За последние десятилетия новейшей истории такое общественно опасное явление, как коррупция претерпело качественное изменение, превратившись из разряда отдельных самостоятельных преступлений, совершаемых некоторыми нечестными чиновниками, в массовую социальную реальность, которая стала привычной составляющей социально-экономической жизни в современной России. Более того, коррупция фактически стала системным и высокодоходным бизнесом для большинства чиновников различного уровня. В настоящее время коррупция превратилась в социальный институт, упорядочилась и приобрела устойчивые организационные формы, сложную разветвленную структуру, в нее вовлечены взаимосвязанные множественные группы людей, занимающих должности как во властных структурах различного уровня, так и в многочисленных бизнес-структурах. Одновременно коррупционная деятельность стала уже «стилем ведения бизнеса» нашего века, привычным для государственных и муниципальных служащих, предпринимателей, менеджеров, а также простых обывателей, пытающих извлечь из коррупции свою выгоду [13, с. 259–264].
Некоторые люди уже считают коррупцию само собой разумеющимся явлением и неизбежным злом, к которому можно только приспособиться [10]. Отдельными гражданами коррупция воспринимается не столько как правонарушение, сколько как «норма жизни», которая всех устраивает и используется обеими сторонами коррупционной «сделки» [11].
На сегодняшний день каждый четвертый россиянин лично сталкивается с коррупционными рисками, оказываясь в двусмысленном положении, когда какой-нибудь чиновник нагло и спокойно вымогает у него неофициальное вознаграждение (взятку) за исполнение своих служебных обязанностей.
Коррупция в самом широком понимании — это использование служащим органа власти и управления своих властных полномочий в личных интересах, а также в интересах третьих лиц или групп.
Сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей. Следствие этого — чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала.
В юридической литературе, в том числе криминологической, те явления, которые порождают коррупцию (коррупционные правонарушения) или создают условия для ее проявления, называют причинами и условиями коррупции (коррупционных правонарушений).
Причины коррупции (коррупционных правонарушений) — это те социальные явления, которые порождают коррупционное поведение людей.
Условия (предпосылки) коррупции (коррупционных правонарушений) — это те явления, которые сами по себе не порождают коррупционные правонарушения, а способствуют действию причины. Без наличия определенных условий причина не может взаимодействовать со следствием.
Отдельные специалисты причины и условия коррупции обозначают терминами «детерминанты коррупционной преступности» [2, с. 61–62], «детерминанты коррупционной преступности» [3, с. 505]. Под детерминантами коррупции (коррупционных преступлений) понимают совокупность присущих данной общественно-экономической системе социальных явлений (причин и условий), обусловливающих, определяющих коррупцию (коррупционные преступления) как свое следствие.
Детерминанты (причины и условия, факторы) коррупции классифицируют по различным основаниям. Так, в зависимости от того, в какой сфере управления делами общества они проявляются, можно выделить детерминанты коррупции:
1) в государственном секторе управления;
2) в муниципальном секторе управлении;
3) в частном секторе управления, в котором государство и муниципальные органы власти не присутствуют.
По уровню действия различают:
1) причины правонарушений в целом;
2) причины коррупционных правонарушений;
3) причины конкретных коррупционных правонарушений;
4) условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений.
По своей природе детерминанты коррупции могут быть объективными и субъективными.
Н. Ф. Кузнецова писала, что непосредственные причины в социальной детерминации всегда субъективные, относятся к сфере сознания и социальной психологии. Объективные факторы являются причинами непосредственной причины [6, с. 29]. Причинами являются социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают, воспроизводят преступность и преступления как своё закономерное следствие (корыстолюбие, стяжательство, антигуманная агрессивность, национализм, пренебрежение к правилам безопасности и публичного спокойствия, легкомыслие и безответственность, правовой нигилизм) [4, с. 168–169].
Н. В. Селихов видит первопричину коррупции в эгоистической мотивации поведения чиновников, их стремлении к наживе путем использования властных полномочии и служебного положения [12, с. 14].
Концепции субъективной непосредственной причины преступности и преступлений придерживаются и другие ученые [9, с. 11].
Их точка зрения выглядит убедительно для объяснения причин и условий коррупции, в частности тех, кто занимает высокое положение в обществе и государстве (министров, губернаторов, мэров, прокуроров, судей). В социальной среде взаимодействие причины и следствия происходит через сознание людей. Поэтому при объяснении причин коррупционного поведения необходимо учитывать нравственные, психологические и социально-психологические свойства личности, которые и являются непосредственными его детерминантами.
Объективные явления социальной действительности выступают в роли причин непосредственной субъективной причины. Если проследить всю причинно-следственную цепь коррупционного поведения лица, то можно выявить детерминирующую роль в этом поведении политических, экономических, правовых и прочих явлений. В связи с этим ученые делят детерминанты коррупции (коррупционных преступлений) по содержанию и сферам действия на политические, экономические, правовые, нравственно-психологические, организационно-управленческие и иные [2, с. 64–67; 5, с. 390–392; 8, с. 17].
Политические детерминанты коррупции и коррупционной преступности:
а) отсутствие политической воли руководства страны в борьбе с коррупцией на протяжении первых 15 лет существования Российской Федерации, а также подмена политической воли политическими лозунгами борьбы с коррупцией;
б) отчуждение населения страны от власти и зависимость от чиновников граждан, которые вынуждены давать взятки, чтобы удовлетворить свои потребности;
в) отсутствие эффективного контроля за деятельностью высших должностных лиц государства, руководителей государственных органов субъектов РФ и муниципальных чиновников, в результате чего некоторые из них длительное время получали взятки и использовали свое служебное положение для незаконного обогащения. Например, с 2009 г. по 2015 г. члены организованной группы под руководством бывшего губернатора Сахалина А. Хорошавина получили от 8 предпринимателей взятки на общую сумму более 522 млн руб. [1, с. 5];
г) высокая численность государственных и муниципальных служащих, которая снижает возможность контролировать их работу, выделять достаточные средства на их содержание и повышает вероятность коррупционного поведения.
Экономические детерминанты коррупции и коррупционной преступности:
а) недостаточная для обеспечения нормального уровня жизни оплата труда служащих, провоцирующая в первую очередь низовую коррупцию;
б) экономическая нестабильность, высокая инфляция, при которой обесцениваются денежные средства, что стимулирует служащих искать иные (коррупционные) источники дохода. Например, по словам С. В. Максимова, в результате крупнейшего финансового кризиса в 1998 г. средний размер месячного денежного содержания сотрудников правоохранительных органов в течение двух месяцев уменьшился с суммы, эквивалентной 200 долл. США, до 50 [7, с. 105];
в) высокие налоги и страховые взносы, детерминирующие уход от их уплаты посредством подкупа работников налоговых органов;
г) существование слоя достаточно богатых людей и организаций, которые могут позволить себе часть имеющихся денег потратить на подкуп;
д) извлечение прибыли путем использования коррупционных механизмов, например посредством устранения конкурентов или получения нерыночных преференций;
е) недостаточное финансирование предупреждения коррупции по сравнению с затратами на преследование за коррупционные правонарушения.
Правовые и правоприменительные детерминанты коррупции и коррупционной преступности:
а) несовершенство антикоррупционного законодательства (например, законодательное понятие коррупции не охватывает посредничество в подкупе);
б) наличие в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов (например, по правилам статей 75, 76, 76.2 УК РФ лицо может быть освобождено от уголовной ответственности по усмотрению должностного лица правоохранительного органа или суда);
в) низкая раскрываемость коррупционных преступлений и высокая латентность коррупции;
г) излишний либерализм судов при назначении наказаний коррупционерам, когда большинство взяточников отделывается штрафом или условным осуждением;
д) сложная процедура привлечения к уголовной ответственности совершивших коррупционные преступления должностных лиц, в отношении которых действует особый порядок производства (глава 52 УПК РФ).
Нравственные и психологические детерминанты коррупции и коррупционной преступности:
а) деформация морального сознания части людей в сторону наживы, приобретения выгод, преимуществ любыми способами, как законными, так и незаконными;
б) признание коррупции нормальным явлением (подобно чаевым официантам и швейцарам), без использования которой невозможно достижение различных целей;
в) нравственная и психологическая готовность части населения дать взятку за освобождение от ответственности за совершённое правонарушение, освобождение от наказания за преступление или его смягчение, освобождение от службы в армии, поступление в престижный государственный вуз более внимательное и снисходительное отношение учителя к ученику, получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или при неудовлетворительных навыках вождения, получение лучшего ухода в медицинском учреждении, получение вне очереди или в короткие сроки каких-либо благ, благосклонное отношение по работе со стороны руководителя и т. д. [7, с. 108–109];
г) низкий уровень правовых знаний и правосознания населения, обусловливающий его зависимость от чиновников, правоприменителей, пользующихся правовой неосведомленностью граждан;
д) осознание вседозволенности и незначительности риска быть привлеченным к ответственности за дачу — получение взятки;
е) традиции коррупционного поведения и конформизм, выражающийся в пассивном принятии существующего порядка, господствующих мнений, некритическом следовании общим мнениям и тенденциям;
ж) осознание частью граждан, что государственная или муниципальная служба является источником личного обогащения.
Организационно-управленческие детерминанты коррупции и коррупционной преступности:
а) низкая эффективность профилактической деятельности государственных правоохранительных и контролирующих органов в сфере противодействия коррупции;
б) недостаточная эффективность работы кадровых аппаратов по отбору на службу честных, морально устойчивых и преданных службе работников;
в) слабая контролирующая и надзорная деятельность вышестоящих органов власти, прокуратуры, других правоохранительных и контролирующих органов;
г) отсутствие достаточно полной и объективной информации о распространенности, динамике и географии коррупционных правонарушений, пораженности коррупцией отдельных сфер государственного управления и хозяйствования.
Литература:
- Бойко, А. У экс-губернатора Сахалина изъяли бриллиантов особняков на 2 миллиарда [Текст] / А. Бойко // Комсомольская правда. — 2017. — 10 февраля. — 16 с.
- Красноусов, С. Д. Коммерческий подкуп как форма коррупции в частном секторе (понятие и противодействие) [Текст]: монография. — М., 2014. — 158 с.
- Криминология [Текст]: учебник для юридических вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. — М., 1997. — 912 с.
- Криминология [Текст]: учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. — М., 2004. — 640 с. С. 168–169.
- Криминология [Текст]: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. — М., 2007. — 512 с.
- Кузнецова, Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации [Текст]: учебник / Н. Ф. Кузнецова. — М., 1984. — 208 с.
- Максимов, С. В. Коррупция и новая антикоррупционная политика России [Текст]: студентам высших учебных заведений / С. В. Максимов. — М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2014. — 223 с.
- Мельник, Н. И. Понятие коррупции [Текст] / Н. И. Мельник // Коррупция и борьба с ней. — М., 2000. — 23 с.
- Миндагулов, А. Х., Рябыкин, Ф. К., Сердюк, Л. В. Причины преступности [Текст]: лекция / А. Х. Миндагулов, Ф. К. Рябыкин, Л. В. Сердюк. — Хабаровск.: Хабар, 1988. — 32 с.
- Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти: распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р [Текст] // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. — 2016.
- Овчинников, О. А., Тришкин, С. В. Правовые и социальные аспекты, оказывающие влияние на антикоррупционную ситуацию в России [Текст] / О. А. Овчинников, С. В. Тришкин // Административное право и процесс. — 2012. — № 5. — С. 7–11.
- Селихов, Н. В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты) [Текст]: автореф. дис. … канд. юрид. наук. / Н. В. Селихов. — Екатеринбург, 2001. — 20 с.
- Ягодин, Р. С., Волков, П. А. Противодействие коррупции [Текст] / Р. С. Ягодин, П. А. Волков / Ленинградский юридический журнал. 2017. — № 1 (51). — 273 с.