В статье рассматривается противодействие коррупции в современной России. Выявлены проблемы правоприменения противодействия коррупции. Особая опасность коррупции для отдельного человека, общества и государства требует особого, экстраординарного подхода к задаче ее сокращения. Сложность борьбы с коррупцией заключается в том, что коррупция — это не только преступный феномен, но и политический, экономический и социальный феномен, поэтому эффективная борьба с ним возможна только с помощью комплекса мер, основанных на одном противостоянии, заключающаяся в целенаправленном применении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению причин и условий, порождающих коррупцию в различных сферах жизни.
Ключевые слова: коррупция, государственная служба, противодействие коррупции, преступления коррупционной направленности, антикоррупционное законодательство.
Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена пристальным вниманием и критичностью общественности по отношению к деятельности чиновников, а также неблагоприятным воздействием коррупции и бюрократизма на экономические и социальные процессы в России.
Изучение проблемы коррупции всегда будет востребовано, однако необходимо искать выход из данной ситуации. Как бы не пыталось Правительство эту проблему сглаживать, издавая законы и постановления, коррупция на сегодняшний день занимает среди всего множества государственных проблем лидирующее место. В современном мире коррупция является одной из основных социальных проблем. Для многих государств она является вопросом выживания, от ее решения во многом зависит если не само существование государства, то как минимум стратегическое направление ее экономического, политического и материального развития.
Коррупция — социальное явление, а не конкретное общественно опасное деяние; это явление характерно для всех стран мира, неотъемлемый атрибут публичной власти [5].
Это определение отличается от предусмотренного в законе и предлагаемого предварительному проекту рядом существенных моментов. Прежде всего тем, что коррупцией предлагается признавать получения не только выгоды материального, но и нематериального характера. Таким образом, кардинально меняется принципиальный подход к пониманию сущности коррупции — признается, что «Продажность» представителя власти может иметь и нематериальный характер.
Кроме того, указанное определение базируется на совсем другом смысле субъекта коррупции — в круг субъектов предлагается отнести не только государственных служащих, депутатов, должностных лиц государственных органов, но и должностных лиц и других служащих государственных предприятий, учреждений, организаций и объектов коммунальной собственности, которые не имеют статуса государственного служащего, кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, некоторые другие категории лиц.
Интересным является определение, предложенное В. И. Новоселовым, который определяет коррупцию как явление комплексное, имеющее проявления в различных сферах жизни и содержит в себе различные аспекты, и охватывает несколько правонарушений разного рода и характера, некоторые из которых постепенно укореняются в сознании граждан как нормальные, присущие общественным отношениям между людьми, поведенческим аспектам [2].
Как отмечает Юрченко О. В., в РФ долгое время не существовало эффективной стратегии борьбы с коррупцией и это усложняло налаживание действенного механизма ее преодоления [6]. Именно поэтому булл принят Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Именно этот документ определяет перечень действий, направленных на предотвращение и преодоление коррупции в РФ [4]. Основные направления антикоррупционной деятельности в государстве определены в стратегии на среднесрочный период (три года). Это позволяет конкретизировать все ее субъекты и эффективно внедрять запланированные действия, которые должны быть скоординированы в соответствии с их принадлежности к правоохранительным и другим государственным органам. Стратегией предусмотрены индикаторы прогресса реализации государственной программы, что дает возможность отследить эффективность действий каждого из участников.
Как влияют пробелы, существующие в проанализированных выше антикоррупционных законах, на осуществление антикоррупционной политики, можно узнать из ежегодного национального доклада по реализации основ антикоррупционной политики. Ведь согласно закону РФ «О противодействии коррупции» общественная палата РФ ежегодно проводит парламентские слушания по вопросам ситуации по коррупции, утверждает и обнародует ежегодный доклад об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики. Впервые в этом году доклад подготовлен с учетом результатов исследования уровня восприятия коррупции в РФ. Документ охватывает вопросы предотвращения коррупции во всех сферах общественных отношений, от представительных органов власти до частного сектора. В каждом разделе приведены выводы по эффективности антикоррупционных мер в той или иной сфере, а также рекомендации о принятии мер для минимизации коррупционных проявлений [3].
Считаем целесообразным построить институциональную систему, соответствующую международному опыту, а также учитывающую особенности российской юридической системы и общества. Для формирования соответствующей системы стоит обратить внимание на рекомендации международных организаций.
Итак, как бы ни говорили специальные органы по борьбе с коррупцией о том, что они занимаются преодолением топ-коррупции (коррупция в высших эшелонах власти), результаты исследования свидетельствуют об обратном. Поэтому при таких обстоятельствах наиболее оптимальным видится образование нового судебного института, сформированной на принципах независимости и профессионализма, который сможет стать эталоном для органов судебной власти.
Принимая во внимание, что конечная цель любой реформы заключается в укреплении и обновлении государственных основ, принятие новых законов должно способствовать не только обновлению механизма предотвращения и противодействия коррупционных правонарушений, но и устранению недостатков и пробелов предыдущих законодательных попыток урегулирования данной проблемы [1].
Учитывая имеющуюся на данный момент реальность общественной, политической, экономической жизни в РФ, определим ориентировочные направления развития антикоррупционной политики в РФ. Основными направлениями должны стать:
— внедрение электронных государственных информационных систем, что позволит внедрить новые сферы взаимодействия государства, общества и бизнеса, а также усилит уровень общественного контроля.
— внедрение изменений в органы государственной власти, суды, органы местного самоуправления с учетом взятых на себя страной международных обязательств в сфере предотвращения и противодействия коррупции;
— создание специальных органов противодействия и борьбы с коррупцией, лишение правоохранительных органов права вмешиваться в экономическую деятельность.
Итак, при условии внедрения предложенных выше направлений реализации антикоррупционной политики, показатели Индекса восприятия коррупции могут измениться для РФ в лучшую сторону. Ведь под самым индексом скрыто реальное положение дел в стране.
В пользу такого понимания сущности коррупции как социального явления свидетельствует также многовековой исторический опыт. Явление коррумпированности как «порчи» механизма управления публичными делами известно человечеству с древнейших времен, поскольку существовало фактически при любом режиме и любой власти. И так же давно люди пытаются установить причины коррупции и найти способы ее ограничения.
В результате проведенного анализа, мы пришли к следующим выводам: во-первых, понятие коррупция стоит использовать в двух главных контекстах: как некий социальный институт, негативно влияющий на развитие общества и как общий термин, который обозначает должностные злоупотребления для получения личной выгоды; во-вторых, антикоррупционная политика — это процесс выработки и применения совместных принципов и механизмов противодействия коррупции, обобщения опыта антикоррупционной деятельности и научного подхода к решению проблемы, закрепленный в законодательстве.
Литература:
- Брызгунова, О. Ф. Противодействие коррупции: проблемы определения понятийного аппарата / О. Ф. Брызгунова // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 163–165.
- Новоселов В. И. Оценка коррупционных рисков как источник формирования мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе /В. И. Новоселов // Тенденции развития науки и образования. — 2018. — № 38–1. — С. 31–34.
- Сидоров, А. И. Коррупция: и диагноз, и приговор / А. И. Сидоров // Социологические исследования. — 2019. — № 2. — С. 111–117.
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // Справочная правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Черенкова И. Е. Основные направления реализации государственной политики по противодействию коррупции в системе государственной службы /И. Е. Черенкова // Гуманитарные научные исследования. — 2018. — № 12 (88). — С. 10.
- Юрченко О. В. Коррупция: проблемы противодействия и пути решения в системе государственной службы /О. В. Юрченко, С. И. Петрова // Вестник современных исследований. — 2018. — № 12.3 (27). — С. 362–364.