Иммунологические предикторы экспериментального аутоагрессивного поражения сердца у мышей BALB/c | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тойлиев, Сапардурды. Иммунологические предикторы экспериментального аутоагрессивного поражения сердца у мышей BALB/c / Сапардурды Тойлиев, С. А. Плескановская, А. М. Оразалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48151/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время инфекционный эндокардит (ИЭ) представляет собой серьезную медико-социальную проблему. Рост заболеваемости ИЭ отмечается во всем мире, в том числе в социально благополучных странах. Так, в США число больных ИЭ за последние десятилетия возросла вдвое. Во Франции частота заболеваемости составляет 2,4 случая на 100 000 жителей. Ежегодная заболеваемость ИЭ в России составляет 3,8 случая на 100 000 населения [11,12,13]. ИЭ в настоящее время характеризуется увеличением числа первичных форм заболевания, изменением этиологии и клинической картины, возрастанием числа атипичных вариантов, появлением новых форм течения ИЭ с тяжелыми осложнениями. Немаловажную роль в увеличении числа больных ИЭ играет широкое использование инвазивной медицинской техники. Увеличение заболеваемости прямо коррелирует с нарастающей частотой иммунодефицитных состояний, сопровождающихся резким снижением способности организма противостоять бактериальной или вирусной агрессии и, как следствие — к высокой летальности [2, 8].

Роль иммунной системы в прогнозе и исходе ИЭ безусловно велика. В этой связи остро встает вопрос о своевременной диагностике иммунодефицитного состояния и его коррекции посредством иммуномодулирующей терапии. Однако вопросы иммунологии, иммунодиагностики и иммунокоррекции у больных с иммунодефицитами, в том числе ИЭ изучены недостаточно и продолжают широко обсуждаться в современной литературе [5,17].

Таким образом, существующие проблемы, связанные с особенностями современного течения ИЭ, малоизученные вопросы нарушения иммунологической реактивности и иммунокоррекции у больных, определят актуальность моделирования ЭК на экспериментальных животных.

Экспериментальное моделирование эндокардита совершенно необходимо уже по той причине, что практически отсутствует предиктор развития патологии, так необходимого для ранней диагностики патологии сердца и в том числе ИЭ. Именно экспериментальные модели эндокардита позволят решить по крайней мере два главных вопроса — кинетику диффузии антибиотиков в пораженный миокард и степень эффективности лечения [1,3,8]. Чаще всего модель инфекционного эндокардита воспроизводится на мышах CD1 путем внутривенного введения определенной дозы Staphylococcus aureus через час после нанесения травмы аортального клапана посредством катетера, введенного через левую каротидную артерию. И [7, 10]. Не менее известна модель эндокардита на мышах BALB/c, вызванная путем внутрибрюшинного введения Staphylococcus aureus. В результате развивается хроническая персистирующая бактериальная инфекция по типу хрониосепсиса, которая приводит к развитию характерных изменений в эндокарде. Эта модель ИЭ мышах перспективна в контексте поиска предикторов и изучения возможности иммунотерапии эндокардита [1,4,6,9].

Нами разработана модель аутоагрессивного эндокардита на мышах BALB/c, удобная и легко воспроизводимая (в настоящее патентуется Патентным ведомством Туркменистана).

Целью настоящего исследования являлось определение степени сенсибилизации лейкоцитов крови к кардиальному антигену при экспериментальном аутоагрессивном эндокардите у мышей BALB/c и возможность использования теста в качестве предиктора поражения эндокарда

Материалы иметоды. В экспериментах использовано 25 мышей линии BALB/c самцов массой не менее 20 грамм, которые были получены из питомника Техноцентра АНТ. Животных содержали на обычном рационе питания вивария. Было выделено две группы животных. В первую группу (контрольную) вошло 10 и во вторую (опытную) 15 животных. На животных второй группы моделировали экспериментальный аутоагрессивный эндокардит (модель в настоящее время патентуется Государственным патентным ведомством Туркменистана).

Растворимый кардиальный антиген (РКАГ) получали методом водно-солевой экстракции с учетом рекомендаций [16]. Для этого из 3-х сердец сингенных мышей готовили гомогенат при помощи гомогенизатора Поттера. Гомогенат заливали фосфатно-солевым буфером (рН 7,2) из расчета 1:5, трехкратно замораживали- оттаивали. После третьего оттаивания гомогенат центрифугировали в течение 40 минут при 3000 об/мин. Супернатант отсасывали, дозировали по белку [16], разливали в ликвоты по 1,0 мл, хранили при -20° С. Полученный антиген размораживали однократно в день проведения исследования.

Животных обеих групп ежедневно осматривали, обращая внимание на подвижность, полировку шерсти, аппетит, массу тела. На 7, 14 и 21 сутки от начала эксперимента определяли степень сенсибилизации лейкоцитов к кардиальному антигену (КАГ) в реакции торможения миграции лейкоцитов в нашей модификации [14,15]. Результаты выражали в виде индекса миграции лейкоцитов (ИМЛ).

На 14 и 21 сутки по 2 мыши как из контрольной, так и опытной группы забивали под эфирным наркозом путем дислокации шейных позвонков, извлекали сердце для морфологического исследования. После традиционной проводки через спирты, готовили парафиновые блоки, нарезали и готовили препараты. Препараты окрашивали гематоксилин-эозином и микроскопиро-вали.

Полученные при исследовании результаты математически обработаны при помощи математической программы SPSS.

Результаты исследования иих обсуждение.

Животные находились в эксперименте 25 суток. Мышей обеих групп ежедневно осматривали. При осмотре животные обеих групп в течение первых трех суток — мыши подвижные, с хорошим аппетитом, шерсть блестящая.

Но с 3 суток у животных экспериментальной группы уже несколько тускнела полировка шерсти, хотя аппетит и двигательная активность сохранялись на прежнем уровне.

Рис. 1. Масса тела мышей BALB/c в зависимости от длительности эксперимента

Заметные внешние изменения начинались с 9 суток и к 14 суткам полировка шерсти тусклая, аппетит, двигательная активность и масса тела животных значительно снижены. К 21 суткам 7 животных из экспериментальной группы погибли (46,6 %) при явлениях нарастающей слабости, резкого снижения активности, массы тела и аппетита. На 25 сутки погибли 11 животных (73,3 %). В течение всего времени наблюдения (25 суток) в контрольной группе гибели мышей не было.

Первые морфологические признаки воспаления появляются в париетальном эндокарде желудочков сердца. Он становится утолщённым за счет воспаления. На 7 сутки морфологические изменения в эндокарде, указывающие на развитие тяжелого поражения ткани сердца — максимальны. Появляются лейкоцитарные васкулиты с примесью эозинофилов, инфильтраты периваскулярной ткани, клапанов сердца, очаги мукоидного и фибриноидное набухания. На 14–21 сутки развиваются выраженные альтеративно-деструктивные повреждения мио- и эндокарда. По краю створок клапанов, чаще на предсердной поверхности, развиваются пристеночные тромботические наложения, в соединительной ткани редко, но можно обнаружить диффузные лимфоидно-макрофагальные инфильтраты. К этому периоду погибает около половины животных (46,6 %). Другими словами, клиническая и морфологическая картина мио- и эндокарда позволяет говорить о существенных изменения в тканях сердца экспериментальных животных.

Рис. 2. Значения ИМЛ в присутствии кардиального антигена в динамике наблюдения

Иммунологические исследования показали, что у мышей контрольной группы величина ИМЛ в присутствии КАГ составляет 49,7±3,8, то есть наблюдается эффект торможения миграции. Это нормальная реакция иммунной системы животных на антиген. У животных экспериментальной группы на 3 сутки от начала эксперимента одновременно с внешними изменениями прогрессивно увеличивается значение ИМЛ (p<0,05) (рис.2). По мере нарастания внешних и морфологических изменений в мио- и эндо-карде мышей величина показателя прогрессивно увеличивается. На 21 сутки ИМЛ уже составляет 129,7±9,2 (p<0,001) и к 25 суткам превышает исходный уровень в 4,3 раза.

Ранее нами была показана возможность иммунологической диагностики патологии миокарда по величине ИМЛ в присутствии кардиального антигена (10). Эндокардит, тем более аутоиммунный, является не только серьезной патологией сердца, но и всего организма. На наш взгляд, величина ИМЛ в присутствии цельного кардиального антигена, использованного в настоящем исследовании, четко отражает тяжесть аутоиммунного поражения тканей сердца — мио- и эндокарда, развивающего в результате его длительной атаки сенсибилизированными к кардиальному антигену лейкоцитами и специфическими противокардиальными иммуноглобулинами.

В целом результаты исследования позволяют допустить, не только возможность моделирования аутоагрессивного эндокардита у мышей BALB/c при помощи цельного кеногенного кардиального антигена, но и возможность использования величины ИМЛ в качестве информативного предиктора патологии эндокарда у млекопитающих и в том числе — у человека.

Выводы.

  1. Длительное введение мышам линии BALB/c растворимого ксеноген-ного кардиального антигена позволяет получить модель ауто-иммунного мио- и эндокардита.
  2. Величину индекса миграции лейкоцитов (ИМЛ) в присутствии кардиального антигена можно рассматривать в качестве предиктора аутоиммунного эндокардита в пре- и послеоперационном периоде у больных с недостаточностью клапанного аппарата сердца, а также у больных с хрониосепсисом.

Литература:

  1. Bruno Fantin, Claude Carbon In vivo antibiotic synergism: contribution of animal models // Antimicr. Agents and chemother — 1992, vol 36, № 5, p.907–212.
  2. Carbon C Animal models of endocarditis. //Int J Biomed Comput. — 1994 Jun; 36 (1–2):59–67.
  3. Definition, clinical profile, microbiological spectrum, and prognostic factors of early-onset prosthetic valve endocarditis /J. Lopez, A. Revilla, I. Vilacosta et al. // Eur. Heart J.- 2007.- Vol. 28.- P. 760 765.
  4. Elise R. Breed and Bryce A. Binstadt Autoimmune Valvular Carditis // Curr. Allergy Asthma Rep., 2015, Jan; 15(1): 491. doi: 10.1007/s11882–014–0491-z
  5. Gibson G. W., Kreuser S. C., Riley J. M., Rosebury-Smith W. S., Courtney C. L., Juneau P. L., Hollembaek J. M., Zhu T., Huband M. D., Brammer D. W., Brieland J. K., Sulavik M. C. Development of a mouse model of induced Staphylococcus aureus infective endocarditis.// Comp Med., 2007, Dec; 57(6), 563–9.
  6. Hill E. E., Herijgers P., Claus P. et al. Infective endocarditis: changing epidemiology and predictors of 6-month mortality: a prospective cohort study /. // Eur. Heart J., 2007.- Vol. 28.-P. 196–203.
  7. Hirofumi Zempo, Jun-ichi Suzuki, Masahito Ogawa, Ryo Watanabe, Yuko Tada, Chisato Takamura, Mitsuaki Isobe. Chlorogenic Acid Suppresses a Cell Adhesion Molecule in Experimental Autoimmune Myocarditis in Mice// J. Immunology, Endocrine & Metabolic Agents in Medicinal Chemistry.- 2013.- Volume 13.- Issue 3.-P.,
  8. Kim H. K., Missiakas D., Schneewind O. Mouse models for infectious diseases caused by Staphylococcus aureus. //J. Immunol. Methods.,2014,- Aug.- 410.-P. 88–99. doi: 10.1016/j.jim.2014.04.007. Epub 2014 Apr 24
  9. Muller A. M., Fischer A., Katus H. A., Kaya Z. Mouse models of autoimmune diseases — autoimmune myocarditis.// Curr Pharm Des. -2015.- 21(18).- P.2498–512.
  10. Neumann D. A., Lane J. R., Wulff S. M., Allen G. S., LaFond-Walker A., Herskowitz A. and Rose N. R. In vivo deposition of myosin-specific autoantibodies in the hearts of mice with experimental autoimmune myocarditis.//J. Immunol.- June 15, 1992.- 148 (12).- P. 3806–3813.
  11. Буткевич О. М. Опыт наблюдения больных инфекционным эндокардитом в течение 1965–2005 гг. / О. М. Буткевич, Т. Л. Виноградова // Терапевтический архив. 2006.- № 4.- С. 61–64.
  12. Кабанова Т. Г. Первичный инфекционный эндокардит: особенности диагностики и лечения //Автореф. Дис. Канд. Мед. Наук Москва-2007
  13. Кисляк С. В. Современный инфекционный эндокардит: клинико-морфологические особенности в эволюционном аспекте и взаимосвязь с антифосфолипидным синдромом // Автореферат дисс. к.м.н. — Екатеринбург, 2009.
  14. Плескановская С. А., Гельдыева O., Тойлиев С. О возможности доклинической диагностики болезней миокарда.//Труды 6-го междунар.конгресса кардиологов туркоязычных стран. Ашхабад. Туркменистан, 8–9 нояб., 2008 г.
  15. Плескановская С. А. Клеточный и гуморальный иммунный ответ при кожном лейшманиозе (экспериментальные исследования и наблюдения на больных). Автореферат дисс. к.м.н. — Москва, 1982.
  16. Фримель Г. Иммунологические методы. М:Наука,1987.
  17. Цинкернагель Р. Основы иммунологии.- М:Мир.- 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): BALB, животное, сутки, мышь, полировка шерсти, экспериментальная группа, SPSS, двигательная активность, инфекционный эндокардит, масса тела.


Похожие статьи

Опыт использования Полиоксидония для стимуляции специфического иммунного ответа при экспериментальной хантавирусной инфекции in vivo

Влияние экстракта Salix viminalis L. на показатели системы крови на фоне развития экспериментального хронического воспаления

COVID-19 и повышение риска развития желудочковых аритмий у пациентов с синдромом удлиненного интервала QT

Розеткообразующая активность лейкоцитов, мигрировавших из стеклянного капилляра in vitro

STR-локусы в генетической дактилоскопии Felis catus L.

Рентгенэндоваскулярные технологии в лечении рестеноза коронарных артерий

Пренатальные эффекты бихромата калия и их коррекция у потомства крыс

Влияние экспериментальной анемии матери и/или потомства на развитие активности кишечных дисахаридаз растущих крыс

Плазменные предикторы частоты обострений у некурящих пациентов с хронической обстурктивной болезнью легких

Гематологическая и патоморфологическая оценка гепатотропных свойств «Дипромония-М» в эксперименте in vitro

Похожие статьи

Опыт использования Полиоксидония для стимуляции специфического иммунного ответа при экспериментальной хантавирусной инфекции in vivo

Влияние экстракта Salix viminalis L. на показатели системы крови на фоне развития экспериментального хронического воспаления

COVID-19 и повышение риска развития желудочковых аритмий у пациентов с синдромом удлиненного интервала QT

Розеткообразующая активность лейкоцитов, мигрировавших из стеклянного капилляра in vitro

STR-локусы в генетической дактилоскопии Felis catus L.

Рентгенэндоваскулярные технологии в лечении рестеноза коронарных артерий

Пренатальные эффекты бихромата калия и их коррекция у потомства крыс

Влияние экспериментальной анемии матери и/или потомства на развитие активности кишечных дисахаридаз растущих крыс

Плазменные предикторы частоты обострений у некурящих пациентов с хронической обстурктивной болезнью легких

Гематологическая и патоморфологическая оценка гепатотропных свойств «Дипромония-М» в эксперименте in vitro

Задать вопрос