Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 08.07.2019

Статья просмотрена: 1279 раз

Библиографическое описание:

Мартынова, О. В. Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями / О. В. Мартынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61465/ (дата обращения: 16.11.2024).



Семья — это родственные чувства, которые объединяют ее членов, не теряет своего огромного значения на протяжении всей жизни человечества.

Семья — это ячейка, которая оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и начальные школьные годы жизни ребенка и поэтому в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

В. А. Сухомлинский в своих трудах отмечал: «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

В Семейном кодексе Российской Федерации говорится о необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех ее членов.

В статье 63 Семейного кодекса РФ указывается:

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

В настоящее время считают, что семья — это ведущий фактор становления и развития личности ребенка, от которого и зависит дальнейшая судьба человечества.

Родители создают среду воспитания: обеспечивают гигиенические условия и полноценное питание ребенку; приобретают, в зависимости от года жизни ребенка, игрушки, книги, развивающие игры и другие средства воспитания; а также заботятся о положительных примерах и образцах поведения. Методы воспитания ребенка и эффективность его развития зависят и от организации среды воспитания.

На протяжении многих столетий семья складывается из различных социальных ситуаций: спокойной ночи на ночь и приветствие по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад. Родители, когда фактором воспитания становится интерьер, помещение, расположение мебели, традиции и обычаи семьи, семейной жизни, взаимоотношения в семье, умело придают целевую направленность социальной ситуации, превращают ее в педагогическую ситуацию. Социальные ценности, атмосфера семьи выявляют, станет ли она воспитательной средой, средой для саморазвития и самореализации.

В современной семье занимает незначительное место «специальные воспитательные мероприятия», которые направленные на развитие, коррекцию свойств, качеств личности ребенка, но в домашнем воспитании определились требования, запреты, наказания и поощрения, в каждый момент жизни ребенка встраиваются воздействия взрослых воспитательного и развивающего характера, чем младше ребенок, тем больше сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения и воспитания, что дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители и другие члены семьи, чувствуют настроение ребенка.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно — воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка в основном на положительных примерах окружающей действительности, при таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни, а также тормозится формирование иммунитета к отрицательным поступкам. В семье ребенок бывает свидетелем самых разнообразных жизненных ситуаций, не всегда позитивного содержания и смысла, в этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом.

Благодаря общению ребенка со всеми членами семьи возникает опосредованно: отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в доме, сопровождающие это общение эмоции, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру родными. Ребенок быстро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений, кроме этого, семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, формируя свой собственный опыт. На конкретных поступках, способах общения, в которых бывает сам втянут взрослыми, ребенок учится сравнивать, оценивать, выбирать формы поведения, приемы взаимодействия с окружающими действиями.

Семья является фактором воспитания, организатором разнообразных видов деятельности детей, от рождения ребенок не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь, его взаимодействие с окружающим миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен огромный педагогический смысл, так как ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения достижений культуры, которыми он окружен и поэтому в семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательного общения, предметного, игрового, трудового и учебного и поэтому первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность.

По мере овладения ребенком различными действиям, он превращается в субъекта собственной деятельности и ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная и психическая поддержка, одобрение, оценка, подсказка, дополнительная информация — как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации.

Темп современной жизни очень напряжен, поэтому взрослые иногда делают что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам, а также родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, книжки, одежду, вытирать ему нос... Гораздо труднее заставить ребенка включиться в это дело. Недостаток терпения и нехватка времени у взрослых, нескончаемые опасения, осторожность приводят к тому, что в детском саде, когда ребенку свойственная активность, стремление к самостоятельности «я сам!», его останавливают часто словами: «Ты не умеешь, я сделаю сам за тебя», «Не трогай! Не лезь!». Такие слова взрослых сдерживают у ребенка самостоятельное развитие, решительность, а в дальнейшем и осложнит жизнь на дошкольных и школьных этапах.

Перед нами возникает главный вопрос: Как же влияет семья на развитие ребенка?

В настоящее время важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной, семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и заменяют друг друга.

Семейное воспитание считается эмоциональным по своему характеру, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Семья для ребенка является местом рождения и основной средой обитания, в ней у него близкие люди, понимающие его и принимающие его таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или нет — там он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире и саму культуру всю жизнь.

Семья для ребенка — это первый этап отношений с людьми, это определенный морально-психологический климат, именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о правильных поступках, об отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Семейное воспитание продолжается всю жизнь, в любое время суток, в любое время года, днем и ночью. Его влияние человек испытывает, когда он дома, в школе, на работе, на отдухе и сидя даже за школьной партой, обучающийся мысленно связан невидимыми нитями с домом, с семьей и с волнующими проблемами.

В современной педагогике понятие «требование» трактуется достаточно широко — это словесное распоряжения, которое включает регламент детской жизни, ее организацию и режим.

Режим — это правильное распределение времени, разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Выполнение режима — это сохранение и укрепление нервной системы дошкольника, поддержание его в уравновешенно-спокойном и деятельном состоянии. Режим воспитывает в детях привычку к порядку и дисциплинированности, дети упражняются в сдержанности, в умении выполнять свои обязанности, требования взрослых.

Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития ребенка. Разумность требований — это понимание ребенком того, что и для чего он делает, кроме того, взрослым необходимо создать реальные условия для выполнения требований, указаний, обеспечить выполнение требований материальными средствами, родители должны развивать у ребенка различные умения и навыки, чтобы последовательно повышать требовательность к их поведению и деятельности.

Я считаю, что семья — это первая школа общения ребенка, что семья главный фактор развития ребенка как личности, которая располагает благоприятными условиями для воспитания детей, поэтому семейное воспитание играет огромную роль в воспитании ребенка. Воспитание не происходит само собой, семейное воспитание строится на принципах, выработанных поколениями. Когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка, тогда и успех воспитания в семье будет успешным. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на физический и духовный смысл жизни растущего в ней человека, чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственно-трудового воспитания личности. Считаю, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье является наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, раннего приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Формирование личности ребенка закладывается в семье под воздействием родительской любви, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций и обычаев. Воспитательный процесс в семье не имеет ни границ, ни начала, ни конца. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также строить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков. Таким образом, воспитывая ребенка необходимо помнить о том, что эта модель воспитания может стать основой для многих последующих поколений.

Методы взаимодействия сродителями

Взаимодействие детского сада с родителями, с семьей можно проводить, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы сотрудничества.

Традиционные методы — это родительские собрания, посещение дома ребенка, взаимодействие детского сада с родителями, проведение бесед, организация семинаров, проведение круглых столов, конференций.

Нетрадиционные методы — это организация различных акций, открытие сайта, проведение мини-собраний, организация обучающих игр для родителей, совместная с родителями проектная деятельность.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, которые дают ребенку социальный опыт в сочетании друг с другом, они создаю условия для вхождения маленького человечка в большой мир.

Литература:

  1. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношений. Дисс. кандидат псх. наук. — М., 2006. — 260 с.
  2. Захарова, Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия [Текст] // Психолог в детском саду. — 1998 — № 1. — С. 9–17.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. Т. 1. / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — 327 с.
  4. https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/08/29/buklet-deti-pogodki-metodicheskie-rekomendatsii
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, детский сад, родитель, семейное воспитание, воспитание детей, окружающий мир, член семьи, основное общее образование, родительская любовь.


Похожие статьи

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

О влиянии коллектива на формирование личности ребенка в условиях детского дома

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Специфика сотрудничества детского сада с семьей на этапе подготовки ребенка к школе

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников: роль сотрудничества семьи и детского сада

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Похожие статьи

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

О влиянии коллектива на формирование личности ребенка в условиях детского дома

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Специфика сотрудничества детского сада с семьей на этапе подготовки ребенка к школе

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников: роль сотрудничества семьи и детского сада

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Задать вопрос