Коррупция является одной из системных проблем России на протяжении всего времени существования страны после распада СССР. В арсенале российских властей есть широкий выбор как правовых, так и практических мер для противодействия и профилактики коррупции. Несмотря на меры, направленные на противодействие и профилактику коррупционных преступлений, предпринимаемые властями, ситуация с коррупцией в России не улучшается.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, причины возникновения коррупции, антикоррупционная политика.
Индекс восприятия коррупции международной организации Траспаренси Интернешнл в течение ряда последних лет ставит Россию на одно из последних мест в мире. Так, в 2020 году Россия набрала 30 баллов из 100 возможных (где 100 баллов означает отсутствие коррупции) и заняла 129 место из 180 стран. Коррупция в России негативно сказывается не только на повседневной жизни, но и поразила высшие эшелоны государственной власти, о чем свидетельствуют громкие уголовные дела последних лет в отношении губернаторов и министров.
Несмотря на наличие законодательной базы для борьбы, внимания к проблеме коррупции со стороны высшего руководства страны, коррупция продолжает оставаться одной из самых насущных проблем современной России.
В научной литературе существуют два определения коррупции, коррупция в широком смысле, то есть коррупция как общественное явление, заключающееся в противоправном использовании чиновниками своего служебного положения и полномочий, и коррупция в узком, юридическом смысле, то есть преступное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность [2, с. 24].
Также в современной юридической науке существует несколько подходов к определению понятия коррупция. По мнению Р.А, Сабитова, многие юристы считают коррупцией подкуп должностных лиц и использование должностными лицами своего положения в корыстных целях. Другие авторы считают, что коррупция — сделка двух сторон, при которой должностное лицо продает свои полномочия, а покупатель получает возможность использовать эти полномочия в своих целях. Другой вид коррупции заключается в том, что её рассматривают не как подкуп, а как использование служебного положения в личных или групповых целях. Р. А. Сабитов считает, что последнее определение понятия коррупции шире двух предыдущих, так как не сводит коррупцию к только взятке [5, с. 17].
Следует отметить, что после распада СССР коррупция в России стала беспрецедентной, была одним из главных элементов приватизации и становления рыночной экономики в стране. По мнению автора, руководство страны в 1990-е годы считало коррупцию неизбежным явлением и даже использовало коррупцию как один из методов укрепления собственной власти, создавая новый класс собственников, который поддерживал эту власть. Все попытки проведения последовательной антикоррупционной политики были неуспешными. Федеральный антикоррупционный закон отклонялся президентом Б. Н. Ельциным три раза, попытки ввести обязательство по декларированию доходов и расходов чиновников не имели успеха. Коррупционные практики стали неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. По этим причинам, а также ввиду излишней бюрократизации, нерыночного регулирования рынка, экономических кризисов, и связанная с ним имущественная поляризация общества, именно в 1990-е годы был заложен фундамент для превращения коррупции в системную государственную проблему.
Новейший период российской истории показывает, что после распада СССР коррупция стала угрозой национальной безопасности. Государство долгое время не предпринимало скоординированных мер по противодействию коррупции. Существенные изменения в государственной политике противодействия коррупции произошли в 2008 году, после принятия первой Национальной стратегии противодействия коррупции и ФЗ «О противодействии коррупции». Однако говорить о том, что в настоящее время Российская Федерация достигла существенных успехов в противодействии коррупции, не приходится.
Так, в настоящее время основным законом, регулирующим противодействие коррупции в Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]. После принятия данного закона ряд федеральных законодательств, как, например, законы о государственной и муниципальной службе и другие, были существенно изменены для приведения их в соответствие с требованиями ФЗ «О противодействии коррупции».
Ч. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» определяет, что коррупция характеризуется следующими признаками [1]:
— злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды;
— дача взятки и получение взятки, как должностными лицами, так и лицами, действующими от имени негосударственной организации.
Вместе с тем причины возникновения коррупции активно обсуждаются в научной литературе. Существует несколько теорий, объясняющих возникновение коррупции. К основным теориям возникновения коррупции можно отнести следующие [3, с. 8]:
— теорию пробелов и ошибок законодательного регулирования, согласно которой коррупция есть следствие ошибок и пробелов в законодательстве, что создает условия для возникновения коррупции;
— теорию выгоды, которая состоит в том, что должностные лица, как и все люди, стремятся к получению максимальной выгоды;
— теорию мягкости наказания, согласно которой для искоренения коррупции нужно ужесточать наказание за коррупционные преступления;
— биологическую теорию коррупции, в соответствии с которой, среди людей существует определенный процент рожденных коррупционеров;
— социологическую теорию коррупции, согласно которой коррупция — продукт общества и ее распространение зависит от ряда социальных, индивидуальных и физических факторов;
— теорию полезности коррупции, которая утверждает, что коррупция возникает только при условии того, что лицо не может добиться желаемого результата без коррупционного поведения;
— психологическую теорию коррупции, согласно которой субъекты психологических отношений испытывают психологический комфорт при коррупционном поведении и психологический дискомфорт, не проявляя такого поведения;
— историческую теорию коррупции, которая гласит, что коррупция возникает из-за многовековых отношений господин-вассал, где вассал должен приносить дань господину;
— теорию авторитаризма, согласно которой коррупция возникает и существует длительное время в странах, где либо отсутствует, либо недостаточен демократический контроль над властью.
Таким образом, коррупция возникает в результате комплексного взаимодействия причин социального, политического, исторического, экономического, нравственного характера. По мнению данного автора, коррупция приобретает широкое распространение в тех странах, где ограничена деятельность СМИ, где политический класс действует не в интересах государства, а своих собственных, зачастую меркантильных интересах, где отсутствуют реальное разделение различных ветвей власти, где общественный контроль за государственной властью слаб, где есть возможности для чиновников использовать свой административный ресурс, где распространен правовой нигилизм и где правовая культура общества, в целом, низка [4, с. 112].
Возникновение коррупции в России нельзя свести к одной из научных теорий возникновения коррупции. Причины появления коррупции в России многогранны и не могут быть сведены к одной из принятых в науке теорий. Рассматривая причины возникновения коррупции в Российской Федерации после распада СССР, можно говорить о том, что основных причин несколько и они включают в себя отсутствие законодательного регулирования многих аспектов как государственной, так и коммерческой и гражданской сфер деятельности (теория пробелов и ошибок законодательного регулирования), социальные аспекты жизни российского общества после распада СССР (социологическая теория), дефициты демократического процесса (теория авторитаризма) и другие.
Представляется, что российское антикоррупционное законодательство имеет ряд недостатков и требует дальнейшего уточнения. Одним из основных недостатков является отсутствие единого определения коррупции. Данный недостаток российского законодательства имеет негативные последствия в практическом применении законов при борьбе с коррупцией.
Таким образом, проблемы противодействия коррупции обусловлены тем, что она (коррупция) постоянно воспроизводится, т. к. привязана к сфере государственного управления, к судебной и к правоохранительной системе.
Коррупция — это следствие того, что отдельный индивидуум или их группа игнорирует мораль общества, в котором они существуют. В результате проявления коррупции нарушается права и свободы граждан всего социума, подрывается авторитет государства (как публичная власть), в т. ч. международный, причиняется значительный ущерб государству (как институт гражданского общества).
На определенном уровне коррупции происходит деградация правоохранительной и судебной системы, институты контроля включаются в коррупционный процесс. Поэтому изучение и применение международного опыта по борьбе с коррупцией и причинами ее возникновения являются неотъемлемым условием существования современного государства. В условиях глобализации коррупция в отдельном государстве делает его изгоем в масштабах мировой экономики.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Коррупция: природа, проявления, противодействие / под редакцией Т. Я. Хабриевой. — М. ИД Юриспруденция, 2021. — 320 с.
- Осипов М. Ю. Противодействие коррупции. — Тула: Издательство ИЗУ ВПА, 2019. — 196 с.
- Охотский Е. В. Противодействие коррупции: учебник и практикум. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 202 с.
- Сабитов Р. А. Противодействие коррупции и коррупционным правонарушениям в России. — М.: Юрлитинформ, 2020.- 230 c.