В статье рассматриваются факторы, влияющие на становление личности ребёнка; подводные камни процесса его воспитания и то, как их избежать.
Ключевые слова: чадо, личность, самооценка, воспитание, развитие.
Первый вопрос, который вы должны задать себе перед зачатием ребёнка — для чего вы это делаете?
Если своей целью вы ставите просто продолжение своего рода, то это ваш выбор: это сильное решение, но я его не уважаю. В таком случае, лучше отдайте ребёнка сразу на воспитание бабушек, дедушек, тёть и дядь, братьев и сестёр, но потом не думайте, что вы будете иметь право с них что-то требовать в будущем. Вы для него — никто, кроме, разве что, биологических родителей.
Если же в зачатие своего чада вы видите не только продолжение своего рода, но и счастье, и вы хотите заботиться о нём — это прекрасно и правильно! Дерзайте!
Запомните главное: ребёнок вам ничего не должен! Это ваша задача: достойно воспитать его.
Личность ребёнка формируется на основе трёх факторов:
- Самовоспитание;
- Влияние общества;
- Воспитание родителями.
Начнём с конца. В современном мире человек, становящийся родителем, обладает малым спектром качеств в сфере семейной психологии. Он, скорее, ставит себя выше на лестнице умственных качеств, нежели видит в ребёнке равного себе. Это совершенно неправильно. В этом и состоит главная ошибка современного семейного воспитания: ребёнок всегда стоит ниже по социальной лестнице, чем взрослый.
По сути, чаще всего, это не так. Каждый ребёнок — уникальная личность, которую вы, родители, и должны, от части, развить. Поэтому:
- Ни в коем случае, нельзя унижать ребёнка икричать на него. Хулиганил бы он, плохо соображал при проделывании каких-либо заданий, ваша задача — помочь ему иобъяснить: что хорошо, ачто плохо— спокойно, словами. Если вы унижаете и кричите на ребёнка, то мало того, что вы, скорее всего, неадекватно оцениваете ситуацию и перебарщиваете с эмоциями, так ещё вы сами лично ломаете детскую психику, понижаете его самооценку, что явно энтузиазма в какой-либо процесс не привносит.
- Вы должны отмечать успехи ребёнка.
- Категорически неправильно ругать ребёнка за неудачи, а его успехи воспринимать как должное. Ребёнок нуждается в ваших поддержке и одобрении. Если вы, всё-таки, ведёте себя так, то будьте готовы к тому, что со временем ваш голос в их жизни перестанет иметь какую-либо роль, а момент уже будет, к сожалению, для вас, упущен. Поэтому никогда не зря поощрить своё чадо за достижение, хотя бы, словом. И ему приятно, и самооценка в порядке, как и ваше будущее.
- Интересуйтесь жизнью своего ребёнка. Это актуально, как и в раннем детстве, так и в пубертатный период. Ведь тесно общаясь с ребёнком с ранних лет, интересуясь его жизнью и разделяя его интересы, вы придёте к тому, что станете своему ребёнку добрым другом, к которому он сможет спокойно обратиться в подростковом возрасте за помощью или по какому-то вопросу. Тем самым, вы оградите и себя, и его от ошибок и глобальных проблем, хоть и не на 100 %, но по максимуму.
Теперь обратимся к пункту А: Самовоспитание.
Здесь главное принять правильную политику. Не нужно направлять ребёнка по тому русло, которое хочется вам. Это касается и учёбы, и интересов.
Банальный пример: ребёнок не хочет учиться. Вы начинаете усердно пихать в него всевозможную информацию, ругаться и заставлять, опять же, учиться. Это неверный подход. Стоит сесть с ним и обсудить, чего хочется именно ему. Я уверен, что после любой речи от ребёнка, вы спокойно сможете сказать ему такую фразу: Но для начала тебе следует получить образование. (Помним, что именно получить образование для своего собственного благополучия, а не должен отучиться, так как мы помним, что ребёнок вам ничего не должен.) А после этой фразы вы умело мотивируете его на учёбу. Тем самым, ребёнок сам(!) осознает необходимость образования и начинает учиться, идёт процесс саморазвития и самовоспитания.
Что касается интересов, мы уже немного осветили этот вопрос. Но, в любом случае, у каждого ребёнка должен быть свой уникальный интерес, который в его бы понимании выделял его из серой массы, что, опять же, способствует саморазвитию.
Снова распространённый пример: ребёнок отказывается читать. Не нужно давить на него и исподтишка заставлять читать. Если вы хорошо его воспитали, у него хорошее окружение (об этом подробнее позже), ваше чадо само придёт к тому, что литература полезна для мозга.
Поэтому, ещё раз повторяю, у ребёнка должно быть личное пространство: ему следует постигать мир самому, используя вас только в качестве справочника, а не быть у вас на вечном коротком или длинном поводке.
Ну, и, наконец, фактор В: влияние общества.
Пожалуй, наиболее широкий и основополагающий фактор в воспитании и становлении личности ребёнка. Ведь именно с остальным обществом, а не членами своей семьи человек чаще повседневно контактирует. Ребёнок не становится исключением. Поэтому его друзья и окружение определяют и ваше чадо. Общий круг интересов, общность взглядов — всё это рождает уникальный субъект общества, который является основным отражением повседневной жизни вашего ребёнка. Стоит заметить, что, если вы в своё время не уделили ребёнку должного внимания, его кумирами могут стать совершенно левые личности из числа его окружения, а это не всегда достойные персоны. Поэтому следите за жизнью своего чада, но в то же время держитесь от неё, как бы, в стороне, а в нужный момент подтолкните его на правильный путь, чтобы это выглядело, как его личный выбор.
Таким образом, совокупив всё вышесказанное, можно сказать, что если вы:
- Будете соблюдать все границы;
- Видеть в ребёнке равную личность;
- Не ограничивать его свободу;
- Здраво контролировать события жизни вашего чада,
То ваши отношения с ребёнком будут дружественные и останутся такими на долгие годы, его самооценка будет здоровой, а его личность будет сформированной.
Дерзайте!