Развитие полицейских учреждений в период правления Екатерины II | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 16.01.2018

Статья просмотрена: 2768 раз

Библиографическое описание:

Копчинская, М. С. Развитие полицейских учреждений в период правления Екатерины II / М. С. Копчинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47776/ (дата обращения: 16.11.2024).



Период правления Екатерины II вошел в историю как период «просвещенного абсолютизма». Считается, что вид такого режима характерен для позднефеодального монархического государства и выражается в уничтожении наиболее устаревших феодальных институтов. Просвещенный абсолютизм в России характеризовался послаблением репрессий, жестокости в регулировании жизни людей, развития образования и науки, провозглашению передовых идей. В своей административной реформаторской деятельности Екатерина опиралась на тех государственных преобразованиях, которые уже ранее были проведены Петром I. Петра I Екатерина II считала образцом и своим учителем. Она широко использовала «петровский» подход в проведении реформ. Екатерина II считала, что при абсолютной монархии можно создать эффективный государственный аппарат и разработать «разумные законы», используя которые монарх будет просвещать и воспитывать подданных. По мнению Екатерины II контроль, был необходим, во всех сферах общественной жизни. Императрица боролась всевозможными способами со всякими проявлениями революционных настроений. Именно для предупреждения и пресечения любых недовольств в обществе Екатерина II в первую очередь подвергла преобразованиям судебную и полицейскую системы. Изучая работы зарубежных авторов, создавших учение о полиции, Екатерина II считала необходимым в первые годы своего правления принять ряд мер по усовершенствованию деятельности органа полиции. Во время ее правления были увеличены штаты сотрудников Московской и Главной полицмейстерских канцелярий. Из главной полицмейстерской канцелярии Петербурга в 1763 году в качестве самостоятельного учреждения была выделена Розыскная экспедиция, которая подчинялась юстиц- коллегии. Правительствующий Сенат был разделен на шесть департаментов, в распоряжение третьего департамента Екатерина II отнесла контроль и надзор за работой всех полицейских органов Империи. Документами екатерининского правления были знаменитый известный «Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссиям о сочинении проекта нового Уложения» и один из «Наказов» государственных учреждений — «Наказ Главной полиции». В наказе Главной полиции было прописано, что полиция должна работать по правилам справедливости. Ее задачами считались «вкоренение в сердца обывателей страх божий». В «Наказе Главной полиции» утверждалось, что начальник полиции и его помощники должны быть освобождены от денежного недостатка, в целях исключения казнокрадства и взяточничества. Полиция обладала правом «наказывать выражавших непочтение к ней и ее служащим». Важным было возглашение того, что «полиция властна над всеми, не исключая никого, какого бы он звания ни был». Однако в документах было указано, что полиция не может обходиться со знатными чинами как с простым народом. Кроме того, было указано, что «знатные разумеются сами по себе помощниками полиции». Этим императрице удалось привлечь на службу в полицию дворян. Положения «Наказа Главной полиции» были частично воплощены в нормативно правовых актах, регламентирующих деятельность и организацию органов полиции. «Учреждения для управления губерний» 1775 года и «Устав благочиния или полицейский» 1782 года стали основными нормативными документами определяющими работу и организацию полиции с конца восемнадцатого века.

С введение Устава полиция сильно укрепилась на своих позициях. Екатерина II поставила перед полицией задачу — «сохранение порядка, благочиния и добронравия». Функции полиции распределялись между полицейскими чиновниками и административно- управленческой структурой. Кроме того, полиция имела полномочия в сфере судебной деятельности. Можно сказать, что полицейская, судебная и администрация власть действовали неразрывно и дополняли друг друга.

Административно- территориальная реформа в России была проведена в 1775 году. Вся страна разбилась на 50 губерний по 300- 400 тысяч человек в каждой губернии. Главой губернии являлся генерал- губернаторы, с подчиненными им губернскими правлениями. В компетенцию генерал- губернаторов входили различные функции, в том числе, такая как руководство полицией. Главная полицейская канцелярия, как орган управления полицией была упразднена. В 1775 году согласно «Учреждению для управления губерний» был создан государственный орган — сельская полиция. В уездах на собраниях дворяне выдвигали кандидатуры в «нижний земский суд», который исполнял судебные и административно — политические функции. Губернатором утверждались члены нижнего земского суда и земский исправник, который являлся руководителем нижнего земского суда. Негосударственной поддержкой нижнего земского суда в селах и деревнях были сотские крестьяне и десятские, функцией которых являлось обязанные «смотрение иметь и разведывать в селении и близ него против воров, разбойников, злоразгласителей, беглых». За неисполнение своих обязанностей сотские и десятские подвергались штрафам. В Учреждении для управления губерний была разработана большая инструкция для руководителя земского суда, которая определяла его полномочия и компетенцию, а также основные функции. Нижний земский суд следил за порядком, проводил предварительное следствие по уголовным делам, исполнял решения вышестоящих властей и решение суда, был вправе требовать поддержки военных властей, а также у жителей уезда в случаи, если она потребуется. По Табели о рангах должность исправника соответствовала девятому классу, то есть, армейскому капитану. С сокращение Главной полицмейстерской канцелярии убрали и должность подчиненных ей полицмейстеров. Во всех городах, где отсутствовал военный гарнизон, нижние чины которого во главе с комендантом исполняли полицейские функции, была учреждена должность городничего, который назначался Сенатом по представлению губернского правления. Городничий подчинялся губернскому правлению и не был обязан исполнять решение дворянской опеки. Проведенная в 1775 году реформа создавала новый административно- полицейский аппарат в уезде, но не учитывала, что условия городской жизни менялись. Большой рост купеческого сословия, высокий уровень торговли и промышленности, рост притока оброчного крестьянства, все эти условия ставили перед государством задачу приведение городского административного и полицейского аппарата в соответствие с требованиями того времени. 8 апреля 1782 года был издан «Устав благочиния, или полицейский», который должен был решить все возникшие проблемы. Согласно уставу был сформирован новый городской административно- полицейский орган — Управа благочиния, в котором были введены должности служащих городской полиции, а так же определялись ее компетенция и функции. Во всех городах империи, кроме Петербурга и Москвы создавались Управы благочиния, которые подчинялись губернскому правлению и выполняли функции административно- хозяйственного направления. Они контролировали торговлю, «дабы никто запрещенным не торговал…», наблюдали за исправностью городских сооружений и чистотой улиц, воздуха, народным здравием», проводила предварительное следствие и судила по мелким уголовным делам. Обер- полицмейстеры возглавляли полицию в Петербурге и Москве, одновременно с этим они руководили Управами благочиния. Два пристава входили в состав управы, один из приставов вел гражданские дела, второй уголовные. В управу местное купечество направляло ратманов. В губернских городах управы возглавлялись полицмейстерами или обер- комендантами. Города в которых насчитывали более 47 тысяч дворов, был поделен на части, главой которых становились частные приставы, которые имели свою канцелярию. Частный пристав отвечал за «порядок и благочиние» в своем городе назначался губернским правлением, в его распоряжении были два полицейских сержанта, а в больших городах полицейская команда. Части города делились на кварталы, во главе которых стоял квартальный надзиратель, назначаемый на должность Управой благочинья. У него в подчинении были все сторожа квартала и квартальные поручики, которые избирались сроком на три года. Из всего этого можно сделать вывод, что только самый низший чин в городе был выборный. Все полицейские должности в «Уставе благочиния» были выстроены в соответствии с Табелью о рангах. Полицмейстер в губернском центре имел служебный «потолок» на уровне чиновника шестого класса, что соответствовало армейскому званию полковник или гражданскому чину коллежский советник. У частного пристава «потолком» был девятый класс — капитан или титулярный советник. Квартальные надзиратели имели «потолок» десятого класса — поручик или коллежский секретарь.

В «Уставе Благочиния» были даны главные требования к служащему полиции. Ему должны быть присущи такие качества как здравый рассудок, добрая воля в выполнении порученного, человеколюбие, верность службе Императорского величества, усердие к общему добру, радение к должности, честность и бескорыстие. О необходимости какого- либо образования ничего не говорилось. Типично полицейские функции, характерные для современной полиции выполняла часть, она ведала охраной тишины и спокойствия, доводила до общества все распоряжения центральных и местных властей, так же она руководила борьбой с пожарами и эпидемиями. Различные жизненные ситуации заставляли полицию заниматься осмотром, перевозкой, захоронением неопознанных трупов, решать вопросы устройства подкидышей, контролировать работу трактиров, кафе, аптек, публичных домов. На протяжении всего восемнадцатого века. Характерно, что при образовании в 1775 году уездной сельской полиции и преобразовании в 1782 году городской полиции, на уровне губернии так и не был создан орган управления общей полицией. Из всего этого можно сделать вывод, что развитие полиции в восемнадцатом веке привело к образованию такой системы, которой были свойственны внутренние противоречия. Эта система состояла из органически не связанных между собой элементов, которые основывались на разных принципах.

Административные реформы Екатерина II имели большое значение для развития российской государственности. Эти реформы показывают, что полицейские органы выполняли очень важную роль в реформе императрицы. Усовершенствованная полиция обладала большим количеством различных функций — контролировала соблюдение законов и решений органов местной власти, наблюдала за соблюдением церковных порядков, торговли, городского хозяйства, следила за общественным покоем населения, принимала меры к сохранению здоровья населения, пресекала уголовные дела, осуществляла предварительное следствие, занималась розыском преступников. Таким образом, полиция по своей функциональности и значению была выше любой другой ветви власти.

Екатериной II предпринимались попытки обособить полицию, но природа абсолютной монархической власти не позволяла это выполнить. Кроме этого, большое количество функций и полномочий, возложенных на полицию привело к разрастанию полицейско-административного аппарата. Полиция не только стала выполнять возложенные на нее функции, но и взяла на себя управленческие функции. Административная система же наоборот, имела возможность влезать в работу полиции. В результате чего эти две структуры были неразрывно связаны между собой.

Совмещая полицейские, управленческие и некоторые судебные функции, местная власть уже не была так подконтрольна власти монарха. «Устав благочиния» фактически сформировал новую отрасль права — полицейское право.

Литература:

  1. А. В. Лобанов, Г. Г. Широков. История полиции России. — СПб.: Северо-Западный институт повышения квалификации ФСКН России, 2015. — 200 с.
  2. Мулукаев Р. С., Малыгин А. Я., Епифанов А. Е.. История отечественных органов внутренних дел. — М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2015. — 336 с.
  3. Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. — М.: Щит-М, 2016. — 294 с.
  4. Ю. А. Реент. История правоохранительных органов: полицейские и тюремные структуры России. — Рязань: Щит-М, 2016. — 206 с.
  5. Ю. Е. Аврутин. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2015. — 501 с.
Основные термины (генерируются автоматически): полиция, губернское правление, нижний земский суд, функция, восемнадцатый век, Главная полиция, Петербург, полицейский, предварительное следствие, Управа благочиния.


Задать вопрос