Причины возникновения коррупции и методы противодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 11.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Сединкина, А. В. Причины возникновения коррупции и методы противодействия / А. В. Сединкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120425/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье исследуется сущность правового понятия «коррупция», основные причины возникновения коррупции и методы противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, российское законодательство, Российская Федерация, правовое регулирование, личная заинтересованность.

В настоящее время коррупция распространилась по всем уровням социальной структуры Российской Федерации, а также затрагивает международные отношения, что препятствует эффективному функционированию государственных институтов. Такие явления вызывают социальное беспокойство и снижают уровень доверия граждан к государственным структурам. В контексте международных отношений коррупция оказывает негативное воздействие на репутацию Российской Федерации, что рассматривается экспертами как одной из основных угроз национальной безопасности.

В науке существует огромное многообразие трактовок термина «коррупция». С точки зрения Б. В. Волженкина, коррупция это: «Социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные, муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах» [1]. С. Р. Гостева считает, что коррупцию необходимо рассматривать не иначе, как: «Продажу государственными служащими определенной доли находящейся в их расположении власти. Это приводит к тому, что сама власть становится товаром, зависящим от спроса и предложения. В результате в обществе появляется рынок коррумпированных услуг» [2].

Коррупция не может быть описана одним единственным универсальным определением, которое было бы общепризнано всеми специалистами в этой области. Ввиду сложной природы и многоаспектности коррупции существует широкий спектр различных теоретических подходов к ее исследованию и пониманию. «Исследователи выделяют пять основных подходов в изучении коррупции: политический, социологический, экономический, юридический и криминологический» [3, с. 16], — пишет А. В. Фадеев.

В Российской Федерации установлены четкие критерии для классификации действий, подпадающих определение коррупции.

Важно отметить, что отечественным законодательством определены лишь некоторые коррупционные проявления, относящиеся только к материальной выгоде. Очевидно, что при рассмотрении коррупционных правонарушений не принимается во внимание личная заинтересованность в преимуществах неимущественного характера, что в свою очередь, сужает официальную статистику.

Исследователями отечественной и зарубежной науки широко изучены основные причины и условия (детерминанты) возникновения коррупции. Множество авторов посвятили данной тематике свои статьи, публикации и книги, подтверждающие тот факт, что коррупционные проявления имеют целый комплекс причин.

Е. В. Чернышова в своей научной работе отмечает, что существуют: «Социально-экономические, политические, организационные, правовые, культурно-этические, управленческие, кадровые, социально-психологические и социокультурные детерминанты коррупции» [4].

1) Наиболее значимая причина коррупции в Российской Федерации — политическая. «Если в развитых зарубежных странах, где коррупция сведена к минимуму, государственные структуры устанавливают правила игры на рынке, то в российской действительности они принимают на себя роль участника этих отношений, у которого ярко выражен индивидуальный интерес» [5], — считает В. А. Номоконов.

Особое внимание заслуживают характерные черты государственного строя. Эти особенности играют ключевую роль в формировании и развитии коррупционных процессов, поскольку именно они определяют структуру власти, механизмы ее функционирования и, как следствие, возможности для проявления коррупционных действий. «Выявлена закономерность, согласно которой страны с большим историческим опытом демократии в значительно меньшей степени подвержены коррупции, чем страны, не обладающие таким опытом или же имеющие относительно небольшой опыт» [6].

Согласно мнению А. В. Фадеева, следует: «Коррумпированность высших эшелонов власти оказывает деморализирующее воздействие на нижестоящие властные структуры и выступает прямым примером и стимулом для подражания» [3, с. 29].

2) Социальные и экономические детерминанты коррупции напрямую зависят от уровня экономического развития страны. Основные детерминанты данной группы:

— модель экономики («белая» законная экономика; «серая», связанная с уклонением от налогов; «теневая» с наличием подпольной экономической деятельности; «черная» криминальная экономика, связанная с продажей наркотиков, порнобизнесом, торговлей оружием и прочей преступной деятельностью);

— сырьевой характер экономики. Экономика сырьевого типа характеризуется закономерностью: чем больше доля сырья, тем выше коррупционные риски;

— имущественная поляризация населения. Сильное имущественное расслоение среди населения страны становится основой теневой экономики и, как следствие, способствует широкому распространению коррупции;

— периодические экономические и финансовые кризисы. Недостатки в механизмах распределения ресурсов способствуют увеличению уровня преступности. Экономические кризисы усугубляют проблемы безработицы, усиливают имущественное неравенство, способствуют распространению правового нигилизма и повышают мотивацию к стремительному накоплению капитала;

— большая разница в уровне заработной платы в государственном и частном секторах. И. И. Сулима считает: «Этот фактор является наиболее важным экономическим показателем в контексте коррупции» [7]. Безусловно, что недостаточно высокий уровень зарплаты государственных служащих стимулирует их к поиску дополнительных финансовых средств. В этой ситуации такие средства часто находятся в форме взяток, получаемых за использование своих служебных полномочий в корыстных целях;

— уровень системы образования, правовая грамотность населения страны. Существует зависимость между степенью образованности общества и уровнем развития в нем коррупции. Образованные граждане являются наименее терпимыми к нарушениям моральных, нравственных и правовых норм, так как четко осведомлены о своих правах и обязанностях государства;

— управленческие. Возникает ввиду огромной разницы в социальном статусе и социальной защищенности между руководством и рядовыми чиновниками.

3) Организационно-институциональные детерминанты. Поскольку коррупция является показателем слабого руководства, необходима четкая и подробная регламентация систем контроля. Компонентами данной детерминанты являются: коррупционные дефекты правового регулирования, правоприменительная практика, слабое выявление фактов коррупции.

4) Социально-психологические детерминанты (идеологические, этико-культурные). Их основные факторы: упадок нравственных ценностей, коммерциализация средств массовой информации (пропаганда насилия, бездуховности и пр.), этнокультурные традиции и пережитки.

5) Несовершенство правового регулирования. Основными претензиями к качеству российского законодательства выступают: избыточность правотворчества при снижении качества его результатов, пробелы и коллизии в законодательстве (противоречия между нормативными актами), нестабильность и частые изменения законодательства, несогласованность и непоследовательность проводимых реформ.

6) Кадровые детерминанты. Ошибки и недостатки в подборе кадров государственных служащих, низкий уровень их профессиональной подготовки способствуют развитию коррупционных проявлений.

Таким образом, детерминанты, влияющие на распространение коррупционной преступности, весьма разнообразны и способны проникать глубоко в социальные структуры, превышая пределы просто юридической категории.

Федеральным законом № 273-ФЗ определено понятие противодействия коррупции: «как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

— по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;

— по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;

— по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений» [8].

В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В качестве профилактических мер согласно ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ закреплены следующие превентивные методы противодействия коррупции:

— формирование у граждан и организаций неприятия коррупционного поведения;

— проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов с целью недопущения лоббирования интересов конкретных лиц;

— предъявление к служащим определенных квалификационных требований;

— увольнение госслужащих за несообщение сведений о доходах, расходах и имуществе;

— повышение по службе за безупречную и результативную работу;

— развитие институтов общественного и парламентского контроля;

— обобщение правоприменительной практики о признании недействительными ненормативных правовых актов и решений органов власти.

Таким образом, исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод.

Для повышения эффективности борьбы с коррупционными действиями необходимо углубленное изучение и доработка термина «коррупция» со стороны российского законодательства, так как в настоящий момент в правоприменительной практике используется законодательное определение «коррупции», в котором основным признаком выступает наличие корыстной цели (получение имущественных выгод).

С целью устранения данного недостатка предлагается дополнить имеющееся определение коррупции «мотивом личной заинтересованности в ограничениях, законодательно установленных Российской Федерацией».

Литература:

  1. Волженкин Б. В. Коррупция. Серия «Современные стандарты в уголовном праве и в уголовном процессе». СПб: Санкт-Петербургский институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 1998. С. 8.
  2. Гостева С. Р. Противодействие коррупции — важнейшее условие укрепления национальной безопасности России // Юридический мир. 2011. № 1. С. 14.
  3. Фадеев А. В. Антикоррупционное законодательство России и зарубежных стран: криминологическое исследование: монография. М.: Юрлитинформ, 2015.
  4. Чернышова Е. В. Психология коррупционного поведения: монография. Екатеринбург: Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 29.
  5. Номоконов В. А. Проблемы формирования антикоррупционной политики в России // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2007. № 4 (41). С. 43.
  6. Treisman D. The causes of corruption: a cross-national study // Journal of Public Economics. 2000. № 76. Р.456- 457.
  7. Сулима И. И., Сулима Е. В. Природа коррупции и образование // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Н. Новгород, 2001. С. 256.
  8. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52 (часть I). — Ст. 6228.


Задать вопрос