Цель: расширение представлений о родном городе.
Задачи:
Развивающие:
– развивать любознательность и познавательную активность в различных видах деятельности;
– развивать умение связно излагать свои мысли умение обобщать, делать выводы.
– развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни;
Обучающие:
– расширять и углублять представления о родном городе;
– формировать представления о населении города,уметь видеть историю вокруг себя в названиях улиц, старинных зданиях, памятниках, продолжать знакомство с героями земляками, чьим именами названы улицы нашего города.
Воспитательные:
– воспитывать человеколюбие и толерантность к людям;
– воспитывать чувство гордости за свой город.
Образовательные области: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
Предварительная работа:
Экскурсия по городу, рассматривали здания, фотографии, иллюстрации, рассматривали книгу о городе Белгороде. Рассказ детям о Белгороде, его историю.
Оборудование иматериалы: фотографии и открытки с достопримечательностями Белгорода; две пары картинок с видами города: одна разрезается на 6 частей, а другая оставляется целой для образца при выкладывании, билеты, магнитофон, мел, вода, стаканы, ложки, «Тико» — конструктор, игрушка Чебурашка.
Воспитатель: — Дети, сегодня к нам в гости пришел необычный гость, чебурашка, он очень хотел увидеть и узнать побольше о нашем городе, но не знал с чего начать. Давайте с вами поможем ему и расскажем о наших достопримечательностях? (Ответы детей).
— Дети, вы хотите отправиться на экскурсию по нашему городу? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети как вы думаете, на каком виде транспорта мы можем отправиться на экскурсию по городу? (Ответы детей).
Воспитатель: А что нам нужно для того что бы отправиться на экскурсию на автобусе? (Приобрести билеты).
Воспитатель: Билеты мы уже заранее приобрели, подойдите, пожалуйста, и возьмите их. Я предлагаю совершить экскурсию, не покидая группы. А теперь займите места согласно приобретенному билету. Дети, если вы не против, я буду вашим экскурсоводом? (На стульях расклеены цифры, а на билетах парные цифры. Дети должны сесть на стул, на котором изображена такая же цифра, что и на билете.
Воспитатель: Ну что все готовы? (Ответы детей) Тогда поехали! Представьте, что наш автобус отъезжает от детского сада. (Звучит музыка, дети имитируют езду на автобусе).
Воспитатель: Посмотрите направо! Вот наша первая остановка «Театральная» (Дети выходят из автобуса и подходят к столу, на котором разложены фото Щепкина, картинки с изображением театра и музея имени Щепкина). Михаил Семенович Щепкин — это русский актер, один из основоположников русской актерской школы, наш земляк.
Воспитатель: Ну что ж, давайте вернемся на свои места и продолжим экскурсию. (Звучит тихая музыка, дети имитируют езду на автобусе).
Воспитатель: Дети наш город Белгород так красив, что о нем хочется говорить стихами! Вы хотите услышать один из них? (Ответ детей). (Чтение стиха Владимира Молчанова «Родное Белогорье»).
Край родной. Лесостепь. Белогорье.
На земле нету края милей.
Я люблю полноводие гордое,
Золотых черноземных полей
Из Донца всходит солнышко алое,
Над Осколом поет соловей,
Белгородчина — Родина малая,
Здесь начало России моей.
А когда над Москвой Златоглавою
Нависал лютый ворог бедой
Встал мой край богатырской заставою
Белгородской засечной чертой
На Азове в бою под Полтавою
Стали мы и сильней и смелей
Белгородчина — Родина малая
Третье поле России моей.
Мирный труд на земле — это главное
Мы живем для грядущих веков
Озаренные доброю славою
Знаменитых своих земляков
В новой музыке слышится старая
Над водой рукотворных морей,
Белгородчина — Родина малая
Честь и гордость России моей.
Воспитатель: Стоп! Посмотрите налево! Вторая наша остановка –«Белый город». Почему наш город называют белым? (Ответы детей). Правильно, потому что строился город на белой меловой горе. А что такое мел? (Ответы детей) Давайте с вами немного поэкспериментируем? (Дети подходят к столу, где расставлены стаканы с водой, на салфетке лежит мел и ложечка).
Воспитатель: Давайте возьмем кусочек мела и постучим по столу. Какой вы слышите звук? (Ответы детей). А теперь, положим, мел в стаканчик с водой и помешаем ложечкой. Посмотрите, каким цветом стала вода? (Ответы детей). А теперь достаньте мел из воды и постучите им опять о стол. Изменился звук? Почему? Изменился ли цвет мела? (Ответы детей).
Воспитатель: Ну а теперь отправимся дальше путешествовать! А пока мы будем ехать до следующей остановки, давайте поиграем?
Дети:
Дидактическая игра «Быстро ответь на вопрос»
— Город Белгород молодой город? (да)
— Жителей Белгорода называют москвичами? (нет)
— Город Белгород стоит на реке Волга? (нет, Везёлка)
— Вечный огонь построен в честь тружеников на заводах? (нет, в честь солдат которые погибли на войне)
— Аттракционы, карусели где? (в парке)
— Там останавливаются на ночь гости города (гостиница)
(Звучит тихая музыка, дети имитируют езду на автобусе).
Воспитатель: Стоп! Наша третья остановка «Салют». Скажите пожалуйста, какой праздник отмечает наш город 5 августа? (день освобождения от фашистов нашего города, воспитатель рассказывает историю возникновения Дня города Белгорода и первого салюта). Что происходит в этот день? (Салют).
Воспитатель: Дети, а давайте с помощью «Тико» конструктора сделаем с вами салют. У меня есть схемы, как правильно построить салют. (самостоятельная деятельность детей). Покажите Чебурашке, что у вас получилось. Молодцы! Давайте поиграем в интересную игру?
Игра смячом «Один имного».
«В нашем городе не один дом, а много домов».
Не один музей, а много… (музеев).
Не одна площадь, а много… (площадей).
Не один парк, а много… (парков).
Не одна церковь, а много… (церквей).
Не один магазин, а много… (магазинов).
Не одна улица, а много… (улиц).
Не один проспект, а много… (проспектов).
Воспитатель: Стоп! Наша четвертая остановка «Спортивная».
Воспитатель: Дети! Сейчас мы с вами узнаем о людях, прославивших наш город спортом. (Детям предлагается рассмотреть фото с изображением спортивных комплексов и известных спортсменов).
Светлана Хоркина, Сергей Тетюхин, Дмитрий Мусэрский, Тарас Хтей, Алексей Вербов, Наталья Зуева, и др.
Воспитатель: Ну что ж, дети, наше путешествие подошло к концу. Вы сегодня были молодцы! Отлично справились со всеми заданиями! Чебурашка говорит вам огромное спасибо за увлекательную экскурсию! Теперь он привезет в наш город своих друзей, чтобы показать достопримечательности нашего города. Давайте дружно скажем Чебурашке «До свидания»! А нам с вами пора возвращаться в детский сад!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, представьте себя лучиками солнца. Возьмите лучик и прикрепите его к тому солнышку, которое вам нравится больше всего.
Литература:
- Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. // О. Л. Князева, М. Д. Маханева, — Программа СПб: изд-во «Детство-ПРЕСС», 2004. — 304с.
- Крупенков А. Н. Белгородская старина. — Белгород: КОНСТАНТА, 2011. — 272 с.
- Озарённый первым салютом. Фоторассказ о Белгороде / Составители Л. Я. Дятченко, Б. И. Осыков. — М.: Советская Россия, 1985. — 168 с.
- Родное Белогорье. Учебное пособие по краеведению. — Изд-во «Кентавр, 1997. 14.
- Три ратных поля России. — Белгород: Областная типография, 2010. 15. Шмелев Ю. Н.
- Тайны Белгородского треугольника или страницы жизни из трёх тысячелетий истории руссов. — М.: Белгородское областное историко-родословное общество, 1995. — 304 с.