К вопросу о модернизации системы физического воспитания в школах РФ
Автор: Сусова Ольга Николаевна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 09.10.2018
Статья просмотрена: 645 раз
Библиографическое описание:
Сусова, О. Н. К вопросу о модернизации системы физического воспитания в школах РФ / О. Н. Сусова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3610/ (дата обращения: 25.11.2024).
В сложных условиях продвижения прогрессивных преобразований в нашей стране во всех областях, важная роль принадлежит образованию — общему и профессиональному. Можно с уверенностью сказать, что в XXI веке одним из важнейших факторов прогресса станут модернизация образования, высокий профессионализм и здоровый стиль жизни людей.
В обеспечении успешности модернизации образования, профессионализации учащейся молодежи, формирование здорового образа жизни важнейшая роль принадлежит физическому воспитанию и спорту, охватывающим широкую сферу жизнедеятельности человека: различные типы и виды спорта, образование, труд, быт, досуг, отдых, лечение, вовлекающим все категории людей, как здоровых, так и больных, которые нуждаются в укреплении здоровья, физической и социальной реабилитации и адаптации.
Физическое воспитание и спорт предполагают формирование основ физической и духовной культуры личности, создание системы ценностей, реализуемых в здоровом образе жизни. Проблема развития физического воспитания и спорта особенно актуальна в последнее время в связи со снижением общего уровня здоровья населения, представляющим угрозу для национальной безопасности нашей страны. Следует отметить, что физическая культура учащихся на этапе общего образования имеет важное значение, обеспечивая развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств, повышение физической работоспособности, психофизической подготовки школьников к службе в Вооруженных Силах России. Физическая подготовка подрастающего поколения в российских общеобразовательных школах приобретает принципиально важное значение, так как она не только обеспечивает физическое развитие и укрепление молодого организма, но способствует формированию навыков здорового образа жизни, созданию базы общей физической работоспособности и воли. За многие годы в общем образовании сложилась система развития физической культуры и спорта, являющая составной частью современного (в частности, военно-патриотического) воспитания школьника.
Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, возрастающий дефицит финансирования образования, физическая культура по-прежнему остается предметом школьного учебного плана.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений по решению проблемы здоровья образующего фактора школьников. Образовательные учреждения самостоятельно с учетом местных условий и интересов учащихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания. Большое значение в улучшении здоровья школьников имеют рекреативные формы физической культуры, которые учитывают индивидуальные вкусы, интересы, склонности и потребности учащихся. В общеобразовательном учреждении к рекреативным формам физической культуры относятся:
– физкультурные минуты во время уроков, особенно необходимые в начальной школе,
– подвижные игры на удлиненных переменах;
– ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня;
– спортивные секции и кружки.
Своим письмом «Об организации физкультурно-массовой работы с учащимися общеобразовательных, внешкольных учебно-воспитательных учреждений» МО РСФСР еще в 1991 году определило, что «органы народного образования» направляют и координируют развитие системы физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений, осуществляют организационно-методическое руководство спортивными школами, детско-юношескими клубами физической подготовки системы образования через республиканские, краевые, областные и городские.
В месте с тем надлежит отметить, что в последние годы в России наметилась тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Уже при поступлении в школу у многих первоклассников наблюдаются отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии и подготовленности снижении сопротивляемости неблагоприятным факторам, они плохо адаптируются к школьной жизни, учебной деятельности. За время обучения в школе количество и характер отклонений в опорно-двигательном аппарате, морфофункциональных системах нарастает, достигая угрожающих размеров. Все это отражается на поведении учащихся, их отношении к учебе, окружающим, на целевых установках, жизненной позиции, приводит к появлению вредных привычек.
«Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе здоровье детей ухудшается в 4–5 раз. Среди причин, влияющих на ухудшение здоровья обучающихся, 21 % составляют факторы внутри школьной среды: переуплотненность классов, недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования на ухудшения социально-экономической и экономической обстановки».
Неразрешенными остаются следующие проблемы в развитии детско-юношеского спорта в системе общего образования:
отсутствие достаточного количества учебных спортивных сооружений;
– дефицит спортивного инвентаря;
– дефицит спортивного оборудования и спортивной формы.
В последние годы появились новые проблемы, связанные с прекращением финансирования внешкольной и внеучебной спортивной работы и государственного и профсоюзного бюджетов, резким повышением арендной платы за пользование спортивными сооружениями. Вследствие этого сократился календарь спортивных внешкольных мероприятий.
Например, в приложении № 1 справки «О стратегии развития детско-юношеского и студенческого спорта в системе общего и профессионального образования» показана динамика проведения Всероссийских спортивных мероприятий в системе общего образования с 1994 по 1998 годы. Так если в 1994 году Министерство образования России финансировало 331 спортивное мероприятие, где было 35 тыс. участников, то в 1996 году оно уже финансировало только 190 спортивных мероприятий при 25 тыс. участников (решение коллегии МО Российской Федерации «О стратегии развития детско-юношеского и студенческого спорта общего и профессионального образования»).
За последние годы система методического и научного обеспечения физической культуры и спорта школьников стала отставать от современных потребностей их физической подготовки.
Информация о негативных явлениях в официальных документах, средствах массовой информации представлена достаточно широко, что убедительно свидетельствует о необходимости принятия властными структурами и всеми заинтересованными сторонами кардинальных мер по сохранению физического и нравственного здоровья нации, подготовке поколения, способного к прогрессивным преобразованиям в обществе, к высокопроизводительному труду, службе в Вооруженных Силах России и в других социально значимых видах деятельности.
С учетом реального состояния физического здоровья и подготовки школьников как будущих защитников Отечества, органам образования в центре и на местах необходимо принять меры по решению указанных проблем.
Литература:
- Аверина И. Е. — Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007.
- Акбашев Т. Ф. — Первые шаги в «Педагогику жизни». Издательство ТОО «Вервия», г. Челябинск, 1995 г.
- Антропова М. В., Кузнецова Л. М., Параничева Т. М. — Режим для младшего школьника. — М.: Вентана — Графф, 2003. — 24 с.
- Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. — Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Батечко С.А, Бирюков В. С., Арийчук Е. К., Деревянко Н. А. — Двенадцать шагов к здоровью с «Тяньши». Серия «Медицина для вас». Ростов н / Д: Феникс, 2003.
- Борисова М. М. — Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. — метод. пособие / Марина Борисова. — Москва: Обруч, 2014.
- Вавилова Е. Н. — Развитие основных движений у детей 3–7 лет. Система работы. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Вареник Е. Н. — Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009.