Семья как фактор формирования социальной уверенности и самооценки дошкольника
Авторы: Телитченко Людмила Владимировна, Красникова Татьяна Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2311 раз
Библиографическое описание:
Телитченко, Л. В. Семья как фактор формирования социальной уверенности и самооценки дошкольника / Л. В. Телитченко, Т. И. Красникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/3016/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема социально-личностного развития ребенка в современных условиях приобретает доминирующее значение. В сложившейся сегодня ситуации острого дефицита культуры общения, доброты, внимания друг к другу, у детей нередко проявляется социальная неуверенность в себе.
Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Чаще всего в педагогической[6,183] и психологической литературе[8,244] социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, аутичность, т.е. как гипоактивность. Гиперактивность и гипоактивность - формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Поэтому одна из важнейших задач в развитии ребенка-формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он не дополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах - беспокойство, тревогу, вину, страх, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.
Социально неуверенное поведение связано с заниженной самооценкой, ожиданием неудач, повышенной зависимостью от оценки социума. Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. В возрасте 4-5 лет закладываются основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими людьми, испытывая сочувствие к ним, сопричастность к их переживаниям.[1,85]
Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети, склонны чуть ли не в каждом деле находить неопределимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.
Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка - отраженная оценка социума - таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье.[7,115]
Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества, к культуре которого они приобщены. Через семью ребенок и сам приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения и взаимоотношений с родителями, близкими взрослыми, приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни. Неуверенность - одно из личностных качеств, мешающих ребенку в игре, общение, а впоследствии, и в учебе. Формирование уверенности зависит от многих условий, как объективных (взаимоотношения в семье, особенности окружающей социальной среды, национальные и религиозные особенности), так и субъективных (тип нервной системы, темперамент).[5,55] Во всех случаях доминирующим является отношение взрослых к ребенку. Именно оно формируют основную личностную характеристику – самооценку. Самооценка – это умение оценивать свои личностные качества.
От самооценки зависят взаимоотношения личности с окружающими, его критичность, требовательность, отношение к успехам и неудачам. Самооценка бывает адекватной и неадекватной (завышенная и заниженная). При завышенной или заниженной самооценки ребенок начинает неправильно оценивать себе, вследствие чего у него повышается тревожность, возникают эмоциональные срывы. Первым социальным институтом, формирующим самооценку малыша, является семья. Ведь дошкольник видит себя глазами близких взрослых. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, то его представления о себе будут искаженными. В зависимости от особенностей воспитания в семье у детей развивается адекватная, завышенная или заниженная самооценка.
Адекватная самооценка формируется у ребенка если:
родители уделяют малышу много времени;
положительно оценивают малыша, но не выше, чем большинство сверстников;
часто поощряют ребенка, но не ПОДАРКАМИ;
используют наказание в виде отказа от общения;
адекватно оценивают физические и умственные возможности малыша;
прогнозируют хорошие успехи в игровой и учебной деятельности.
Многие родители очень часто задают себе вопрос, можно ли развить у ребенка такое чувство, как уверенность? Как это сделать, как заставить его высказывать свое мнение, чтобы он мог постоять за себя, не стесняясь тех, кто будет его окружать и слушать?
Задевая вопрос о том, как развить уверенность в ребенке, начать хотелось бы с такого интересно факта, что развитие чувства уверенности у детей абсолютно во всем зависит от самих родителей, нежели чем от ребенка. Большая доля развития зависит от того, как и в какой семье, ребенок воспитывался и от самого подхода к ребенку со стороны родителей.
Очень часто с ранних годов своего развития дети заводят привычка копировать манеры и повадки своих родителей. Приобретение уверенности в себе от родителей – тому не исключение.
Как правило, родители для ребенка – это некие авторитеты из всего того, что их окружает. Родители для ребенка все, а значит, приобретённые манеры и черты характера в большей степени усваиваются от родителей. Именно поэтому, прежде чем начать воспитывать в ребенке уверенного человека, имейте в виду, что вы сами должны обладать не плохой уверенностью в себе и собственных силах.
На сегодняшний день многие психологи выделяют ряд правил, которые помогают тем или иным образом воспитать уверенность в ребенке.[3,306] Первое из них – ребенок всегда должен быть уверен, что родители его любят. Любовь должна быть свободной, не удушающей или в типе одолжения. Ребенок должен знать, что родители его любят, что он желанный в семье.
Второе правило развития уверенности в себе – ребенок должен четко знать, что родители его оберегают, что он именно защищен вами, а не находится под колпаком. Каждый ребенок должен быть уверен, что в трудную минуту вы всегда будете рядом.
Третье правило, оно же и одно из самых ключевых, ребенок должен иметь право на ошибку. Не браните его за ошибки, старайтесь ему показать и объяснить, что на ошибках люди учатся. Пускай он это понимает.
Четвертое правило – общение родителей и ребенка не должно быть с высоты, оно должно проходить на равных. Старайтесь не кричать на дитя, выслушивать ее мнение и давать возможности самостоятельно анализировать ситуацию.
Дайте ребенку возможность выговариваться, самостоятельно решать некоторые проблемы и принимать необходимые, по его мнению, решения. Только в этом случае вы с успехов сможете воспитать полностью уверенного в себе и своих силах ребенка.
Основной акцент семье необходимо делать на реализацию принципа активного участия детей в познании мира.[2,204] Прежде всего, надо научить ребёнка комфортно чувствовать себя в обществе, а значит, наладить контакты со сверстниками, обрести друзей. Это обеспечивает получение ребёнком наибольшей части жизненного опыта, несомненно даёт широкий простор не только для усвоения знаний об окружающем мире, но и для получения опыта общения, для развития самосознания. Ребёнок получает представление о себе как об индивиде, как о субъекте общения, о своих личностных особенностях. Получение ребёнком полноценного социального опыта способствует формированию социальной уверенности как осознанного способа взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, что в свою очередь обеспечивает формирование позитивного образа Я.[4,137] Причина, по которой ваш ребёнок не обзавёлся друзьями - это та же особенность характера: тихоня, стеснительный, неуверенный в себе. Возможно, кроха просто не умеет дружить, не знает, что такое дружба, не умеет устанавливать и налаживать контакты со сверстниками. Задача родителей в этом случае - дать понять ребенку, как важно иметь друзей, и показать, как следует вести себя с другом. Нравоучительные беседы тут вряд ли помогут. Пойте вместе песни о дружбе, смотрите мультфильмы про верных друзей, рассказывайте сыну или дочери истории о своих собственных друзьях и подругах. Кстати, прежде чем решать проблемы малыша, приглядитесь к собственным. Много ли у вас друзей? Часто ли вы встречаетесь с ними? Поддерживаете ли их в трудную минуту? Если пункт «друзья» в вашей системе ценностей отнюдь не на первом месте - удивляться не приходится: ребенок наследует родительскую модель поведения.
Первый шаг к дружбе - знакомство. С него - то и стоит начать. Малыш, может быть, искренне хочет подружиться с кем-то на площадке или в детском саду, но не знает, как это делается. Помогите ему: расскажите, как обращаются к девочке или мальчику, когда хотят познакомиться. Поначалу вы можете организовать игру для малышей, чтобы их заинтересовать, а дальше пусть играют сами. Хороши любые коллективные затеи: прятки, догонялки, «вышибалы». Можно разыграть по ролям простенькую сказку вроде «Репки» или «Колобка» или вместе спеть любимые песни из мультфильмов. Чем шире у вашего малыша круг общения, чем больше разных ребят он встречает, тем больше у него возможностей найти друзей. В детском саду, спортивной секции и кружке, в школе раннего развития дети не только знакомятся - они учатся действовать сообща в новых ситуациях, развивают навыки общения, особенно в любимом деле - игре.
Социальная уверенность – необходимое качество ребёнка. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно, добьется положительного результата при решении трудных задач. Если ребенок доверяет себе, то в его действиях проявляется уверенность как стремление к достижению положительного результата. Будем же развивать социальные качества наших детей, так как они являются основой личности.
Литература:
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/ Л.И. Божович. – М.: Воронеж, МОДЭК, 1997. – 352 с.
Безруких, М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей/ М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2000. – 254 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский.– М.: Академия, 2003. – 536 с.
Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова, - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
Венгер, А.А. Психология в детском саду/ РАО, исследовательский центр семьи и детства. Детский центр Венгера:. Венгер, А.А. и др., – М.: ИНТОР, 1995. – 63 с.
Рылеева, Е. Как помочь дошкольнику найти своё Я. – М.: Наука, 2000. -275с.
Савенков, А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников./ А.И. Савенков,– СПб.: 2004.- 258 с.
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин,– М.: Воронеж, МСДЭК, 1997. – 554 с.