требует высокого качества знаний у школьников. Качество образования — комплексная характеристика образов деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, государственным требованиям или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. [3]
Качество успеваемости в рамках учебного предмета «математика» будет напрямую зависеть от включенности в учебную деятельность всех учащихся, но не стоит забывать о том, что в каждом классе, без исключения, можно выделить разные уровни успеваемости.
Методика работы со слабоуспевающими, как педагогическая проблема, была поднята и частично реализована Батышевой С. Я., Никокошевой Н Г. Анализ методической и психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что и вопросы качества образования стали волновать общество сравнительно недавно, это связано с присоединением России в 2003 году к Болонским соглашениям, где российская образовательная система претерпевает серьёзные изменения. [1]
Вне всяких сомнений можно утверждать, что ни один здоровый ребенок не хотел бы отставать от сверстников, чувствовать себя не таким как все и, из раза в раз, испытывать неудачи, которые и вовсе отбивают желание учиться.
Задача педагога — грамотно организовать работу со слабоуспевающими детьми, обеспечивая их поддержкой, помогая справиться с трудностями. Учителю необходимо умело использовать всевозможные формы организации познавательной деятельности, а особое внимание стоит уделить такому понятию как успех в процессе обучения. [2]
Понятия успех и ситуация успеха необходимо разграничивать. Ситуация успеха предполагает создание определенных условий, которые в своей взаимосвязи позволят достичь определенных результатов как отдельно взятому ученику, так и группе учащихся. Такими условиями учеников должен обеспечивать учитель на каждом уроке, наверное, в этом и заключается смысл деятельности учителя, ведь каждый ребенок должен верить в себя, осознавать свои возможности. Успех же выступает здесь как некий результат ситуации, созданной педагогом.
Рассмотрим методы, оперируя которыми учитель сможет создать условия для возникновения ситуации успеха на уроках математики.
‒ Метод дифференцированного обучения;
Известно, что все дети разные, каждый со своими способностями, индивидуальными чертами характера, складом ума. Учитель должен предоставить поле для реализации учеником своей индивидуальности, помочь ему избавиться от страхов и быть уверенным в самом себе. Дифференцированное обучение — это спектр заданий разного уровня сложности (низкий, средний, высокий), и выбор «своего» уровня обеспечит выполнимость задания, повысит интерес к учебной деятельности, ведь ребенок будет работать в комфортном для него темпе.
Данный метод проиллюстрируем на примере темы «Угол» в 5 классе.
Задание: Перечислите все острые углы, изображенные на рисунке:
‒ Использование коллективных форм обучения;
Данный прием хорошо иллюстрирует поговорка «Одна голова хорошо, а две лучше». Слабоуспевающие дети достаточно часто испытывают неуверенность в себе и своих возможностях, а работа в паре либо в группе постоянного или изменяющегося состава, дает возможность справиться с заданием успешно. Помимо этого, групповая деятельность позволит педагогу сделать урок более насыщенным и разнообразным, а также поспособствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
Во время урока-изучения нового материала учитель условно может разбить класс на три группы: сильные, средние и слабые. Для каждой категории учащихся необходимо подготовить задания разного уровня сложности. Объяснение материала производится для всего класса одинаково, а далее каждая группа выполняет свои задания для закрепления. Первая группа может проявить свои творческие способности и самостоятельность, другие две группы работают под руководством учителя. Далее средняя группа получает творческое задание, а педагог имеет возможность поработать с группой слабых учеников, осуществляя закрепление нового материала. Таким образом, каждый ученик работает в меру своих возможностей, что положительно сказывается на его самооценке и повышает интерес к предмету.
‒ Предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения;
Для выбора учащимся могут быть предложены упражнения одного и того же содержания, схожие по типу, но разного объема и уровня сложности, то есть задания, которые требуют разных видов умственной деятельности. Учитель должен познакомить учеников со всеми видами упражнений, для того чтобы ребенок сам смог понять, с каким видом упражнений он может справиться и осознанно сделал свой выбор. Конечно, к такому выбору ученика надо готовить. Важно, чтобы, с одной стороны, ученик уже был знаком со спецификой самостоятельного выполнения работы, а с другой, воспитательный момент со стороны учителя, который внушает понимание, что только через старание и труд можно добиться желаемого результата.
Ситуация выбора |
Пример |
Выбор содержания обучения |
Выбор содержания домашнего задания Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе Выбор уровня сложности задания |
Выбор методов обучения |
Изучение с помощью учителя или самостоятельно |
Выбор формы обучения |
Работа индивидуально, в паре, в группе |
Если задания на выбор на уроках не редкость, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, а выбирать посильную работу, адекватно оценивать свои возможности. Атмосфера в классе при этом одновременно и соревновательная, и доброжелательная, основанная на поддержке и помощи.
Достаточно ценным для создания ситуации успеха является предоставление ученикам права выбирать, предоставлять ему свои знания для оценки учителем или нет. Для того, чтобы скорректировать тревожность и неуверенность в себе у учащихся, можно использовать следующий приём: разделить классную доску на две половины — одна для оценивания учителем, вторая — нет. Ученик самостоятельно выбирает поле, когда идет отвечать к доске, тем самым он сохраняет за собой право предъявлять на оценку только тот материал, который считает хорошо усвоенным. Выбрав поле «место на сомнение», ученик вправе спокойно изложить учителю учебный материал, педагог при этом не оценивает ответ отметкой. Как правило, данный способ великолепно работает на младших и средних школьниках, поскольку они чаще всего выбирают часть доски, где могут заработать оценку. Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки, интереса, мотивации к учению, тем самым педагог сумеет обеспечить включенность каждого ребенка в учебный процесс.
Литература:
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001–304с
- Качество образования: методологические и методические вопросы..// Евразийский союз ученых. URL: http://euroasia-science.ru
- Закон «Об Образовании» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/