Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Модель профориентационной работы «Инженерный класс»

Общеобразовательная школа
22.11.2021
1665
Поделиться
Библиографическое описание
Романова, О. Н. Модель профориентационной работы «Инженерный класс» / О. Н. Романова, Н. А. Бухтоярова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6811/.


Ключевые слова: модель профориентационной работы, инженерный класс, формирование технического мышления, одаренные дети, инженерно-техническая, изобретательская деятельность, интенсив.

Быстрые изменения в социально-экономических отношениях, технологическая революция ведут к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. В подобных условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который социально-экономической способен относительно легко менять профессию. В число приоритетов государства входит культ знания и образованности. Важным приоритетным направлением в социально-экономической политике России является привлечение молодёжи в сферу технических профессий и повышение престижа инженерных специальностей.

Образовательно-инженерный аспект систематизации современных научных знаний предполагает подготовку инженеров мыслителей космического масштаба, которые будут способны дать всеобъемлющую оценку планетарно-технологической деятельности. Именно такая стратегическая цель позволит описать границы человеческого, в том числе инженерного разума и все последствия перехода в иной цивилизационно-культурологический мир. Достижение поставленной цели требует радикальных преобразований процесса подготовки специалиста в области техники и технологии.

Появилась необходимость к повышению мотивации — уже в школе готовить школьников к обучению и последующему выбору инженерных специальностей и рабочих профессий технического профиля.

На заседании инженерного научно-промышленного совета при губернаторе Астраханской области 13 июля 2019 года Министерству образования и науки Астраханской области было дано распоряжение поддержать инициативу ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» по развитию сети «Инженерных классов» на базе общеобразовательных школ региона, входящих в национальный проект «Образование».

С целью формирования у школьников осознанного стремления к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля в школах открываются инженерные классы, в которых реализуется модель инженерно-технического образования учащихся.

Инженерный класс поддерживает идею ранней профилизации и обеспечения условий выявления и поддержки наиболее способных и одаренных детей в инженерно-технической, изобретательской деятельности.

Инженерный класс открывается для учащихся 8–9 классов.

Модель профориентационной работы нового качества и результата общего образования в основе которой лежит получение школьниками углублённых знаний по предметам в рамках урока и их практическое применение путём «погружения» учащихся в научно- технические проекты во внеурочной деятельности. Инженерные знания обладают спецификой, так как они являются соединением технических знаний и знаний естественнонаучного цикла.

Модель реализации программы по развитию инженерного мышления учащихся включает в себя несколько блоков.

Таблица1

Учебный план (предметы углубленного уровня)

План внеурочной деятельности

План –график

совместных мероприятий школы и АГУ

Алгебра

Геометрия

Физика

Информатика

Физика (практика)

Программирование

Технический перевод

3D моделирование

Подводная робототехника

Мастер-классы

Лекторий

План соревновательных мероприятий «Всемирных инженерных игр»

Профильные каникулярные смены

Профессиональные пробы

Интенсивы:

Профессия инженер

Предметы труда инженера

Бюро инженерных идей

Инженерная практика по работе на современном оборудовании (станках с ЧПУ) (лазерные, фрезерные, вышивальные)

Образовательный блок включает в себя:

– уроки по учебному плану (предметы углубленного уровня: алгебра, геометрия, физика, информатика)

– занятия внеурочной деятельности для учащихся в группах инженерно-технического направления;

– проведение «погружений» в реальный творческий проект;

– проведение конкурсов, конференций, соревнований [1 с. 57].

Наиболее инновационными являются занятия использованием компьютерных технологий. На занятиях программе «3D — моделирования» школьники получают представление об основных инструментах программного обеспечения для 3D-моделирования, используя базовые инструменты создания объектов, создают простые трехмерные модели. Программа позволяет обеспечить положительную динамику успешности участия школьников в соревнованиях, конкурсах и фестивалях.

Программа «3D — моделирования» — составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию с использованием компьютерных технологий и сознательно ею пользоваться.

Профориентационный блок:

– проведение производственных экскурсий;

– проведение профориентационных мероприятий, игр по техническому творчеству учащихся;

– проведение «встреч с профессией»;

– образовательные интенсивы.

Интенсив — это новый формат реализации модели персональной траектории развития обучающегося, в которой он сам набирает из предложенных учителем различные виды образовательной активности. Интенсив воспринимается как «короткий отрезок времени, в которым будет максимум много новой информации». Хотим рассказать, как был организован интенсив «Профессия инженер». Он включал в себя экскурсию на производство, а затем выполнение информационного проекта «Современная профессия «инженер».

В рамках профориентационной работы с учащимися инженерного класса школы была проведена экскурсия в Инжиниринговый центр Астраханского государственного университета, который располагается на территории Яхтенной верфи.

Ребят встретил руководитель центра — Аким Павлов, главный администратор — Владимир Басин, директор Яхтенной верфи — Валерий Прокопенко.

Знакомство с профессией инженер началось с рассказа о судне на воздушной подушке, собранного студентами института по индивидуальному проекту. В цеху ребята смогли увидеть корпуса морской многоцелевой беспилотной платформы, которые находятся в процессе изготовления. Потрогать руками и вдохнуть аромат пропитки будущих катеров. Затем класс поделился на группы. Каждая группа выбрала информационный продукт проекта (доклад на профориентационном занятии для сверстников, видео, статья в школьную газету). В результате обсуждения были выбраны следующие темы работ: «Современная профессия «инженер», «Мои сверстники — победители проекта «Инженеры будущего», «Программа подготовки квалифицированных инженеров «Школ-ВУЗ-Предприятие», «Мои родители инженеры», «Мой герой — инженер Ф. И. О»., «История профессии инженер». Во время экскурсии у ребят была возможность пообщаться с инженерами центра взять интервью, снять фото и видео для проекта. Инженеры — как раз те люди, которые могут мечтать, изобретать и воплощать. Ученики узнали много нового, получили хорошие советы на будущее от Акима Павлова. Он поделился историей из своего опыта, рассказал в чём заключается сила профессии и как стать успешным!

Мы разделяем точку зрения Ивана Степановича Мангутова, который считал, что инженер — это специалист, знающий не только технику, технологию, но и экономику, организацию производства и производственных отношений, умеет пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладает способностью изобретательства, творческого подхода к делу, имеет специальную теоретическую и практическую подготовку, соответствующие деловые и личностные качества [2. с. 87].

Таким образом, эффективное использование образовательного пространства школы, а именно через создание инженерных классов поможет оптимизировать процесс получения обучающимися инженерных знаний, воспитать у них понимание ценности инженерного труда, а также будет способствовать развитию устойчивого мотива получения профессии инженера.

Литература:

  1. Гнучая, С. В. Развитие инженерного мышления учащихся в системе профориентационной работы и технологического обучения / С. В. Гнучая, Н. Г. Миниахметова. — Текст: непосредственный // ВЕСТНИК "ӨРЛЕУ» — KST. — 2017. — № 4 (18). — С. 55–58.
  2. Мангутов Инженер: Социально-экономический очерк / Мангутов, С. И. — Москва: Советская Россия, 1973. — 221 c. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
модель профориентационной работы
инженерный класс
формирование технического мышления
одаренные дети
инженерно-техническая
изобретательская деятельность
интенсив

Молодой учёный