Как воспитать в ребенке творческую личность? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шикорьяк И. В., Зайцева О. С., Масленникова О. М., Горина Ю. А. Как воспитать в ребенке творческую личность? // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 159-161. — URL https://moluch.ru/archive/188/47795/ (дата обращения: 21.05.2019).



Большинство родителей задумываются о творческом развитии своих детей, к сожалению слишком поздно, хотя сторонников раннего эмоционального и креативного развития детей меньше, чем тех, кто убежден, что «всему свое время» и «ребенка всему в детском саду и школе научат, а пока не стоит отнимать у дитяти детство». [2, с. 67]

Для родителей и педагогов важно помнить не только о том, как воспитать в ребенке творческую личность, но и о том, как не погубить в нем зачатки творчества. Ведь творчество — это вещь настолько хрупкая и неоднозначная. При работе с ребенком должна быть исключена всякая критика личности и деятельности детей, все просто обязаны принимать и выслушивать все, что делается и говориться ими. Чаще хвалите ребенка, говорите, что он «умница», «молодец», все сделал «хорошо, «замечательно». Будьте терпимы и помогайте ребенку учиться творить. Ребенок учится творить, познавая искусство.

Искусство — средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества личности ребенка. Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. [3, с. 41]

В результате знакомства с искусством ребенок дошкольного возраста должен знать:

  1. Народное творчество, фольклор, театр, музыку, живопись, изобразительное искусство
  2. Виды искусства, средства выразительности каждого из них; материалы, оборудование, необходимое каждому из видов искусства; произведения и авторов разных видов искусства; не менее 3–4 художников — графиков (И. Билибина, Ю. Васнецова, Е Чарушина); 3–4 живописцев.
  3. Различные виды художественной, творческой деятельности, основной род занятий творческих людей (профессии).

Уметь:

  1. Работать с различными материалами.
  2. Самостоятельно подбирать средства выразительности.
  3. Использовать средства выразительности для создания художественного образа.
  4. Выражать эмоции и чувства в различных видах деятельности, в речи. [2, с.74]

Самостоятельная художественная деятельность может быть разнообразной. Воспитатель помогает детям использовать различные виды театра, разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям песням; делать детали костюмов, декорации и различные атрибуты. С помощью воспитателя и самостоятельно ребенок учится водить хороводы, петь песни, танцевать и играть на детских музыкальных инструментах. В данный период развития дети самостоятельно рисуют, лепят, мастерят из природного материала, приобщаются к рукоделию, многие начинают сочинять стихи, сказки, песни, мелодии и танцы, импровизировать на какую — либо тему. Творческие способности детей более ярко проявляются в театральной деятельности, изобразительной и музыкальной, т. е. следует больше внимания уделять общему эстетическому развитию.

Формирование и развитие личности ребенка происходит в традиционных видах деятельности дошкольников, направленные на его целостное развитие. Педагог отбирает и выстраивает содержание деятельности, создает условия для успешного развития творчества. Педагогический процесс организуется так, что бы ребенок овладевал содержанием творческой деятельности в зависимости от уровня его развития. [1, с.13]

В детском учреждении необходимо:

– создать для более широкого социального общения между взрослыми и детьми (педагог — ребенок — сверстник — родители), привлекать родителей к участию в жизни группы и учреждения;

– уважительно относиться к результатам детского творчества во всех сферах деятельности ребенка;

– широко использовать произведения, созданные детьми, оформление группы и учреждения, на праздниках и во время досуга;

– формировать отношение воспитанника к педагогу не функциональное, а личностное (от мастерства педагога, его убежденности и культуры зависит, какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретет);

– заботиться о здоровье и всестороннем развитии детей, стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. [2, с.52]

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас — красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации — долгий путь, но есть один хороший и очень важный период — детство.

Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Лев Николаевич Толстой. Путь дошкольника — очень ответственный. [2, с.80]

Всем, кто занят воспитанием самых маленьких, кто является посредником между окружающим миром — миром природы, людей, вещей, искусства и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое — душой ребенка, важно чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь.

В становлении личности ребенка, нравственное его воспитании значение его эмоционального развития огромно. В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… эмоциональная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества. [5, с.36]

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально — творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Особое место живопись занимает и в развитии речи. Ведь речь лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, а познание искусства должно осуществляться на основе единства, эмоционального и рационального, что обуславливает речь воспитателя и ребенка.

На занятиях по изобразительному искусству широко используются средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные чувства людей (добрый, гуманный, человечный, трудолюбивый, добросовестный, неустанный отважный, мужественный, бесстрашный и др.), вводя их в активный и пассивный словарь детей. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать внутреннюю речь. Она помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства. Рисование, лепка и аппликация виды изобразительной деятельности. Овладевая ими, дети приобретают возможность создавать изображения предметов и явлений действительности. А это позволяет активно, творчески выражать впечатления от жизни, свое эмоциональное отношение к ним.

Н. К. Крупская писала: «…Очень рано ребенок начинает также стремиться, самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». [5, с.25]

Творческое развитие детей, психологи и педагоги считают быть возможным во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы, то есть имеется в виду повседневная жизнь детей. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности, так как одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни).

Процесс освоения деятельности и есть процесс психологического и личностного развития малыша. Детскую изобразительную деятельность, ее смысл, своеобразие, особенности развития малыша в ее условиях. По мнению известного психолога В. В. Давыдова «…личностный уровень индивида обнаруживается, прежде всего, в творческом его отношении к различным формам общественной жизни и уже через это — в творческом созидании и самого себя». Поэтому при восприятии детского рисунка надо быть всегда готовым к сопереживанию в первую очередь замыслу, задуманному содержанию. Это важно, так как воплощение образа всегда беднее самого замысла. Иначе нам трудно будет общаться с ребенком, а это значит, что возможности воспитания не будут использованы в полной мере. [2, с.39]

Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему работы), средства его достижения, выполняют работу и получают результат. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности. Способность созерцать, любоваться и восхищаться — щедрый дар, данный природой человеку. Он не только получает эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и собственному творчеству. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки — инструменты души. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. [1, с.43]

Поэтому нам, взрослым следует знать: во–первых, то, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. К трем годам формируется 80 % мозга взрослого потенциала.

Во-вторых, не бойтесь дать много, бойтесь дать мало.

В-третьих, ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес следует повторением.

В-четвертых, детское воображение и фантазию развивают творческие способности. Всегда можно интересно организовать досуг вместе с детьми, изобретая и создавая из различных материалов удивительные вещи. Только надо заранее запастись материалами, которые смогут выручить в нужную минуту: газеты, листья, сучки, и карандаши, старые журналы, куски ткани, бумага и другие вещи, которые не кажутся очень важными в обычной жизни. [3, c.16]

Литература:

  1. Барышева Т. А. Как воспитать творческую личность? — М.: Издательство «Феникс», 2004г. — 94с.
  2. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности — М.: ООО «Тц Сфера», 2010г. — 128с.
  3. Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Комарова Т. С., Размыслова А. В. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 80с.
  4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2–7 лет. — М.: Мозаика — Синтез, 2015–167 с.
  5. Коллекция идей: театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе / Р. Туфкрео, М. Кудейко. — М.: Линка-Пресс, 2004. — 191 с.
  6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг -2004
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, средство выразительности, вид искусства, детское творчество, творческая деятельность, окружающий мир, искусство, изобразительное искусство, творческое развитие.


Похожие статьи

Формирование творчества дошкольников средствами...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс, учебный...

Развитие творческих способностей детей посредством...

ребенок, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, художественное слово, художественное произведение, художественная литература, детский сад...

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

Ключевые слова: изобразительное искусство, творческое развитие, эстетика, нравственное воспитание, умения и навыки. Изобразительное искусство — это один из специфических человеческих языков, возникших задолго до появления вербальных.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Творческая деятельность как основа формирования...

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия, проблемная ситуация, изобразительная деятельность...

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Развитие творческих способностей детей через...

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая способность детей...

Развитие художественно-творческих способностей...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства.

Основные термины (генерируются автоматически): вид деятельности, занятие, ребенок, окружающий мир, вид, музыкальное занятие...

Особенности художественно-творческого развития детей...

художественное творчество, художественный образ, художественно-творческое развитие детей, художественно-творческое развитие, творческая деятельность, дошкольный возраст...

Похожие статьи

Формирование творчества дошкольников средствами...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс, учебный...

Развитие творческих способностей детей посредством...

ребенок, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, художественное слово, художественное произведение, художественная литература, детский сад...

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

Ключевые слова: изобразительное искусство, творческое развитие, эстетика, нравственное воспитание, умения и навыки. Изобразительное искусство — это один из специфических человеческих языков, возникших задолго до появления вербальных.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Творческая деятельность как основа формирования...

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия, проблемная ситуация, изобразительная деятельность...

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Развитие творческих способностей детей через...

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая способность детей...

Развитие художественно-творческих способностей...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства.

Основные термины (генерируются автоматически): вид деятельности, занятие, ребенок, окружающий мир, вид, музыкальное занятие...

Особенности художественно-творческого развития детей...

художественное творчество, художественный образ, художественно-творческое развитие детей, художественно-творческое развитие, творческая деятельность, дошкольный возраст...

Задать вопрос