В данной статье автор раскрыл влияние ценностей на становление и развитие личности ребенка. Важность семьи как института вытекает из того, что ребенок проводит большую часть своей жизни в семье и что никакой другой институт не может конкурировать с семьей по степени воздействия на личность.
Ключевые слова: развитие личности ребенка, ценность семье, влияние семьи на ребенка, личность ребенка.
Семья была, есть и будет главным инструментом духовно-нравственного формирования личности ребенка и главным воспитательным институтом, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за формирование определенного образа жизни. Развитие общественных отношений, урбанизация и научно-технический прогресс привели к снижению роли семейного воспитания в воспитании детей. Однако снижение роли образования не обязательно означает, что семья утратила свою центральную роль в формировании личности [1].
Семья является непременным фактором нормального воспитания, так как имеет особое влияние на ребенка. Дети, которые растут без семьи, имеют гораздо более высокий риск одностороннего или задержки развития, чем дети, которые являются членами семьи.
Необходимость семейного воспитания можно объяснить следующим образом.
Семейное воспитание по своей сути более эмоционально, чем другие формы воспитания, поскольку оно основано на любви родителей к своим детям и взаимных чувствах (привязанности, доверии), которые дети испытывают к своим родителям [2].
Дети более подвержены влиянию семьи, чем любому другому влиянию, особенно в раннем возрасте.
Семья, как малая группа, своего рода социальный микрокосм, лучше всего подходит для постепенного введения ребенка в социальную жизнь и для постепенного расширения кругозора и опыта.
При этом семья представляет собой не однородную социальную группу, а дифференцированную, в которой представлены разные «подсистемы» возрастного, полового, а иногда и профессионального характера. Это позволяет ребенку более активно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные способности и быстрее их реализовывать.
Семья является важнейшим фактором социализации не только детей, но и взрослых; оно во многом определяет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни.
Семейное воспитание не только в общих интересах социализации личности ребенка, но и в общих интересах духовного воспроизводства родителей в своих детях и в личных интересах детей в заботе, защите и эмоциональной поддержке своих родителей [3, с. 48].
Семейная жизнь включает в себя социально-биологические, экономические, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждый из этих аспектов семейной жизни играет важную роль в социализации. В семье дети приобретают первые трудовые навыки, помогая старшим домочадцам в уходе за собой, учебе, играх, организации досуга и развлечений, учатся потреблению различных материальных и нематериальных благ. Семья оказывает большое влияние на выбор будущей профессии. Семья развивает способность ценить и уважать труд других, таких как родители и родственники; культивируется будущий отец.
Воспитание детей в семье — сложное и тонкое дело, требующее заинтересованности родителей в положительных результатах, терпения, такта, знаний психологии и педагогики ребенка. Специфические особенности семейного воспитания определяются типом семьи, условиями жизни и способностью родителей выполнять свою роль в семье [4, с. 417].
Все родители пытаются установить авторитет над своими детьми, но не у всех это получается. Не может существовать власть, сознательно «созданная» в интересах детей. Его нельзя создать искусственно угрозами или родительской властью. Проблема в самих родителях. Их ответственное отношение к словам — команда, требование — играет роль в развитии родительского авторитета. Запросы должны быть точными и серьезными как по содержанию, так и по существу.
Воспитание детей в семье зависит от возраста и жизненного опыта родителей. Становление родителем в 17, 25 или 35 лет существенно влияет на их отношение к детям (возможно, нежеланным или, наоборот, долгожданным). Чем образованнее родители, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. Тот факт, что у женщин с высоким уровнем образования меньше детей, можно объяснить тем, что они хотят дать своим детям образование не хуже, чем у них самих. Растущие потребности каждого ребенка также растут.
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под воспитательной системой мы понимаем цели воспитания, постановку задач, преемственность более или менее адекватных воспитательных методов и приемов, учет дозволенного и недозволенного для ребенка. Родители — первое социальное окружение ребенка. Личность родителей играет важную роль в жизни каждого. Специфика чувств между детьми и родителями обусловлена главным образом тем, что родительская забота имеет важное значение в жизни ребенка. Любовь, которую каждый ребенок испытывает к своим родителям, безгранична, безусловна и вечна. И если в первые годы жизни родительская любовь является гарантией их собственной жизни и безопасности, то по мере взросления детей родительская любовь все больше играет роль обеспечения безопасности их внутреннего мира, эмоционального и психологического. Родительская любовь является источником благополучия человека и гарантом, оберегающим его физическое и психическое здоровье [5, с. 192].
Забота о здоровье детей, физическое воспитание, обучение и развитие силы, ловкости, скорости и выносливости являются важными аспектами семейного воспитания. Физически здоровый и крепкий человек способен успешно выполнять умственную и физическую работу, в целом имеет хорошее и веселое настроение, в целом дружелюбен с окружающими, стремится помочь, внимателен к красоте и хочет сделать все красиво. Самое главное, чтобы родители подали пример.
Воспитание детей в семье является неотъемлемой частью их духовного развития. Первый контакт матери и ребенка — это уже начало духовного развития. Учить детей говорить, рассказывать им истории, читать книги, поощрять и стимулировать их любопытство, отвечать на их вопросы, давать им объяснения и т. д. — все они направлены на развитие мышления, памяти, внимания и воображения и важны при подготовке ребенка к школе [6, с. 144].
Родителям следует уделять особое внимание нравственному воспитанию своих детей, ведь в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают различные поведенческие и межличностные проблемы. Дети изучают свою моральную азбуку в основном в семье, узнают, что такое хорошо и что такое плохо, как быть добрым к людям и как помогать всем, чем они могут. По мере взросления ребенка моральные ожидания от него значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание семьи предполагает воспитание любви к стране, стране, человечеству, обществу, честности, справедливости и чувства ответственности. Помимо частных бесед и объяснений важную роль играют организация жизни ребенка в соответствии с общими нравственными принципами и ежедневная практика соответствующего поведения.
Литература:
- Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребенка//Вестник ОГУ. 2014.
- Бекоева М. И., Хуриева М. Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание// Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2014.
- Морозова, Е. Ю. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании / Е. Ю. Морозова. — М.: Школьная Пресса, 2018. — 48 c.
- Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие: моногр. / С. С. Носов. — М.: Флинта, 2010. — 417 c.
- Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка / Т. Н. Овчинникова. — М.: Академический проект, 2015. — 192 c.
- Онучин, Н. А. Если в семье болен ребенок… (лечение и профилактика заболеваний органов дыхания) / Н. А. Онучин. — М.: Золотой век, Диамант, 2015. — 144 c.