Варианты психологической помощи первоклассникам в период вхождения в школьную жизнь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.06.2022

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Купренина, И. А. Варианты психологической помощи первоклассникам в период вхождения в школьную жизнь / И. А. Купренина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92823/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: первоклассник, школа, обучение, отношения, подготовка, трудности, ребенок, школьная жизнь, период вхождения, психологическая помощь, уровень адаптации, обследование первоклассников

В современных условиях все более возрастает значение трудностей первоклассников в период вхождении в школьную жизнь. Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличия определенного уровня развития. Первоклассник должен быть готов к обучению в школе в физиологическом и социальном плане, достигнув определенного уровня умственного, волевого и эмоционального развития. Ребенок должен быть эрудированным, иметь багаж знаний об окружающем мире, понимать основные понятия.

Главная трудность, которая возникает перед первоклассниками и всеми взрослыми — педагогами, родителями — это проблема включения ребенка в новые условия жизни. Переход ребенка-дошкольника к школьному возрасту — это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Переход от старшего дошкольного возраста к школьному является поворотным пунктом в развитии детской личности.

Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Ребенок познает человеческие отношения, общественные функции и различные виды деятельности. У детей возникает желание включаться во взрослую жизнь, участвуя во всех сферах активнее, чем в дошкольном возрасте, но взрослая жизнь детям пока недоступна. Ребенок стремиться к самостоятельности. Как следствие такого противоречия возникает самостоятельная деятельность детей, которая формирует жизнь взрослых.

Все это способствует изменению самосознания ребенка, что приводит к перестройке потребностей и побуждений, приводит к переоценке ценностей и значимое уходит на второй план. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Возникает кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Ценным оказывается все, что относится к школе и учебной деятельности, игры становятся не таким важным. Происходит активное развитие самооценки.

При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Проявляется негативная симптоматика, свойственная всем переходным периодам: негативизм, упрямство, строптивость и т. д.

Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка. Оценить уровень готовности ребенка к школе позволяют различные методики.

Недостаточный уровень адаптации к школьному обучению, коллективу и особенно негативный психологический климат в классе приводят к появлению у детей невротических реакций, снижению их самооценки и способствует развитию детских неврозов. Во многих случаях они могут быть следствием эмоциональной или психосоциальной депривации, то есть систематического угнетения, неудовлетворения жизненно важных потребностей. [3]

Поэтому была разработана процедура диагностики первоклассников в период вхождения в школьную жизнь, включающая следующие этапы:

1) Опрос родителей и учителей, чтобы составить представление о первоклассниках.

2) На следующем этапе исследования дети обследовались по нескольким методикам, которые позволили оценить состояние первоклассников в период вхождения в школьную жизнь.

2.1. Методика Т. А. Нежновой, которая позволяет определить мотивационную готовность к школе первоклассников.

2.2. Методика «Рисунок человека» А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман — один из наиболее используемых диагностических методов, которая позволяет оценить готовность детей к школе в понятной для них форме.

2.3. Методика «Графический диктант» автора Д. Б. Эльконин направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого.

2.4. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

Таким образом, на основе полученных данных по методикам можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить три группы таких детей: первоклассники без проблем в адаптации; первоклассников с недостаточным уровнем адаптации; первоклассников с частичной адаптацией.

С помощью методик было проведено обследование первоклассников в период вхождения в школьную жизнь, которое проводилось в сентябре-октябре 2021 года МОУ СОШ № 5 г. Балашиха.

Основной целью исследования стало выявление особенностей и проблем адаптации первоклассников в период вхождения в школьную жизнь.

В исследовании приняли участие учащиеся первого класса — 26 детей в возрасте 6,7–7,2 года, из них 13 мальчиков и 13 девочек. Не все дети воспитываются в полных семьях. У 11 детей есть старшие братья и сестры. У 8 первоклассников есть и младшие, и старшие братья и сестры.

Опрос родителей показал, что у большинства (62 % — 16) детей изредка имеют место функциональные нарушения, 23 % (6) у детей имели место заболевания, либо наблюдается психосоматическая симптоматика; психосоматических симптомов или заболеваний не наблюдается у 15 % (4) детей.

Дальше был осуществлен экспертный опрос учителя первого класса. Полученная информация вместе с учителем разбита на следующие три категории:первоклассник усваивает школьную программу полностью — 35 % — 9 детей; первоклассник усваивает школьную программу частично — 54 % — 14 детей; первоклассник не усваивает школьную программу — 11 % — 3 детей.

На втором этапе диагностики в рамках нашего исследования была проведена диагностика по четырем методикам, чтобы всесторонне оценить состояние первоклассников. В результате анализа сопоставления показателей учащихся первого класса можно сделать вывод, что общий уровень адаптации у 50 % (13) детей — достаточный, у 19 % (5) первоклассников — частичный, 31 % (8) — недостаточный (дезадаптация). Данные результаты соотносятся с опросами родителей и учителя, так как дети, которых учитель выделил как не усваивающих школьную программу, были выделены и родителями.

Результаты диагностики первоклассников

Рис. 1. Результаты диагностики первоклассников

Опираясь на результаты диагностического исследования, учитывая возраст детей, была разработана модель психологической помощи первоклассникам. В модели использовались следующие методы психологической помощи:

1) музыкотерапия, т. е. детям предлагалось послушать и пообсуждать различные произведения. При этом использовались как классические произведения, так и современные песни;

2) сказкотерапия — это метод, помогающий первокласснику сконцентрироваться на своей проблеме;

3) групповые обсуждения какого-либо спорного вопроса, которое помогает прояснить мнения, установки и взгляды первоклассников в процессе непосредственного общения;

4) метод «незаконченных предложений», который позволяет получить информацию о реальности первоклассника, его субъективную позицию по тому или иному вопросу [4];

5) психодрама — это метод, в котором первоклассники продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения.

6) арт-терапия используется как метод коррекции эмоциональных состояний. Первоклассники в процессе творческой деятельности находит решения имеющихся проблем, учится самостоятельно конструировать собственную жизнь. [2]

Всего было проведено 18 занятий. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут.

Апробация вариантов психологической помощи первоклассникам в период вхождения в школьную жизнь, проводилось после диагностики и выявления проблем у первоклассников в январе-апреле 2022 года МОУ СОШ № 5 г. Балашиха.

Работа осуществлялась с детьми, которые показали недостаточный уровень адаптации. Таких первоклассников было выявлено 8 человек. При этом среди них 7 мальчиков и 1 девочка. После проведения всех занятий первоклассников обследовали по тем же методикам.

Большинство в группе детей с проблемами при вхождении в школьную жизнь составляют мальчики (88 %) и одна (12 %) девочка. Один мальчик (12 %) воспитывается в неполной семье, остальные дети (7–88 %) воспитываются в полных семьях. Среди 8 первоклассников есть ребенок (1–12 %) из многодетной семьи и трое первоклассников (37 %) являются единственным ребенком в семье. Только у девочки (1–12 %) есть младшая сестра, у 4 мальчиков (50 %) есть старшие братья и сестры.

Для психологической помощи первоклассникам использовались такие методики:

— прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

— сказкотерапия;

— элементы групповой дискуссии;

— метод «незаконченных предложений»;

— психодрама (имитационные и ролевые игры);

— арт-терапия.

Следует отметить, что проводить с каждым ребенком занятия не представлялось возможным из-за малого количества времени, поэтому занятия были групповыми. Также был расставлен рейтинг методик для каждого ребенка, по тому как ребенок принимал участие. Чтобы определить какая методика лучше всех подошла детям в нашем исследовании, были сложены ранги по каждой методике. Наименьшее число указывает на методику для детей, которая лучше всего подходит детям. Исходя из результатов анализа, наилучшими методиками для работы с первоклассниками является арт-терапия и сказкотерапия

Вначале все первоклассники не очень активно участвовали в занятиях. Наибольшую трудность при выполнении заданий вызывали те, где необходимо было вести дискуссии или обсуждать какие-либо проблемы. Очень часто в процессе ролевых игр первоклассники спорили, не могли правильно сформулировать свою мысль, донести до других свою позицию, не могли аргументировать свою позицию. Первоклассники не умели играть в простые игры. Наибольший восторг у первоклассников вызывала арт-терапия. Кроме одного ребенка, ему категорически не нравилось рисовать, часто он игнорировал вопросы психолога. С неохотой дети лепили из пластилина, им тяжело давалось катать маленькие детали, соединять между собой, дети не могли создать форму изделия.

После проведения одного цикла всех занятий все первоклассники включились в работу. Им стала нравиться общаться в малой группе. Первоклассники стали охотнее участвовать в дискуссиях, их высказывания стали более позитивными.

После проведения всех занятий первоклассников обследовали по тем же методикам.

За короткий период времени у 3 (38 %) первоклассников уровень адаптации к школе поднялся значительно. Теперь эти дети не испытывают проблем в школе, им комфортно, они научились общаться со сверстниками. У 5 (62 %) первоклассников остались проблемы адаптации к школе. С этими детьми можно продолжить работу, но скорее всего эти дети и самостоятельно смогут привыкнуть школьной жизни.

Таким образом, как показала апробация, после применения модели психологической помощи первоклассникам с выявленными проблемами в период вхождения в школьную жизнь, у этих детей произошли сдвиги в уровне адаптации: показатели низкого уровня адаптации выросли после проведения занятий в рамках модели.

Литература:

  1. Бережковская, Е. Л. Психическое и личностное в развитии ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Е. Л. Бережковская. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskoe-i-lichnostnoe-v-razvitii-rebenka-pri-perehode-ot-doshkolnogo-k-mladshemu-shkolnomu-vozrastu-1 (дата обращения: 20.05.2022).
  2. Вальдес, М. С. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса / М. С. Вальдес. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-metod-preodoleniya-emotsionalnogo-stressa (дата обращения: 20.05.2022).
  3. Крайникова, Т. А. Блочно-модульная программа оказания психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению / Т. А. Крайникова. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blochno-modulnaya-programma-okazaniya-psihologicheskoy-podderzhki-emotsionalnogo-razvitiya-pervoklassnikov-na-etape-adaptatsii-k (дата обращения: 6.05.2022).
  4. Маслова, Л. Методика незаконченных предложений Сакса — какова область её применения / Л. Маслова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://samka.co/psihologiya/metodika-nezakonchennyh-predlojeniy-saksa-kakova-oblast-ee-primeneniya/ (дата обращения: 15.05.2022).
  5. Рамазанова, Э. А. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе / Э. А. Рамазанова. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-pervoklassnikov-v-period-adaptatsii-k-shkole (дата обращения: 15.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, первоклассник, школьная жизнь, период вхождения, психологическая помощь, методика, уровень адаптации, школьная программа, недостаточный уровень адаптации, опрос родителей.


Похожие статьи

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период.

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Исследование психологической готовности детей к обучению в школе

В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования

В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из диагностирования.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения

В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.

Похожие статьи

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период.

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Исследование психологической готовности детей к обучению в школе

В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования

В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из диагностирования.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения

В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.

Задать вопрос