Модель профориентационной работы «Инженерный класс» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 22.11.2021

Статья просмотрена: 1412 раз

Библиографическое описание:

Романова, О. Н. Модель профориентационной работы «Инженерный класс» / О. Н. Романова, Н. А. Бухтоярова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6811/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: модель профориентационной работы, инженерный класс, формирование технического мышления, одаренные дети, инженерно-техническая, изобретательская деятельность, интенсив.

Быстрые изменения в социально-экономических отношениях, технологическая революция ведут к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. В подобных условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который социально-экономической способен относительно легко менять профессию. В число приоритетов государства входит культ знания и образованности. Важным приоритетным направлением в социально-экономической политике России является привлечение молодёжи в сферу технических профессий и повышение престижа инженерных специальностей.

Образовательно-инженерный аспект систематизации современных научных знаний предполагает подготовку инженеров мыслителей космического масштаба, которые будут способны дать всеобъемлющую оценку планетарно-технологической деятельности. Именно такая стратегическая цель позволит описать границы человеческого, в том числе инженерного разума и все последствия перехода в иной цивилизационно-культурологический мир. Достижение поставленной цели требует радикальных преобразований процесса подготовки специалиста в области техники и технологии.

Появилась необходимость к повышению мотивации — уже в школе готовить школьников к обучению и последующему выбору инженерных специальностей и рабочих профессий технического профиля.

На заседании инженерного научно-промышленного совета при губернаторе Астраханской области 13 июля 2019 года Министерству образования и науки Астраханской области было дано распоряжение поддержать инициативу ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» по развитию сети «Инженерных классов» на базе общеобразовательных школ региона, входящих в национальный проект «Образование».

С целью формирования у школьников осознанного стремления к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля в школах открываются инженерные классы, в которых реализуется модель инженерно-технического образования учащихся.

Инженерный класс поддерживает идею ранней профилизации и обеспечения условий выявления и поддержки наиболее способных и одаренных детей в инженерно-технической, изобретательской деятельности.

Инженерный класс открывается для учащихся 8–9 классов.

Модель профориентационной работы нового качества и результата общего образования в основе которой лежит получение школьниками углублённых знаний по предметам в рамках урока и их практическое применение путём «погружения» учащихся в научно- технические проекты во внеурочной деятельности. Инженерные знания обладают спецификой, так как они являются соединением технических знаний и знаний естественнонаучного цикла.

Модель реализации программы по развитию инженерного мышления учащихся включает в себя несколько блоков.

Таблица1

Учебный план (предметы углубленного уровня)

План внеурочной деятельности

План –график

совместных мероприятий школы и АГУ

Алгебра

Геометрия

Физика

Информатика

Физика (практика)

Программирование

Технический перевод

3D моделирование

Подводная робототехника

Мастер-классы

Лекторий

План соревновательных мероприятий «Всемирных инженерных игр»

Профильные каникулярные смены

Профессиональные пробы

Интенсивы:

Профессия инженер

Предметы труда инженера

Бюро инженерных идей

Инженерная практика по работе на современном оборудовании (станках с ЧПУ) (лазерные, фрезерные, вышивальные)

Образовательный блок включает в себя:

– уроки по учебному плану (предметы углубленного уровня: алгебра, геометрия, физика, информатика)

– занятия внеурочной деятельности для учащихся в группах инженерно-технического направления;

– проведение «погружений» в реальный творческий проект;

– проведение конкурсов, конференций, соревнований [1 с. 57].

Наиболее инновационными являются занятия использованием компьютерных технологий. На занятиях программе «3D — моделирования» школьники получают представление об основных инструментах программного обеспечения для 3D-моделирования, используя базовые инструменты создания объектов, создают простые трехмерные модели. Программа позволяет обеспечить положительную динамику успешности участия школьников в соревнованиях, конкурсах и фестивалях.

Программа «3D — моделирования» — составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию с использованием компьютерных технологий и сознательно ею пользоваться.

Профориентационный блок:

– проведение производственных экскурсий;

– проведение профориентационных мероприятий, игр по техническому творчеству учащихся;

– проведение «встреч с профессией»;

– образовательные интенсивы.

Интенсив — это новый формат реализации модели персональной траектории развития обучающегося, в которой он сам набирает из предложенных учителем различные виды образовательной активности. Интенсив воспринимается как «короткий отрезок времени, в которым будет максимум много новой информации». Хотим рассказать, как был организован интенсив «Профессия инженер». Он включал в себя экскурсию на производство, а затем выполнение информационного проекта «Современная профессия «инженер».

В рамках профориентационной работы с учащимися инженерного класса школы была проведена экскурсия в Инжиниринговый центр Астраханского государственного университета, который располагается на территории Яхтенной верфи.

Ребят встретил руководитель центра — Аким Павлов, главный администратор — Владимир Басин, директор Яхтенной верфи — Валерий Прокопенко.

Знакомство с профессией инженер началось с рассказа о судне на воздушной подушке, собранного студентами института по индивидуальному проекту. В цеху ребята смогли увидеть корпуса морской многоцелевой беспилотной платформы, которые находятся в процессе изготовления. Потрогать руками и вдохнуть аромат пропитки будущих катеров. Затем класс поделился на группы. Каждая группа выбрала информационный продукт проекта (доклад на профориентационном занятии для сверстников, видео, статья в школьную газету). В результате обсуждения были выбраны следующие темы работ: «Современная профессия «инженер», «Мои сверстники — победители проекта «Инженеры будущего», «Программа подготовки квалифицированных инженеров «Школ-ВУЗ-Предприятие», «Мои родители инженеры», «Мой герой — инженер Ф. И. О»., «История профессии инженер». Во время экскурсии у ребят была возможность пообщаться с инженерами центра взять интервью, снять фото и видео для проекта. Инженеры — как раз те люди, которые могут мечтать, изобретать и воплощать. Ученики узнали много нового, получили хорошие советы на будущее от Акима Павлова. Он поделился историей из своего опыта, рассказал в чём заключается сила профессии и как стать успешным!

Мы разделяем точку зрения Ивана Степановича Мангутова, который считал, что инженер — это специалист, знающий не только технику, технологию, но и экономику, организацию производства и производственных отношений, умеет пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладает способностью изобретательства, творческого подхода к делу, имеет специальную теоретическую и практическую подготовку, соответствующие деловые и личностные качества [2. с. 87].

Таким образом, эффективное использование образовательного пространства школы, а именно через создание инженерных классов поможет оптимизировать процесс получения обучающимися инженерных знаний, воспитать у них понимание ценности инженерного труда, а также будет способствовать развитию устойчивого мотива получения профессии инженера.

Литература:

  1. Гнучая, С. В. Развитие инженерного мышления учащихся в системе профориентационной работы и технологического обучения / С. В. Гнучая, Н. Г. Миниахметова. — Текст: непосредственный // ВЕСТНИК "ӨРЛЕУ» — KST. — 2017. — № 4 (18). — С. 55–58.
  2. Мангутов Инженер: Социально-экономический очерк / Мангутов, С. И. — Москва: Советская Россия, 1973. — 221 c. — Текст: непосредственный.

Ключевые слова

одарённые дети, интенсив, формирование технического мышления, изобретательская деятельность, инженерный класс, модель профориентационной работы, инженерно-техническая

Похожие статьи

Условия и факторы формирования мотивации к проектной деятельности у обучающихся центров технического творчества

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Возможности развития инженерного мышления у дошкольников

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Понимание специфики ранней профориентации

Похожие статьи

Условия и факторы формирования мотивации к проектной деятельности у обучающихся центров технического творчества

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Возможности развития инженерного мышления у дошкольников

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Понимание специфики ранней профориентации

Задать вопрос