Взгляд на методы обучения в начальных классах общеобразовательных школ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 24.03.2018

Статья просмотрена: 1235 раз

Библиографическое описание:

Лутфетдинова, Р. Х. Взгляд на методы обучения в начальных классах общеобразовательных школ / Р. Х. Лутфетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48563/ (дата обращения: 22.11.2024).



Наш XXI век можно с полной уверенностью назвать веком развития информационных технологий, всеобщей глобализации. Это накладывает определённый отпечаток на развитие детей, этот процесс начинается намного раньше.

В последнее время наблюдается в некоторых случаях снижение концентрации внимания учащихся средних школ, их нежелание усердно заниматься, низкая успеваемость по некоторым предметам. С чем это связано? Можно ли устранить вышеназванные проблемы?

В нашей системе обучения старшая дошкольная группа превращена в подготовительный этап, в котором ребёнка готовят к обучению в первом классе средней школы. Ребенок учится различать цвета, знает цифры, может составить рассказ (небольшой), знает буквы. А в большинстве случаев знает их правописание.

Поступив в школу, ребенок по сути дела в первом классе повторяет многое из того, что он уже проходил в детском саду. Это порождает некоторое разочарование, так как ученик-первоклассник от школы ждёт чего-то необычного, которое отличалось бы от того, что он знал до этого.

Это обстоятельство налагает на преподавателя начальных классов особые обязательства. Ему предстоит увлечь своих учеников учебным процессом, находить новые, захватывающие их ум и воображение, формы обучения.

Учебный процесс в начальных классах отличается от обучения в более старших этапах школы. Дети в это время быстро устают, и, как следствие, теряют интерес к восприятию информации. Значит, нужно следить за переменой настроения класса. Это означает, что преподаватель должен уметь делать некоторые паузы в учебном процессе, давая ученикам возможность немного отвлечься.

Преподаватели с многолетним опытом такой работы тонко чувствуют такие моменты и применяют свои методы для встряски детей. Очень часто они используют метод игры или физического движения.

Они, делая мини-перерывы на уроке, вместе с детьми делают лёгкие физические упражнения, чтобы размять конечности, уставшие от долгого сидения на одном месте или долгого писания.

Так как дети совсем недавно покинули детский сад, в них еще чувствуется тяга к играм. Для того, чтобы они в полной мере усвоили учебный материал, целесообразным считается использование различных игр во время урока. Эти игры могут быть направлены как на развитие его индивидуальных качеств, так и на воспитание в ребенке духа коллективизма, развитие его командных качеств. Очень часто, после игр целесообразно поощрение особо отличившихся учеников, учреждение разного рода наград. Это может быть некая «таблица успеваемости», на котором указываются достижения учеников. Особым успехом пользуются игры с состязательным духом, после которых выдаются небольшие призы и торжественно называются имена победителей. Нужно при этом особо следить, чтобы проигравшие сделали правильные выводы из своего проигрыша и постарались в следующий раз исправить допущенные оплошности, помешавшие им одержать победу.

Еще можно организовать инсценировки учебных текстов, то есть распределение ролей с его последующим выразительным чтением. Этот приём способствует быстрому запоминанию содержания текста, и, как следствие, лёгкому усвоению учебного материала.

Как было отмечено выше, в начальных классах ученикам трудно долгое время сидеть в одном положении. Преподаватель должен правильно воспринимать их особенности. Обстановка в классе должна соответствовать образу, которого создал К. Д. Ушинский: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мёртвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно. Как показывает практика, этот образ помогает лучше руководить процессом урока. Важнейшей задачей современной школы является обучение человека жизни в информационном мире. Это означает, что возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. Потому что дети к этому возрасту имеют некоторые навыки использования гаджетов-телефонов, планшетов, компьютеров, по этой причине они традиционные методы обучения в большинстве случаев находят скучными.

Именно поэтому для достижения современного качества образования нужно ускорить процесс информатизации начальной школы.

Использование информационно-компьютерной техники преследует следующие цели:

– переход от объяснительного способа обучения к деятельному;

– активизация познавательных способностей учеников;

– повышение положительной мотивации обучения;

– использование информационных технологий как средства самообразования;

– повышение уровня знаний;

– осуществление проектной деятельности младших школьников.

Как известно, информационные технологии имеют безграничные возможности для обучения. Но, в этом потоке имеется и лишняя информация, то есть материал,, который может навредить ребенку или помешать ему правильно воспринять преподносимую информацию. Значит, одной из задач преподавателя является правильное ориентирование в этом потоке информации, умение отсеивать лишнее. И научить ребенка навыкам правильного восприятия информационных потоков. Важно помнить, что информационные технологии должны быть лишь средством достижения цели, то есть усвоения материала, а не заменить его. При этом, в некоторых случаях, все-таки будет целесообразно применение традиционных методов обучения.

Иногда преподаватели дают слишком много домашнего задания, что увеличивает нагрузку на ребенка. Он в результате начинает охладевать к учебе, у него накапливается умственная усталость. Он не успевает сделать домашнее задание вовремя, из-за их количества затрудняется усвоение материала. Вследствие этого ребенок теряет уверенность в себе и в своих умственных способностях. Поэтому нужно уметь сохранять некий баланс в учебе. Начальная школа является фундаментом для дальнейшего развития человека, как личности, для выявления его индивидуальных особенностей, что может быть основой для его целостного вырастания, чтобы он мог быть полезным государству и обществу.

Как гласит узбекская народная пословица: «Знания, полученные в детстве, подобны надписи, высеченной на камне». Это означает, что знания, обретенные в детстве, не забудутся никогда. Задача учителей начальных классов состоит именно в даче таких знаний, которые помогли бы ему в его дальнейшей жизни в обществе как его полноправный гражданин.

Основные термины (генерируются автоматически): класс, ребенок, учебный процесс, большинство случаев, детский сад, домашнее задание, игра, начальная школа, преподаватель, традиционный метод обучения, усвоение материала, учебный материал, ученик.


Задать вопрос