Семья как источник духовного развития человечества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 19.03.2022

Статья просмотрена: 309 раз

Библиографическое описание:

Лесик, Л. И. Семья как источник духовного развития человечества / Л. И. Лесик, Л. Л. Игошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 252-253. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89534/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: семья, ребенок, семейное воспитание, духовное развитие, мотивация поступков, поведение.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она должна принять его таким, каков он есть, — здоровым или больным, добрым или не очень, покладистым или колючим. Безусловное принятие ребенка — основа семейного воспитания и духовного его развития.

«Труд души» — так В. А. Сухомлинский называл чувства ребенка, его способность к сопереживанию. Уже у дошкольника высоко развита способность переживать за свои и чужие поступки. Он испытывает радость, когда его хвалят, огорчается, когда осуждают. Он бурно реагирует на семейные конфликты, на ссоры, на грубый тон близких и дорогих ему людей. Он не всегда может понять, кто из членов семьи прав, кто виноват, но переживать неблагополучие отношений он может очень остро и глубоко. И это накладывает отпечаток на его поведение и отношение к окружающим.

«Из впечатлений детства, — говорил Ф. Э. Дзержинский, подчеркивая роль чувств, воспитанных в семье, — формируется фундамент его (ребенка.) души, совести и моральной силы».

Дошкольный возраст, как известно, — период формирования первых моральных представлений о добре и зле, о чести, долге, совести.

Если уже в ранние годы ребенку приходится кривить душой, приспосабливаться к противоречивым требованиям окружающих, то какие нравственные заповеди возьмет он с собой в будущее?

Если впечатления детства оставляют столь яркий след в сознании, чувствах личности, то можно ли надеяться на силу последующих влияний?

Может ли учитель, школа, общественность выкорчевать с корнем то плохое, что было посеяно в душе ребенка в раннем возрасте?

Искажение детских нравственных представлений страшно само по себе. Понятия ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо, очень пластичны. Он может быстро изменить под влиянием взрослых оценку того или иного факта, тем более если это влияние близких и дорогих ему людей. Но, несомненно, в его памяти останется (пускай даже неосознанно) представление о зыбкости, эфемерности нравственных норм.

Невинная на первый взгляд нечестность взрослых (например, обман — шутка, обман — средство добиться послушания и т. п.), неумение или нежелание сдержать данное слово ребенку воспитывают у ребенка в конечном итоге неуважительное отношение к собственным обязательствам, недоверие к обещаниям окружающих. Точно так же противоречия в ценностных ориентациях создают условия для формирования представлений о двойственном характере морали, правил поведения. Одни нормы поведения — для «общего пользования», другие — для самого себя, для оправдания своих поступков и проступков.

Единство педагогических требований — непреложный закон. Внутренние противоречия, которые в какой — то мере естественны в семье, должны быть скрыты от глаз ребенка. От очень внимательных, очень восприимчивых глаз.

Чувства ребенка формируют не столько острые ситуации, сколько рядовые будни семейной жизни. Беседы с детьми, совместные прогулки, посещения кино, театров, вечерние встречи у телевизора, приемы гостей и т. п. — все это источник эмоционального воздействия. Важно только не проглядеть, когда возникает какое-то неблагополучие.

Мотивация поступков, поведение ребенка зависят от его физических и духовных потребностей. Для их удовлетворения родители предпринимают немало усилий. Если они не могут удовлетворить запросы ребенка, он порой переживает беспокойство, недовольство, плохо себя чувствуют. Это состояние отрицательно влияет на человека. Если же оно остается на длительное время, то может привести к агрессивным поступкам и к неврозу.

Педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродуют их детей». Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Заласканный, избалованный ребенок оказывается ничуть не в «лучшем положении, чем заброшенный». Малейшее неудовлетворение желаний вызывает у него бурный протест, он не готов к сложным эмоциональным перегрузкам, не умеет и не желает уважать чувства окружающих.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей и эмоционально отрицательных проявлений, то нередко в таких семьях духовное развитие ребенка крайне осложняется.

Особенностью семейного воспитания также является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.

На какие же желания ребенка следует обратить внимание?

Среди физических потребностей важнейшими можно считать питание, сон, отдых, движения. Есть, например, дети, неспособные ни к какой деятельности, когда они голодны. Однако есть и такие ребята, которые весь день могут бегать во дворе, не ощущая голода. Потребность в свободе движений, в активности у них сильнее чувства голода.

Изучение физических потребностей своего ребенка важно для того, чтобы правильно их удовлетворять и формировать в соответствии с общим развитием.

Духовные потребности детей более разнообразны и богаты, нежели физические. Их значение как мотивов поведения весьма велико. Изучение духовных потребностей своего ребенка помогает родителям понять многие его поступки, поведение в различных ситуациях. Дает возможность проанализировать свои воспитательные методы.

С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых — отсутствие любви и неумения поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка — чтобы его любили. Это самое прекрасное, солнечное чувство — любовь рождается в семье.

Родители, общаясь с ребенком с первых минут его жизни, должны чувствовать ответственность за его развитие. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники всего процесса формирования личности ребенка. Это они в первую очередь регулируют влияние среды, помогая в силу своих возможностей устранить негативные и вредные воздействия. Родители предоставляют ребенку возможность для деятельности, создают для этого условия, управляют процессом воспитания ребенка, способствуют его правильным взаимоотношениям в детском саду, в школе, в кругу ровесников, со всеми людьми, с которыми общается ребенок.

Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективно, когда отец и мать умело и сознательно воздействуют на ребенка, хорошо понимают значение разнообразных факторов, от которых зависит его моральное и физическое развитие, глубоко и всесторонне знают своего ребенка. Если ребёнок живёт в семье, где родители постоянно ругаются, применяют жестокость в отношении друг друга, а порой и к самому ребёнку, то это сильно травмирует психику его.

Большинство всех проблем, причины которым родители пытаются искать в друзьях, школе, плохом окружении, в самом ребёнке, скрыты именно в семейных отношениях.

Родителям надо стремиться познать индивидуальные качества характера своего ребенка, понять его неповторимое духовное развитие, на которое основное воспитательное влияние оказывает окружающая среда, и прежде всего семья.

Все проблемы должны решаться своевременно. То, какого человека родители воспитают и выпустят во взрослую жизнь, зависит только от родителей.

Развитие ребенка с первых дней его существования протекает в семье. Это она дает ему первый опыт и первые образцы поведения, создает условия для проявления активности, помогает совершенствоваться, направляет на большой и сложный путь — в самостоятельную, полезную для общества жизнь.

Литература:

  1. «Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника» Москва. «Просвещение»1989г. Под редакцией Л. Ф. Островской.
  2. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» Москва. «Просвещение»1989г. Под редакцией А. М. Виноградовой.
  3. «Дошкольное воспитание» № 1/2008г.
  4. Знаете ли Вы своего ребенка? — М: Знание, 1986. Белкин А. С.
  5. «Общение дети 5–7 лет» Ярославль Академия развития. 2001г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, семейное воспитание, родитель, впечатление детства, мотивация поступков, процесс формирования личности ребенка, самый ребенок, член семьи, чувство ребенка.


Ключевые слова

семья, поведение, ребёнок, Семейное воспитание, духовное развитие, мотивация поступков

Похожие статьи

Семья как важнейший институт социализации личности

Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка

В данной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка

В работе автор рассматривает как можно формировать духовно-нравственные качества у младших школьников, какую роль играет семья в духовном становлении детей.

Семья как фактор психологического здоровья детей

Данная статья посвящена проблеме изучения семьи как фактора психологического здоровья. Автором рассмотрены негативные и позитивные влияния семьи на ребенка.

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы)

В данной статье рассмотрены вопросы о воспитании детей, роль семьи и социальная защита детей и становления его личности.

Cоциокультурное развитие детей: категорийно-понятийный подход

Влияние семьи на формирование характера ребёнка

Представлен анализ влияния различных аспектов внутрисемейного взаимодействия на формирование личности ребёнка. Показано, что формирование полноценной личности, особенно в современных условиях, возможно только при активном участии взрослых членов семь...

Психологическое здоровье детей — ключ к благополучному будущему

В статье автор исследует здоровье подрастающего поколения, которое представляет собой важный ресурс и здоровье нации.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Похожие статьи

Семья как важнейший институт социализации личности

Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка

В данной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка

В работе автор рассматривает как можно формировать духовно-нравственные качества у младших школьников, какую роль играет семья в духовном становлении детей.

Семья как фактор психологического здоровья детей

Данная статья посвящена проблеме изучения семьи как фактора психологического здоровья. Автором рассмотрены негативные и позитивные влияния семьи на ребенка.

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы)

В данной статье рассмотрены вопросы о воспитании детей, роль семьи и социальная защита детей и становления его личности.

Cоциокультурное развитие детей: категорийно-понятийный подход

Влияние семьи на формирование характера ребёнка

Представлен анализ влияния различных аспектов внутрисемейного взаимодействия на формирование личности ребёнка. Показано, что формирование полноценной личности, особенно в современных условиях, возможно только при активном участии взрослых членов семь...

Психологическое здоровье детей — ключ к благополучному будущему

В статье автор исследует здоровье подрастающего поколения, которое представляет собой важный ресурс и здоровье нации.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Задать вопрос