Коррупция — это постоянный практический спутник всех видов государственных институтов власти. Коррупцию принято считать социально-негативным явлением в обществе, она существовала испокон века, еще со времен начала формирования управленческого аппарата, при этом она присуща практически всем странам во все периоды их существования [2].
Категория «коррупция» существенно выходит за рамки взяточничества. Под коррупцией понимают применение государственными, муниципальными и другими общественными служащими, или служащими коммерческих организаций своего должностного положения для незаконного получения личной выгоды, которая может принимать форму имущества или прав на него, услуг, льгот неимущественного характера.
Борьба с коррупцией всегда идет параллельно с развитием государственного аппарата, что сопутствует увеличению числа чиновников и принятию законов в этой области.
Коррупция — это сложное социальное явление, поэтому у него не может существовать единственного канонического определения. Говоря о коррупции, невозможно обойти вопрос о различных подходах авторов к категории «коррупция» [3].
Под категорией «государственная» коррупция, понимается ситуация, когда одной из сторон является лицо, находящееся на государственной должности или который наделен определенными полномочиями способом делегирования власти от избирателей или другим способом.
Точного термина не существует, поэтому для таких лиц применяются словосочетания «государственный служащий», «чиновник», «должностное лицо».
Государственная коррупция имеет место быть, так как чиновник распоряжается ресурсами, которые ему не принадлежат путем принятия или непринятия определенных решений. Такими ресурсов могут быть средства государственного бюджета, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы, льготы. Чиновник может позволить распоряжаться ресурсами, которые не принадлежат ему, например, путем сбора штрафов, налогов, других предусмотренных законом платежей. При этом законные штрафы попадают в государственную казну, а незаконные в карман чиновнику.
Должностное лицо принимает решения, ориентируясь на цели, установленные а) правовыми нормами: конституцией, законами, нормативными актами; б) культурными и моральными нормами [4].
Коррупция начинается в тот момент, когда цели заменяются корыстными интересами служащего, которые реализуются в конкретных мерах и действиях.
Рассмотрим примеры ситуаций, которые обычно описываются термином «коррупция» [1].
- Командующий округом, например, строит себе дачу за счет государственных средств, которые ему доступны, при этом он попадает в существенную зависимость от других лиц, которые имеют непосредственное отношение к строительству. Обычно, если руководитель использует свое служебное положение для незаконного получения материальных благ, то он должен потом расплатиться за это незаконным продвижением по службе или премиями. Подобная ситуация очень схожа с общепринятым представлением о коррупции, так как в ней действует целая заинтересованная группа, которая всем коллективом извлекает выгоду из всех возможных способов и форм нарушения законов.
- Служащий, который обязан принять по закону конкретное решение в отношении определенного лица, например, выдать лицензию создает искусственные преграды, чаще всего незаконные, и этим вынуждает клиента дать взятку, что достаточно часто происходит в реальной жизни. Подобная ситуация значительно ближе к традиционному пониманию категории коррупции, так как она сопряжена с ситуацией дачи и принятия взятки.
Стоит иметь в виду, что подобным перечислением феномен коррупции не исчерпывается. Стоит различать коррупцию верхушечную и коррупцию низовую. Первая — это политики, высшее и среднее руководство, работа которого сопряжена с принятием решений высокой цены: законы, государственные заказы, изменение формы собственности. Вторая имеет место зачастую на среднем и низшем уровнях, и в связи с этим связана с постоянным взаимодействием служащих и граждан [3].
Наиболее распространенная ситуация, что обе заинтересованные в сговоре стороны принадлежат к одной государственной системе. Например, когда служащий дает взятку своему руководителю за укрывательство его собственных действий взяткодателя, то такая коррупция называется «вертикальной». Как правило, вертикальная коррупция выступает в качестве лифта между верхушечной коррупцией и низовой коррупцией. Особенно опасно, так как это говорит о переходе коррупции из формы разрозненных случаев в стадию укореняющейся системы.
Коррупция в коммерческих организациях, наличие которой признается специалистами, содержится в том, что сотрудник организации, которая может быть и общественной, может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами. При этом он обязан следовать уставным задачам своей компании. Кроме того, у него есть возможность незаконной наживы при помощи действий, нарушающих интересы предприятия или фирмы, в пользу другой стороны, при этом получая свои личные выгоды. Очевидным примером из российской жизни является получение кредитов в коммерческих банках за взятки под проекты, целью которых является получение денег с последующим их невозвратом [4].
Список основных мер профилактики коррупции, согласно 6 статье Федерального закона:
1) формирование в обществе систематической нетерпимости к коррупционным действиям.
Формирование нетерпимости необходимо проводить за счет повышения общего уровня правовой культуры, путем правового воспитания.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственного аппарата, различных общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию правосознания высокого уровня и правовой культуры граждан. Эта категория включает необходимость получения и распространения знаний о праве и различных правовых явлениях, а так же усвоение правовых ценностей, идеалов.
Формы антикоррупционного воспитания [3]:
– антикоррупционное образование, которое выражается в формировании нетерпимости к коррупционным действиям в условиях образовательных программ школьного и высшего образования, а также послевузовского и дополнительного образования;
– антикоррупционная пропаганда, должна проводиться посредством средств массовой информации, например, с применением социальной рекламы;
– проведение органами государственной власти и местного самоуправления мероприятий антикоррупционного направления: совещаний, семинаров, слушаний, конференций.
На федеральном уровне нормативных правовых актов, обеспечивающих формирование в обществе нетерпимости к коррупционным действиям, до сих пор не принято.
Отметим, что в России сформировались очень благоприятные условия для процветания коррупции на каждом уровне всех властных структур.
Эффективность метода борьбы с коррупцией будет зависеть от социальных условий, в которых он применяется, а значит нужно выделить условия, способствующие развитию коррупции [1].
- Несовершенство судебной системы — основная проблема. В системе тотального надзора люди приучены были искать защиту в партийной организации, а не в суде. После распада СССР на месте партии сформировалась правовая брешь, которая до сих пор не заполнена.
В противостоянии коррупции фактически не применяется серьезный потенциал гражданского судопроизводства. Отсутствие административной юстиции не позволяет разгрузить уголовное и гражданское судопроизводство от множества дел по административным нарушениям, а это сильно затрудняет выполнение множества задач в данной отрасли и она смыкается с коррупцией.
- Практически полное отсутствие правового сознания населения порождено укорененной при тоталитарном режиме системой партийного квазиправа. Кроме очень слабого выполнения законов и основных правовых норм, кроме отсутствия культуры и традиции пользоваться гражданскими правами, сейчас проявляются и такие эффекты: пониженный правовой иммунитет делает «низовую» коррупцию практически легальной.
- Постоянная ориентированность правоохранительных органов на защиту только интересов государства и общенародной собственности исключительно проблема России. При этом защита прав и интересов обычных граждан, частных собственников, не является центральной проблемой силовых органов. Поэтому предприниматели, не могут найти защиту в области права, что вынуждает их к поискам незаконных услуг должностных лиц.
- Служащие в России подчиняются не закону, а начальнику имеет, что имеет достаточно глубокие корни. Такая ситуация приводит к тому, что правовое регулирование вязнет в бюрократической системе, которая продолжает работать по собственным законам. Именно поэтому, антикоррупционная программа России должна начинаться с коренного реформирования системы государственной службы.
Для понимания и оценки возможности борьбы с коррупцией, нужно определить формы возможного участия в решении данной задачи основных контрагентов:
– органов власти;
– основных компонентов гражданского общества — предпринимательства, средств массовой информации, общественных институтов;
– общества в целом.
Средства массовой информации (СМИ) давно и надежно стали главной ареной, где разворачиваются битвы вокруг коррупционных сценариев. Эти сюжеты хорошо пользуются спросом общества.
Деловая элита России уже имеет серьезное представление о могуществе СМИ, так как политическая рентабельность существенных вложений в них должна иметь полезные экономические последствия. В итоге, начинается борьба между экономическими кланами за информационные каналы. Неурегулированность юридических и экономических взаимоотношений между журналистами и владельцем СМИ влечет за собой распространение пропагандистской информации, насыщенной проплаченным содержанием. В результате частные и общественные СМИ рискуют стать, вместо мощного отряда гражданского общества, инструментом борьбы между экономическими и бюрократическими деловыми кланами.
Общество в России разочаровано государственной властью очень сильно. Значительный вклад в этом разочаровании составляет устойчивый стереотип о коррумпированности власти. Общественное сознание россиян, которое не имеет представления о защищенности гражданской ответственности, приверженности демократическим принципам, достаточно легко поддается соблазну быстрых рецептов, один из них — миф о «сильной руке» достаточно распространен. Именно поэтому очень тяжело будет обрести доверие граждан и их поддержку при реализации сколь-нибудь значительной антикоррупционной программы [3].
В последние десятилетия выросло число общественных организаций, охваченных в меньшей степени ржавчиной коррупции, чем другие сферы жизни. Эти организации гражданского общества стали серьезным подспорьем при реализации программы по борьбе с коррупцией.
Российские власти обеспокоены потерей поддержки в обществе.
Необходимо продлить свои государственные должности посредством выборов, что заставляет власти постоянно и плотно заботиться об усилении собственной легитимности. Конечно, борьба с коррупцией — это один из эффективных инструментов решения рассмотренных задач.
Антикоррупционная риторика эффективно применяется участниками любых частей политического спектра. Однако, никакие практические шаги по сдерживанию коррупции несут символический, фрагментарный характер [4].
Препятствие к запуску и реализации системы антикоррупционных мероприятий:
– на очень высоком государственном уровне есть лица — конкретные люди, которым может быть инкриминирована коррупционная деятельность;
– сформировался существенный пласт служащих, которые совершенно не заинтересованы в переменах текущей ситуации;
– у власти стоят лица, у которых преобладают стереотипы, определяющие упрощенные подходы к решению проблем, подобных борьбе с коррупцией.
Значительное ограничение коррупции невозможно отделить от фундаментального реформирования государственной системы, с необходимостью реализации подобной программы, которая требует политического обеспечения и специфических политических условий: консолидация большей части властных элит.
Для устранения вышеперечисленных препятствий требуется существенная политическая воля, даже большая, чем та, которая была видна на ранних этапах предшествующих преобразований. Однако сейчас еще сохраняется опасная ситуация, когда коррупция — это актуальная политическая повестка дня, которая применяется в клановом противостоянии, однако настоящих мер по борьбе с коррупцией не предпринимается.
Так как коррупция — это следствие тотальных проблем государства в целом, и общества, в частности, то борьба с ней не может быть сведена исключительно к реализации только антикоррупционной программы, но существует необходимость пронизывающей все сферы социума программы обновления [1].
Тогда антикоррупционная программа может выступать в качестве дополнительного обоснования реализации конкретных мер в смежных программах. Еще это подразумевает существенную необходимость координации, для избегания дублирования или отсутствия усилий.
Перечислим общие меры для антикоррупционной и смежных программ, которые будут осуществляться, и реализовываться в недалеком будущем России.
Совершенствование механизмов системы управления и эффективное установления сфер государственного регулирования экономики должны снижать количество возможностей процветания коррупции. Такой эффект наводит порядок в области государственных денежных средств. Примеры таких ситуаций [2]:
- Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует даже возможность возникновения ситуации дефицита бюджетных средств, когда резко расширяется область личного усмотрения при принятии решений должностными лицами.
- Реализация контрактных прав: собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности компании для акционеров определяют возможность бизнесменам апеллировать к закону и снижают шанс проявления поводов для использования должностными лицами взяток как средства защиты своих предпринимательских интересов.
- Совершенствование налогового законодательства позволит снизить долю теневой зоны экономики, то есть ограничивает возможности попадания бизнесменов в ситуацию шантажа со стороны должностных лиц налоговых органов.
- Снижения объема наличного оборота денежных средств, а вместо этого расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности, которые облегчат контроль за движением средств, затруднят возможности дачи взяток в наличном виде, что особенно важно для ограничения низовой коррупции.
Подводя итоги, можно сказать, что на первых стадиях реализации антикоррупционной программы существует вероятность возрастания показателей, характеризующих уровень коррупции в государстве. Что неизбежно по двум причинам: 1) введение четких методов учета, 2) преодоление анемии правоохранительной системы. Конечно, ожидать, от реализации антикоррупционной политики полное отсутствие сопротивления на разных уровнях административной иерархии невозможно.
Повышение уровня коррупции сопровождает глобальные переходные процессы, однако особенно утешаться этим не стоит. Есть государства, которые на стадии модернизации пережили всплеск коррупции, но смогли его побороть целенаправленными усилиями. Существуют и другие примеры государств, в которых реформы вызвали увеличение коррупции, а отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с ней привело к ее укоренению.
Сейчас общепризнанно, что ни отдельные государства, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и финансовых ресурсов снижает ее эффективность. Интернациональные организации — такие как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Всемирный Банк — активно стимулируют борьбу с коррупцией, но и они с их опытными штатами, информированностью и большими финансами не могут успешно противостоять коррупции в какой-либо стране, если ее правительство и граждане не проявляют воли и решимости к борьбе. Вот почему данная проблема может быть разрешена только в тесном сотрудничестве между отдельными странами и международными организациями.
Литература:
- Новоселова Н. В. Конфликт интересов на государственной службе: некоторые проблемы правопонимания // Административное право и процесс. — 2010. — № 6.
- Пиджаков А. Ю., Никонов Д. А. Зарубежный опыт противодействия коррупции: Методическое пособие / Под общ. ред. Богданова Л. П. — СПб, 2011.
- Сараев Н. В. О некоторых вопросах применения законодательства России о противодействии коррупции // Административное и муниципальное право. — 2010. — № 6.
- Трегубова Е. В. Административно-правовой запрет: понятие, цель, признаки в механизме противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. — 2010. — № 6.