Усилия, предпринимаемые государством в деле противодействия коррупции в системе государственной службы, вполне оправданны. Коррупция представляет серьезную угрозу деятельности публичной власти на основе закона, подрывает доверие населения к институтам государства, формирует почву для совершения террористических актов, развития экстремизма, способствует легализации доходов, полученных противоправным путем. Все эти проблемы угрожают безопасности личности, общества и государства. Коррупцией также существенно замедляется построение в Российской Федерации гражданского общества. В настоящее время коррупция бросает вызов государству и обществу.
В Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, констатируется, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене. Рост и размах уровня коррупции становятся серьезной проблемой для Российской Федерации. Экономическая и социальная сферы недополучают финансовых и материальных ресурсов, разрушаются незыблемые ранее нравственные основы. Коррупция на бытовом уровне становится нормой.
Термин коррупция происходит от латинского «coruptio» — развращать, подкупать, портить. Возникновение коррупции свойственно любым государствам, находящимся под влиянием денег и власти. В системе государственного управления, коррупция существует в связи с тем, что должностные лица, при отсутствии должного контроля, принимают те или иные решения, руководствуясь личными корыстными интересами.
Своими корнями коррупция уходит в далекое прошлое. С возникновением государств одновременно появлялись способы расхищения государственных средств, злоупотребления чиновников, подкуп должностных лиц. Коррупция в форме казнокрадства и взяточничества была известна во времена древнего Египта и древнего Китая, античной Греции и Римской империи. Наказания за эти преступления были весьма строгими.
Начиная с древних мыслителей по настоящее время, общество пытается найти причины коррупции и способы борьбы с ней.
Что касается России, то еще во времена Древней Руси порочная практика незаконного обогащения — посула была широко распространена среди воевод.
При Иване Грозном, мздоимство чиновников приобрело повсеместный характер, а потому Судная грамота, принятая в 1561 году, предусматривала смертную казнь для судебных чиновников за взятку. В царской России выделяли два вида взяточничества, мздоимство и лихоимство. Мздоимство означало взятку должностному лицу за выполнение действий, входящих в его обязанности. Лихоимством считалась взятка должностному лицу, но уже за совершение служебного проступка, преступления, подлога.
Император Петр I принимал жесткие меры по искоренению казнокрадства и взяточничества особенно в аппаратах губерний и приказов, которые формировались в России с 1709 г. Государь разрешал доносить ему лично о лихоимстве, а при подтверждении информации награждал сообщившего человека имуществом преступника движимым и недвижимым. Позднее эта кампания была развита в законодательных актах Екатерины II, Александра II, Александра III и других государей.
Однако усиление санкций за взяточничество не давало ожидаемых и существенных результатов. Взятки продолжали давать и брать. Во времена царствования дома Романовых коррупция была одной из основных статей доходов госслужащих и сановников.
Большевики, придя к власти, передали в мае 1918 дела о взяточничестве в ведение революционных трибуналов, что приравнивалось к контрреволюционной деятельности и в соответствии с уголовным кодексом 1922 г. за данное преступление был предусмотрен расстрел.
В советское время взяточничество считалось буржуазным пережитком и должно было исчезнуть, как явление, по мере строительства социализма. Но этого не случилось.
В эпоху сталинского тоталитарного государства коррупции было меньше. Это связано с небывалыми полномочиями репрессивных органов. В это же время была создана обстановка нетерпимости к любым проявлениям личной наживы и к началу 50-х годов в борьбе с коррупцией наблюдались значительные успехи.
Позднее, в периоды так называемых оттепели и застоя, общественный и государственный контроль ослабли, и коррупционные проявления пустили новые корни. Получили широкий общественный резонанс такие дела как рыбное, хлопковое, краснодарское.
Ю. В. Андропов, придя к управлению страной в 1982 г., развернул широкомасштабную борьбу с коррупцией в СССР. Результатом этой деятельности стало смещение 30 партийных руководителей в Москве, 34 на Украине, 32 в Казахстане. Были небезосновательно отстранены по обвинению в коррупции Н. Щелоков и Ю. Чурбанов. Тогда были остановлены самые наглые и бессовестные высокие должностные лица.
После Ю. В. Андропова ни одному из лидеров тогдашнего еще советского государства не удалось внести существенного вклада в борьбу с коррупцией, которая с середины 80-х годов начала свое распространение.
В результате развала Советского Союза произошел слом государственного советского строя, а вместе с тем и утрата былой системы контроля — общественного и государственного.
В создаваемой суверенной РФ в системе нового государственного управления своевременно антикоррупционные механизмы созданы не были.
И к настоящему времени коррупция для российского общества является проблемой, которая приобрела особую значимость.
По данным АНО Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р», РФ занимает одну из лидирующих позиций в мировом коррупционном рейтинге. Проследить место государства в этом рейтинге можно с помощью индекса восприятия коррупции, где страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль означает самый высокий уровень коррупционных проявлений, а сто баллов наименьший.
Индекс восприятия коррупции — составной индекс, измеряющий уровня коррупции в государственном секторе различных стран. Индекс рассчитывается на основании данных за последние два года собранных 12 независимыми организациями по всему миру.
В 2016 году РФ занимает 131-е место из 176 мест, получив 29 баллов оказавшись в одном ряду с Украиной, Непалом, Ираном и Казахстаном.
Несмотря на то, что в настоящее время проводится целенаправленная деятельность государства по защите прав и законных интересов граждан и общества от угроз, связанных с коррупцией, а также устранения причин и условий, порождающих возникновение этого явления, можно сделать вывод о том, что этих мер на текущий момент времени недостаточно.
Для того чтобы узнать общественное мнение и выявить реакцию различных категорий граждан на коррупцию и ее проявления мной было проведено исследование на тему: «Ваше отношение к коррупции и лоббизму». Мной было опрошено 106 человек. Респонденты были выбраны из числа знакомых мне лиц граждан РФ в возрасте от 23 до 58 лет, имеющих высшее образование, трудоустроенных с постоянным доходом не менее 30 тыс. рублей. Опрос проводился в форме доверительной беседы либо в процессе таких мероприятий, как семинарские занятия, публичные выступления государственных служащих. Предварительно респондента просили дать максимально точный и правдивый ответ исходя только из его личного мнения по данному вопросу. Были поставлены следующие вопросы: 1) Как вы относитесь к коррупционным проявлениям? 2) как вы относитесь ко взятке? 3) приходилось ли вам быть взяткодателем и получать взятки? 4) ваше отношение к лоббизму. 5) какой метод противодействия коррупции наиболее эффективный: профилактика или ужесточение наказания за коррупционные преступления (правонарушения)?
Результаты оказались следующими:
‒ 90,5 % опрошенных к коррупционным проявлениям относится положительно (96 человек);
‒ 84,9 % положительно относятся к взяткам (90 чел.);
‒ 96,2 % брали-давали взятки (102 чел.);
‒ 68,8 % к лоббизму относятся положительно (73 чел.);
‒ 95,2 % за ужесточение наказания (101 чел.).
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что абсолютное большинство опрошенных считают нормой присутствие коррупционных механизмов в системе общественных отношений, а лоббизм, дача либо получение взятки является своеобразным способом решения разного рода проблем.
Вместе с тем, несмотря на участие каждого опрошенного в коррупционных схемах и механизмах в той или иной мере, практически все говорят о необходимости ужесточения наказания за коррупционные преступления и проявления, что говорит о нежелании видеть коррупцию определенным способом решения проблем, но, к сожалению, как мы видим даже исходя из нашего опроса, коррупция и лоббизм таковым способом является. Таким образом, на сегодняшний день общество принимает коррупцию и ее проявления как данность, но не желает мириться с текущим положением дел и среди различных категорий граждан есть запрос на реформацию механизма противодействия коррупции, создание эффективных методов выявления и пресечения ее проявления.
Представляется очевидным, что для эффективной деятельности по противодействию коррупции в настоящее время необходимо определить причины столь высокого уровня развития коррупции.
Причины коррупции в РФ весьма разнообразны. Согласно исследованию, проведенному Институтом социологии Российской академии наук, причинами коррупции, по мнению населения Российской Федерации, являются: жадность и аморальность чиновников и бизнесменов (так ответило 70,1 % опрошенных респондентов); неэффективность государства и несовершенство законов (63,3 % опрошенных граждан). Низкий уровень правовой культуры, правовой нигилизм, по мнению 37,2 % респондентов, также вызывают коррупцию. Клановость и семейственность в системе государственной службы, уверены 33,9 % опрошенных, также провоцируют коррупцию. Кроме того, к числу причин коррупции относиться правовая неграмотность государственных служащих (мнение 13,7 % опрошенных). И лишь 4,2 % респондентов затруднились назвать причины коррупции, а 1,1 % назвали иные причины коррупции. Интересно отметить, что явным злом однозначно коррупцию считают лишь 2,5 % опрошенных граждан.
Становится понятным, что причины масштабной коррупции в системе государственной службы состоят в непоследовательности административных преобразований, а также в бессмысленном, непрерывном реформировании государственной службы; неэффективности использования кадров в системе государственной службы. Кроме того, коррупцию в системе государственной службы провоцируют: отсутствие должных механизмов карьерного роста государственного служащего; низкий уровень оплаты труда большинства государственных служащих.
Для эффективного противодействия коррупции в системе государственной службы РФ необходимо использовать всю совокупность правовых средств, а центральное место должно быть отведено именно административно-правовым средствам. Связано это с тем, что нормы административного права определяют режим осуществления государственной службы, регулируют порядок предоставления услуг гражданам и юридическим лицам, а также порядок взаимоотношения различных субъектов в сфере контрольно-надзорных функций.
К числу административно-правовых средств противодействия коррупции относятся: запреты, связанные с режимом государственной службы; средства и методы урегулирования конфликта интересов на государственной службе; четко определенный должностной регламент государственного служащего с соответствующими дополнениями и разъяснениями, не допускающий двоякого толкования; конкурсное замещение должности государственной службы; обязательное использование кадрового резерва в системе государственной службы; испытание при поступлении на государственную службу; определение статуса должности государственной службы, которая связана с коррупционными угрозами; социальные гарантии, связанные с режимом и статусом государственного служащего; аттестация государственных служащих; поощрения и награждения государственных служащих; определение примерных этапов карьерного роста государственного служащего; отстранение от занимаемой должности государственной службы в случаях возникновения конфликта интересов; квалификационный экзамен; режим служебной дисциплины на государственной службе; административный контроль за служебной деятельностью государственных служащих; контроль за имущественным положением государственного служащего и членов его семьи; дисциплинарная и административная ответственность государственных служащих; предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего и членов его семьи; оплата труда государственных служащих; ротация кадров в системе государственной службы и др.
В целях совершенствования механизма противодействия коррупции было бы вполне оправданным внесение некоторых изменений в административное законодательство по различным направлениям. Необходимым должно стать дополнение антикоррупционными предписаниями таких законодательных актов, как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Трудовой кодекс. Названные законодательные акты обеспечивают реализацию законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.
Для снижения уровня необоснованного административного усмотрения в вопросе применения административного принуждения, следовало бы в Кодексе об административных правонарушениях установить правовой механизм, который не будет давать субъектам административной юрисдикции возможность выбора между применением мер организационно-предупредительного характера и административного наказания в случае выявления и пресечения административного правонарушения. Во всех случаях выявления административного правонарушения должны применяться именно административные наказания, а не меры организационно-предупредительного характера.
В целях совершенствования процедуры отбора кадров в настоящее время назрела объективная необходимость сформировать институт поручительства. Необходима разработка проекта нормативного правого акта «О поручительстве в системе государственной службы Российской Федерации». В этом документе может быть определен статус поручителя, а также разработан механизм реализации института поручительства.
Однако усилий только лишь публичной власти в деле противодействия коррупции недостаточно. И в этой связи государству важно поддерживать институты гражданского общества, которые участвуют в мероприятиях по противодействию коррупции. Целесообразно нормативно закрепить формы взаимодействия органов, призванных осуществлять противодействие коррупции, с институтами гражданского общества, сформировать административно-правовой режим защиты лиц, оказывающих помощь в мероприятиях по предупреждению коррупции в системе государственной службы РФ, стимулировать их денежным вознаграждением. Для того чтобы административно-правовые средства начали эффективно работать, необходимо применять их только комплексно. Следует отметить, что административно-правовые средства нужно реализовывать последовательно во всей системе государственной службы, т. е. в системе гражданской, военной и правоохранительной службы одновременно, учитывая при этом специфику каждого вида государственной службы.
Говоря о социальном назначении административно-правовых средств противодействия коррупции, необходимо отметить, что они необходимы для того, чтобы не допустить перерастание коррупционного правонарушения в деяние, с большой общественной опасностью, ответственность за которое предусмотрена УК.
В правовом механизме противодействия коррупции в системе государственной службы РФ именно в настоящее время важно реализовывать весь нормативный и административный потенциал. Лишь комплексное использование всех средств противодействия коррупции, может привести к определенным успехам и позволит если не искоренить ее, то свести до минимального уровня, не представляющего серьезной опасности для личности, общества и государства.
Литература:
- Гацко М. Ф. Антикоррупционная политика государства. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. — 95 с.
- Коррупция в системе государственной службы // Научно-исследовательский институт Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации. URL:https://docs.google.com/document/edit?id=11PIXs5ymivn0ESD-ClyEKaKfsGjW1p5WB1CXaWvxmrs&hl=en
- Индекс восприятия коррупции // transparency.org.ru.