Как в семье заложить первые ростки для развития гармоничной личности ребенка? | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 09.05.2014

Статья просмотрена: 922 раза

Библиографическое описание:

Власова, С. С. Как в семье заложить первые ростки для развития гармоничной личности ребенка? / С. С. Власова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5657/ (дата обращения: 16.11.2024).

Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.

(В. Гюго)

Появившееся дитя на свет подобно крупице. Пока еще в эту, казалось бы, крупинку «Матушка — природа» уже заложила целый организм, с записанной информацией ДНК и РНК, но, вот вырастит ли из нее прекрасный цветок или сорняк, цветущее, плодоносящее дерево или дерево с гнилыми корнями? Разовьются ли способности и таланты в полную силу, взрастет ли гармоничная личность? Ответ на этот вопрос сможет дать только время. Но семья будет одним из первых факторов по воспитанию и развитию личности малыша.

Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущей личности ребенка. Это, казалось бы, маленькая ячейка общества, способна вырастить гармоничную личность, которая будет расти, процветать, совершенствоваться.

В переводе с греческого слово «гармония» означает соразмерность частей в составе целого [6]. Целостность подразумевает гармонию всех уровней личности это и эмоционального (психологического), интеллектуального, духовного и физического. Стремление к целостности является движущей силой развития человека.

Для того чтобы воспитать гармоничную личность родители должны приложить много, очень много усилий и труда.

Как в семье заложить первые ростки для развития гармоничной личности ребенка?

Эмоциональный контакт с мамой

Однажды ученые провели эксперимент: группу обезьян лишили матерей, заменив их искусственной мамой. Это была обезьяна — кукла, покрытая шерстью, теплая и даже с молоком для детенышей. Но она не могла их ласкать, трепать, вылизывать — словом, не было эмоционального контакта. И что же? Эти обезьяны выросли злыми, агрессивными, с более низким уровнем развития, чем обычные; они не могли ладить с другими обезьянами и оказались не в с состоянии дать потомство [1].

То же самое ожидает и детей, выросших без родительской любви: они не могут наладить семейную жизнь, потому что не знают, как надо любить другого человека, ибо способность любить — это не дар природы, а результат воспитания.

Выбираем стиль общения и воспитания ребенка

Отечественный психолог с мировым именем Валерия Сергеевна Мухина выделила следующие стили общения:

Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные — подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками — отчужденность.

Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!", «Мне!", «Хочу!", капризы, демонстрируемые обиды и т. п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность.

Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др.

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него — наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких.

Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция) [4].

Совсем не трудно понять и выбрать правильный стиль общения и воспитания c ребенком — ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него. Только в такой семье ребёнка уважают, ценят и любят, с раннего возраста принимают как самостоятельную личность. Родители уважают и поощряют его индивидуальность и все ее проявления, играют с ребёнком, объясняют, отвечают на его вопросы, разговаривают с ним на интересные для него темы. При таком стиле не поучают и не приказывают ему, а направляют, предоставляя свободу выбора. Из такой семьи вырастает целостный человек, которому присуща ответственность, самодисциплина, рассудительность, уважение и чувство долга перед другими людьми.

По словам В. С. Мухиной в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушка и дедушка могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т. д.

Семье вместе с бабушками и дедушками необходимо придерживаться одного стиля, для того чтобы не путать ребенка и не заставлять его приспосабливаться.

Восхищаемся сыном, говорим о любви дочке

Не будем забывать о половом различие детей. Мальчики и девочки — два разных мира [2]. Потребность в восхищении проявляется в мальчике еще с раннего возраста. Она не всегда осознаваема, однако, это его неотъемлемая потребность. Когда родители смотрят на сына и восхищаются его качествами, свойственными мужскому полу, он приобретает уверенность, которая помогает ему выработать мужские черты характера и осуществить мужской потенциал, в нем заложенный. Вместе с тем в нем просыпается доброе чувство благодарности к родителям, и между ними устанавливаются крепкие узы любви.

Девочка приходит в этот мир «заряженная» женской энергией, женскими качествами. И её задача — эту энергию, эти качества сохранить. Вернее, сохранять и растрачивать на близких людей, раздаривать людям.

С помощью правильного воспитания это поддерживается. Девочка, выполняя ежедневные обязанности, хочет чувствовать стабильность и получать подтверждение того, что ее любят. Помните, девочка ухаживает за домом не для того, чтобы получать одобрение, а только потому, что она испытывает радость, когда поддерживает гармонию в доме. Женщина всегда ощущает радость и счастье, когда вокруг нее гармония. Женская энергия помогает ей чувствовать себя хранительницей, богиней домашнего очага. Для девочки необходимы только слова подтверждение того что ее любят, такие как:

— Я тебя так люблю.

— Ты у меня просто чудо, подарок судьбы.

— Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю.

— Ты украшаешь мою жизнь.

Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.

Поощряем, крайне редко наказываем

В результате разумного применения поощрений, развитие ребёнка и формирование его как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит. Из поощрений и наказаний складывается самооценка.

Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Не пренебрегаем специалистами

В силу разных обстоятельств может так сложиться, что у ребенка неадекватно завышена или занижена самооценка. Педагог-психолог поможет скорректировать правильную самооценку у ребенка. Обратиться к специалисту за помощью необходимо, так как неправильная самооценка закладывает массу комплексов, которые будут в дальнейшем в жизни только мешать.

Если мамы и папы не узнают и чувствуют, что их малыша, как подменили, а это может быть не что иное, как кризис у ребенка (кризис одного года, трех лет, семи лет и т. д.), родителям тоже потребуется помощь специалиста. Так как успешное преодоление кризиса у детей, залог успешного перехода ребенка на следующую ступень развития.

Дети в семьях могут быть с разными психологическими особенностями (аутизм, синдром дефицита внимания, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, задержку психического развития и многое другое). Специалисты помогут вам и вашему ребенку.

Играем вместе с детьми

Игра является ведущей деятельностью дошкольника и является одним из элементов учебно-воспитательного процесса. В процессе игры мальчики и девочки приобретают опыт общения, через диалог, проигрывают социальный опыт. А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью [3]. Мамы и папы в игре, могут понять, как малыш общается, умеет ли он договариваться, как развиваются его познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, воображение, память).

Активно участвуем во втором институте ребенка «Детский сад»

Именно во взаимодействии и сотрудничестве с воспитателями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

«В здоровом теле — здоровый дух» — крылатое латинское выражение

Секции и кружки помогут укрепить здоровье ребенка. Спортивные секции развивают командный дух, выносливость, помогают выплеснуть энергию. Художественные и музыкальные кружки самым лучшим образом развивают усидчивость, художественный и музыкальный вкус, расширяют кругозор.

Дополнительное образование детей поможет понять мамам и папам, какие предпосылки есть у их ребенка, в дальнейшем развивать и раскрыть его талант и личность.

Устраиваем для детей праздники, организовываем досуг

Праздник — яркое событие в жизни ребенка, наполненное необычными радостными и глубокими впечатлениями. К. Д. Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни, и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого» [5]. Совместные мероприятия создают условия для взаимодействия детей и родителей, которые помогают улучшать эмоциональный контакт между ними. Радость в глазах ребенка — это и есть самое уважительное и ценное.

Благодаря личностным образцам, каковыми являются для ребенка родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Мамы и папы готовят ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.

Важность семьи для гармоничного развития личности обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Запомните: «То, что в ребёнка заложит семья, то, он сохранит и пронесет по всему жизненному пути».

Подумайте родители, каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем?

Не забывайте: «Труды вашей семьи всегда увенчаются сладкими плодами в вашем чаде и в будущем поколении».

Литература:

1.      Воронцов Д. Д. Страна детства: путеводитель для педагогов и родителей. — Ростов н/Д: Феникс, 2011

2.      Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Санкт-Петербург, 2001

3.      Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Академия: Смысл, 2005.-174с.

4.      Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 6-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.

5.      Ушинский К. Д.: наука и искусство воспитания / сост. С. Ф. Егоров. — М.: Образование и бизнес, 1994. — 208 с. — (Педагогическое наследие).

6.      Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960–1970.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, гармоничная личность, эмоциональный контакт, высокая рефлексия, женская энергия, ранний возраст, стиль общения, ценностное отношение.