Использование учебных ситуаций на уроках в начальной школе
Авторы: Бочарова Лариса Ивановна, Игумнова Екатерина Владимировна, Емельянова Ирина Александровна, Акинина Людмила Ивановна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.
Дата публикации: 13.12.2019
Статья просмотрена: 913 раз
Библиографическое описание:
Бочарова, Л. И. Использование учебных ситуаций на уроках в начальной школе / Л. И. Бочарова, Е. В. Игумнова, И. А. Емельянова, Л. И. Акинина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4725/ (дата обращения: 22.11.2024).
Ключевые слова: деятельностный подход, учебная ситуация, Федеральный образовательный стандарт начального общего образования
Федеральные государственные образовательные стандарты ввели понятие — учебная ситуация.
Учебная ситуация — это особая структурная единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично — запоминают. Учебная ситуация другими словами — это учебное задание, организующее поисковую активность учеников, предполагающую освоение требуемых универсальных учебных действий, предметных и надпредметных.
Педагог должен утратить функцию простого «транслятора знаний», а приобрести способность проектировать совместную деятельность с учащимися, открытость для общения, готовность к сотрудничеству, умение анализировать свою и чужую практическую деятельность, осмысливать существующие и формулировать новые проблемы. Тогда педагог сможет воспитать достойного гражданина России, способного использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основное средство вруках учителя –
− учебная ситуация
− учебное задание
Учебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его.
Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
Проектируя учебные ситуации, необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:
возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Если в потенциальную учебную ситуацию включаются учитель и учащиеся, она превращается в актуальную; начинается процесс обучения, представляющий собой совокупность последовательных действий преподавателя и учащихся для достижений определенного результата.
Учебные ситуации можно подразделить на — однородные и неоднородные ситуации. Однородные ситуации относятся к одному звену учебного процесса, неоднородные — к различным звеньям, т. е. выполняют разные дидактические задачи.
Структура современных уроков динамична, с использованием набора разнообразных операций. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал его приоритет.
Для того, чтобы ребенок научился решать жизненные проблемные ситуации, нужно научить его решать учебные проблемные ситуации на уроках. В этом и помогает технология проблемного обучения. Перейдем к учебным проблемным ситуациям.
Приемы для создания проблемной ситуации
− Противоречивые факты
− Житейское представление не совпадает с научным фактом
− «Яркое пятно»
Например, урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит». У учеников сформировано умение располагать слова по алфавиту. Ученикам предлагают практическое задание:
Практическое задание. Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на экране появляется картинка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина.
— Напишите слова в алфавитном порядке.
Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.
Дети выдвигали различные гипотезы:
Подтверждение или опровержение гипотез приводят учащихся к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога ребята обучаются и целеполаганию.
На уроке окружающего мира, например: лягушка «Если я зеленая, значит я растение!!»
На какую тему может вывести эта картинка и фраза?(признаки живых организмов, признаки растений).
Также удачно подобранная картинка на любом вашем уроке может вывести на проблемную ситуацию.
На уроках часто создаются такие ситуации, когда удивление, вопрос, реплика, наблюдение жизненных ситуаций впоследствии становятся темой проектных и исследовательских работ.
Например, ребенок заметил, что в школьной столовой никогда не дают кофе, отсюда возникла проектно-исследовательская работа.
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя видеть в каждом мнении ребенка живую мысль. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не уходит от проблем, а стремится их разрешить.
Учение — это радость, а не только ответственность. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Литература:
- Анализ образовательных ситуаций: сб. научн. ст.; под ред. А. М. Корбута и А. А. Полонникова. — Минск: БГУ, 2008. — 260 с.;
- Технология создания исследовательских ситуаций в начальной школе. Э. К. Никитина, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры теории и истории педагогики Московского городского педагогического университета; О. А. Коваленко — учитель начальных классов ГБОУ «ЦО № 1460», г. Москва. Журнал «Начальная школа» стр. 9.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
Ключевые слова
деятельностный подход, учебная ситуация, Федеральный образовательный стандарт начального общего образованияПохожие статьи
Система методической работы учителя начальных классов
В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.
Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.
Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы
В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.
Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования
В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя биологии при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Похожие статьи
Система методической работы учителя начальных классов
В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.
Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.
Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы
В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.
Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования
В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя биологии при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.