Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми
Автор: Филиппова Наталья Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 1063 раза
Библиографическое описание:
Филиппова, Н. В. Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми / Н. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2360/ (дата обращения: 23.11.2024).
Среднее образование в России находиться в состоянии активного изменения, которое сопровождается внедрением новых образовательных и информационных технологий, осмыслением накопленного российского опыта среднего образования, сравнительным анализом его с зарубежным опытом. Российское образование постепенно становится частью единого образовательного пространства.
В целом, профильная направленность математического образования в школах, работающих с одаренными детьми, требуют переосмысления многих позиций во всем образовательном процессе – в содержании, формах, методах и средствах обучения и воспитания одаренных детей.
Структура профильной подготовки будущих абитуриентов технических, экономических или иных вузов на современном этапе вполне определилась, и включает в себя следующие составляющие: гуманитарную, естественнонаучную, экономическую, производственно-практическую. Естественнонаучная подготовка обеспечивает базу для овладения будущими абитуриентами основ наук по выбранной специальности. Она требует решения целого ряда проблем, связанных с оптимальным отбором содержания математики, структурных составляющих, постановкой целей и задач математических спецкурсов, разработкой критериев эффективности процесса усвоения одаренными учащимися предметных, специальных и профильно-ориентированных знаний.
Целью математического образования является получение математических знаний и выработки умения применять эти знания либо в решении прикладных задач, либо в строительстве и перестройке самого постоянно развивающегося здания математики[1].
Основные цели, стоящие перед математическим образованием, Л.Д. Кудрявцев характеризует следующим образом. Будущие абитуриенты должны уметь в пределах своей выбранной и осваиваемой специальности:
строить математические модели,
ставить математические задачи,
выбирать подходящий математический метод и алгоритм решения задачи,
применять для решения задачи численные методы с использованием современных систем компьютерной математики,
применять качественные математические методы исследования,
на основе проведенного математического анализа вырабатывать практические выводы[2].
Характерными особенностями математического образования по работе с одаренными детьми являются:
- непрерывность изучения и применения математики;
- фундаментальность математической подготовки;
- ориентированность курса математики на профильную направленность обучения одаренных детей.
Математическая подготовка таких детей складывается из изучения математики и ее применения по выбранному профилю обучения.
Концепция профессионально-педагогической направленности обучения будущих абитуриентов математики опирается на три фундаментальных концепции[3]:
методологическую концепцию диалектического единства теории и практики;
педагогическую концепцию развивающего обучения (теорию Л.С. Выгодского, заключающуюся в том, что обучение всегда должно опережать уровень достигнутого развития, стимулировать его), спроектированную на процесс профильной подготовки одарённых детей – будущих абитуриентов – адекватно целям этой подготовки;
3) психолого-педагогическую концепцию обучения деятельности, то есть совокупности целесообразных ориентировочных, исполнительных и контрольных операций.
Профильная подготовка по математики должна осуществляться в следующих направлениях: мировоззренческом, психолого-педагогическом, узкоспециальном, методическом. Данные направления должны пронизывать практику преподавания математики одаренным детям на протяжении всего периода обучения.
Для формирования качеств обучения математики можно определить основные профильно-развивающие функции математического образования:
– созерцательно-профессиональные;
– профессионально-обучающие;
– профессионально-прикладные.
Одна из задач профильной направленности обучения математики одарённых детей состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть экономико-прикладным или технически-прикладным мышлением. В последнее время усилилось внимание исследователей в области ранней профилизации обучения математики к проблеме профессионального мышления, формируемого уже в стенах школы[4,5].
Общеизвестна роль логико-математического моделирования в научном познании, которое не только позволяет устанавливать связи в понятийном аппарате наук, но и пополняет их новым содержанием, является существенным способом концентрации дальнейшего развития знания[6]. Посредством математических моделей становиться возможным изучение более глубоких связей и отношений действительности. Математическая модель как совокупность математических структур, отображающих качественно-количественные стороны реального мира, облегчает процесс получения новой информации об исследуемом объекте.
Традиционным методическим принципом преподавания математики в школах России является принцип линейности изложения теории. Этот принцип предполагает последовательное изложение учебного материала, начиная с описания неопределяемых понятий, формулировки аксиом и строгого доказательства теорем и описания приложений соответствующей математической теории.
Основными задачами преподавания математики одаренным детям в школах являются:
- формирование правильных представлений о предмете науки «Математика» и методика обучения математике с профильным содержанием;
- раскрытие роли математики для исследования как экономических, так и технических проблем и процессов в свете профилизации обучения;
- формирование практических навыков и умений у одарённых детей в решении профильных задач;
- знакомство с основными концепциями экономико-математическими и технически-математическими моделями и методами[7].
Таким образом, сущность математического образования одарённых детей состоит в том, чтобы показать учащимся основы и принципы, делающие математику необходимой частью профессиональных знаний как важной составляющей общечеловеческой культуры.
Для улучшения математического образования нужен переход к профильному обучению, который требует смены «качества образования», формирования содержания образования и определения приоритетных способов получения математического образования. При этом формирование информационной культуры будущего абитуриента из сегодняшнего школьника необходимо рассматривать как важную задачу в процессе уточнения содержания профильной подготовки учащегося в области информационных технологий. В этой связи представляется целесообразным особое внимание в курсе «Информационные технологии в математики» уделять изучению и освоению систем компьютерной математики.
Таким образом, для достижения комплексного интегрального применения знаний, полученных при изучении математических дисциплин, направленных на формирование из одаренного ребенка будущего гениального ученого в разных областях науки, необходимо объединить преподавание математики с новыми методами обучения на основе единого принципа профильной направленности.
Литература:
Денисова М.И., Беспалько Н.А. Применение математики к решению прикладных задач// Математика в школе, 1981, – №2. – С.28-29.
Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. – М.: Наука, 1980, 143с.
Измайлова А.О., Махмутов М.И. Профильная направленность, как педагогическое понятие и принцип// Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профильно-технической подготовки молодых рабочих. – М.: НИИПТН АПН СССр. – 1982. – С.4.
Бокарева Г.А. Современные системы профильной подготовки студентов. – Калининград, 1985. – 262с.
Вергасова В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. – Киев, Вица школа, 1979, – 215с.
Караперян В.С. Моделирование как компонент деятельности учения: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1981. – 16с.
Оконь В. Основы проблемного обучения.- М. Просвещение, 1990. – 208с.