Уже достаточно продолжительное время проблема экономической безопасности активно обсуждаться учеными в различных областях науки. В настоящее время обеспечение экономической безопасности государства принимает особое значение. Это связано прежде всего с пересмотром ряда влиятельных государств способов воздействия на страны-соперницы, отходом от явного военного или силового воздействия к тихому и зачастую скрытому за ширмой благовидных предлогов экономическому давлению. Причем последствия подобного воздействия могут быть не менее губительны чем акт военного вмешательства. В данной статье автор исследует понятие «экономические интересы государства», сопоставляя его с понятиями «экономическая безопасность» и «национальные интересы государства в экономической сфере». Автор приходит к выводу о соизмеримости экономических интересов государства и национальных интересов в экономической сфере и их влиянии на экономическую безопасность государства в целом.
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономические интересы, потребности, национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере.
Осознавая тяжесть возможных последствий, еще в 1931 году, Советский Союз предложил Генеральной Ассамблеи ООН принять протокол об экономическом ненападении. Однако тогда эти предложения были учтены в сильно усеченном формате. Тем не менее именно по инициативе СССР в 1985 году Генеральной ассамблей ООН была принята резолюция «Международная экономическая безопасность», а в январе 1986 года Правительство СССР приняло Меморандум «Международная экономическая безопасность — важное условие оздоровления международных экономических отношений».
«Экономические отношения каждого данного общества, — писал Ф. Энгельс, — проявляются прежде всего как интересы» [2]. В контексте анализируемого материала автором ставиться вопрос о соотношении обеспечения экономической безопасности государства с защитой его экономических интересов. Для ответа на поставленный вопрос проведено сравнение данных понятий.
Современное определение понятию «экономическая безопасность» дано в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
Экономическая безопасность — состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [3].
Матаев Т. М. указывая на многообразие трактовок понятия, даёт определение экономического суверенитета государства как категории, состоящей из национальных отношений собственности, на основе которых государственные органы власти и управления самостоятельно распоряжаются национальными ресурсами, принимают управленческие решения в экономике, проводят национальную экономическую политику, осуществляют регулирование рынков в интересах народа [4].
Экономическое пространство — это та государственная территория, в пределах которой создается, используется и воспроизводится система жизнедеятельности человека, осуществляется деятельность людей в целях удовлетворения потребностей. В широком смысле слова экономическое пространство охватывает территорию суши, внутренние и территориальные воды (акватории), которые необходимы для поддержания и улучшения условий населения. В узком смысле этого слова экономическое пространство — это хозяйственно освоенная территория страны, на которой осуществляется деятельность, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг [5].
Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации [3].
Взаимосвязь экономической безопасности и экономических интересов представлена в определении «экономическая безопасность», данном в ныне утратившем силу Федеральном законе № 157 ФЗ от 13.10.1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Это такое состояние экономики, которое обеспечивает достаточный уровень социального, политического, оборонного, существования и прогрессивного развития страны, независимость и неуязвимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [6].
Большая советская энциклопедия дает определение понятию «Интересы экономические». Это объективные мотивы деятельности людей, отражающие их место в системе общественного производства [7].
К уяснению взаимосвязи экономической безопасности и экономических интересов государства приходят в своем исследовании В. М. Володин, Л. В. Рожкова, В. А. Скворцова. По их мнению, обеспечение экономической безопасности и защищенность экономических интересов государства, общества, индивидов должно выстраиваться в рамках системного подхода от совершенствования нормативно-правовой базы до надзора за государственными органами, обеспечивающими экономическую безопасность [8].
Большинство исследований посвященных экономическим интересам государства проведены в области экономических наук, и авторы как правило не стремились давать четкие определения рассматриваемым категориям. Так, например, А. Н. Бородин указывает, что исследование экономических интересов, определяющих характер принятия решений и направления деятельности всех хозяйствующих субъектов относится к центральным вопросам, рассматриваемым экономической теорией. Отмечая, что особую роль при этом играют экономические интересы государства [9].
Н. И. Протопопова рассматривает экономический интерес государства как получение доходов, необходимых для выполнения государством обязательств, взятых им перед обществом. Материальной формой выражения экономического интереса государства определяет государственный бюджет, а метод реализации экономического интереса государства в перераспределение общественного продукта посредством налогообложения и др.
Г. П. Журавлева и В. В. Смагина считают, что экономические интересы каждой страны должны отражать ее внутренние потребности, учитывая те реальные угрозы, которые несут мировые хозяйственные отношения.
Для объективного уяснения смысла понятия «экономические интересы государства» было бы логичным обратиться к нормативным правовым источникам. Однако и в нормативных правовых актах России определение понятия «экономические интересы государства» не отражается. В том числе действовавший до 2011 года Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», не смотря на название, не содержал в себе определения «экономические интересы».
Тем не менее похожее по содержанию понятие можно найти в действующей Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Она содержит в себе понятие «национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере. Необходимо ответить на вопрос: можно ли равноценно использовать эти категории?
О защите национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере говориться в определении понятия «Обеспечение экономической безопасности».
Обеспечение экономической безопасности — реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере [10].
В термин «обеспечение экономической безопасности» заложено словосочетание защита национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере . Под национальными интересами Российской Федерации понимаются объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии.
Законодатель оперирует понятием «национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере под которыми понимаются объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Возникает необходимость разобраться в сути каждого из этих понятий и их связи с экономическими интересами государства.
Толковый словарь Ушакова «национальный» определяет как — государственный, принадлежащий данной стране [11]. Значение слова «страна» многими словарями трактуется как территория, имеющая государственное управление. Возникают сомнения в правильности использования словосочетания «потребности страны». Представляется более логичным включить в это определение словосочетание «экономические потребности или интересы государства, понимая под ним не только территорию, но и население с организованной им публичной властью.
Интерес — нужда, потребность [12].
Экономическая сфера либо экономика — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства.
Проецируя данные определения в толкование понятия «Национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере» можно предположить, что это потребность государства в безопасном и устойчивом развитии ее экономики.
Экономический интерес как термин, используется в экономике, финансах для обозначения стимулов деятельности субъектов экономических отношений, определяя их поведение. Первоначально интерес как коммерческий и правовой термин возник в средние века и означал возмещение ущерба. Словарь бизнес-терминов определяет экономические интересы как побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей, обусловленные их местом в системе отношений собственности и общественного разделения труда [13]. Ошуркова Т. Г. экономический интерес определяет как систему экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства) [14].
Определяющей категорией в толковании рассмотренных понятий является потребность.
Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой потребность определяет как надобность, нужду в чём-нибудь, требующую удовлетворения. В словаре Д. Н. Ушакова потребность, также определяется как надобность, нужда в чем-нибудь, без удовлетворения которой невозможно обойтись. В обоих случаях речь идет об удовлетворении нежели о защите.
Если содержание интересов составляют потребности, то возникает вопрос, можно ли защитить интересы или их можно только удовлетворить?
По мнению профессора А. И. Познякова, словосочетания «угрожать интересам», «защищать интересы» весьма сомнительны с научной точки зрения, так как интересы — это осознанные потребности, нужды, ценностные устремления людей. И их следует не столько защищать, т. е. сохранять, сколько продвигать, удовлетворять, снимать, реализовывать [15].
Оставив подобному мнению право на существование автор пытается найти и другие подходы к категории «интерес». Так, например в Конституции Российской Федерации об интересах говорится в контексте их обеспечения (ст. 83), защиты (ст. 30, 55) и обеспечения защиты (ст. 69) [1].
Необходимо понять, что из себя представляют экономические интересы государства. Как становится ясно, нормативные правовые акты не дают полного и точного представления об этой категории.
Разграничивая понятия «интерес» и «потребность» Т. Г. Ошуркова отмечает, что, отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки. Она же считает, что экономический интерес государства является основой национального интереса, содержанием которого выступают потребности в безопасности и устойчивом развитии.
Экономический интерес государства является основой национального интереса (потребность в безопасности и устойчивом развитии). Государство непосредственно реализует общественный экономический интерес через механизм создания государственной системы гарантий для населения; организует и финансирует социально-культурные сферы деятельности; участвует в социальном согласовании интересов работников и предпринимателей; формирует и реализует социально-экономические программы. Экономический интерес государства проявляется также в функционировании государственного сектора экономики. Экономический интерес государства как собственника определен его собственностью на землю, предприятия, финансовые институты, налоговые поступления и пр.
Национальный экономический интерес реализуется при выполнении государством следующих функций:
– обеспечение правовых основ экономических отношений;
– создание и регулирование денежной системы;
– контроль над экономикой;
– обеспечение товарами и услугами для общественного потребления.
В реализации этих функций проявляется государственный экономический интерес, обеспечивается социальная ориентация экономики [14].
В поиске ответа на поставленный вопрос автор проводит анализ экономических потребностей государства, без удовлетворения которых невозможно обойтись. Экономические потребности России проявляются в форме достижения ряда первоочередных для государства целей, таких как:
– увеличение ВВП государства за счет повышения промышленного производства и эффективности сельского хозяйства;
– приспособление финансовой системы России к условиям мировой экономики, в том числе в части привлечения инвестиций;
– изменение структуры внешней торговли в сторону экспорта готовой продукции с высокой степенью добавленной стоимости;
– увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства.
Формирование интересов в экономической сфере представляет собой сложный многоступенчатый процесс. В зависимости от значимости для своих субъектов формирования экономические интересы подразделяются на маловажные, важные и жизненно важные. В теории экономической безопасности среди всей совокупности экономических интересов любого субъекта формирования особо выделяются жизненно важные экономические интересы — это такие экономические интересы, удовлетворение которых способно надежно обеспечить само существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Жизненно важные экономические интересы общества и государства выступают преимущественно в качестве долговременных и постоянных интересов, являющихся для субъектов их формирования более важными, чем кратковременные интересы. Жизненно важные экономические интересы государства сводятся к:
– сохранению и укреплению суверенитета и территориальной целостности страны;
– обеспечению экономической стабильности в обществе и государстве на основе устойчивого и позитивного развития национальной экономики;
– регулированию в общенациональных интересах развития народнохозяйственного комплекса и поддержке, в случае необходимости, различных его отраслей;
– проведению эффективной национально ориентированной внешнеэкономической политики и обеспечению выгодного для своей страны участия в международном разделении труда и экономическом сотрудничестве;
– надежному материально-техническому, финансовому и иному экономическому обеспечению обороноспособности страны на уровне, достаточном для поддержания ее суверенитета и территориальной целостности, для отражения любой внешней агрессии;
– ликвидации коррупции, экономических преступлений и иной противоправной деятельности в экономической сфере [14].
Таким образом, проанализировав этимологию понятий «экономические интересы государства» и «национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере, а также форму их проявлений, можно утверждать, что понятия «национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере и «экономические интересы государства» равноправны.
Отвечая на вопрос о защите интересов, нужно констатировать, что о ней можно говорить лишь тогда, когда интересы находят отражение в правовых установлениях. Законный интерес служит промежуточным звеном взаимодействия с правом. Он выражает процесс формирования или усовершенствования субъективных прав и носит характер дозволения. Единая юридическая природа прав и интересов предполагает единую для них форму их защиты, а также правовые средства. Последний инструментарий представляет собой установления законного характера, реализация которых приводит к достижению целей юридического регулирования и задач, стоящих перед обществом и государством в настоящее время. Юридическое средство защиты — это нормативное требование, входящие в правовую систему и допускающее совокупность как действий, так и бездействий субъекта права [14].
Автор приходит к выводу, что под экономическими интересами государства можно понимать объективно значимые потребности государства в реализации стратегических национальных приоритетов и первоочередных целей Российской Федерации, удовлетворение которых обеспечивает экономическую безопасность и устойчивое развитие государства.
Наряду с явно выделяющейся необходимостью интересов в их удовлетворении, автору представляется не менее важная задача по их защите.
Таким образом, теоретический анализ позволяет утверждать, что в рамках обеспечения экономической безопасности страны реализуется защита экономических интересов, национальных интересов в экономической сфере, национальных экономических интересов. Защищенность экономических интересов и обеспечение экономической безопасности осуществляются в рамках осуществления экономической политики, основанной на системе скоординированных мер, адекватных современным внутренним и внешним угрозам, основанных на правовом закреплении.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // М:. АЙРИС — пресс, 2020. 94 с.
- Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 271 — Текст: электронный // publ.lib.ru: [сайт]. — URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/MARKS_Karl,_ENGEL %27S_Fridrih/_Marks_K.,_Engel's_F._Sochineniya._Izd.2_.html (дата обращения: 20.11.2021).
- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». — Текст: электронный // garant.ru: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792 (дата обращения: 16.10.2021).
- Матаев, Т. М. Государство как носитель экономического суверенитета / Т. М. Матаев. — Текст: электронный // law-journal.ru: [сайт]. — URL: https://law-journal.ru/files/pdf/201306/201306_19.pdf (дата обращения: 26.01.2022).
- Анимица, Е. Г. Экономическое пространство России: проблемы и перспективы / Е. Г. Анимица. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-prostranstvo-rossii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 19.12.2021).
- Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу). URL: https://base.garant.ru/108593/ (дата обращения: 11.09.2021).
- Большая советская энциклопедия. — Текст: электронный // niv.ru: [сайт]. — URL: http://niv.ru/doc/encyclopedia/bse/articles/4898/interesy-ekonomicheskie.htm (дата обращения: 26.01.2022).
- Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России / В. М. Володин, Л. В. Рожкова, В. А. Скворцова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2015. — № 4 (36). — С. 210–218.
- Бородин А. Н. Взаимосвязь между экономическими интересами государства и транснациональных корпораций // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — № 3. — С. 23–25.
- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 11.10.2021).
- Ушаков, Д. Н. Толковый словарь / Д. Н. Ушаков. — Текст: электронный // glosum.ru: [сайт]. — URL: https://glosum.ru (дата обращения: 26.09.2021).
- Ожегов, С. И. Толковый словарь / С. И. Ожегов. — Текст: электронный // slovarozhegova.ru: [сайт]. — URL: https://slovarozhegova.ru (дата обращения: 26.09.2021).
- Словарь бизнес-терминов. — Текст: электронный // Академик.ру: [сайт]. — URL: https://rus-business-terms.slovaronline.com/20745-Экономические %20интересы (дата обращения: 18.10.2021).
- Ошуркова, Т. Г. Экономический интерес / Т. Г. Ошуркова. — Текст: электронный // center-yf.ru: [сайт]. — URL: https://center-yf.ru/data/economy/ekonomicheskiy-interes.php (дата обращения: 24.09.2021).
- Поздняков, А. И. Сравнительный анализ основных методологических подходов к построению теории национальной безопасности / А. И. Поздняков. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-osnovnyh-metodologicheskih-podhodov-k-postroeniyu-teorii-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 17.11.2021).