Гимназическое образование в России в XVIII веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 10.12.2016

Статья просмотрена: 1720 раз

Библиографическое описание:

Беркут, О. В. Гимназическое образование в России в XVIII веке / О. В. Беркут. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 646-648. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36509/ (дата обращения: 30.10.2024).



Как известно, учреждение гимназий в России относится к началу XIX века, так как именно в 1804 году был издан первый общий устав гимназий («Устав учебных заведений, подведомых университетам»). Однако еще в XVIII веке существовали учебные заведения, смело именовавшиеся гимназиями.

Петр I и его единомышленники предприняли попытку направить страну по европейскому пути посредством реформ. Если до начала XVIII века в России не существовало школы как общественного института образования, то петровские реформы официально провозгласили школу государственным институтом и внедрили разные типы школ, как в высшем, так и в низшем звене.

В 1703 году в Москве начала функционировать школа пастора Эрнеста Глюка, в которой каждый учащийся изучал два западноевропейских языка. В начале 1704 года последовал указ, которым объявлялось учреждение гимназии на основе данной школы для подготовки переводчиков Посольского приказа.

Согласно расписанию занятий, в гимназии Эрнеста Глюка основной упор делался на преподавание иностранных языков (французского, немецкого, латинского). Отметим, что обучение проводилось по лучшим пособиям того времени и имело гуманитарную направленность.

Кроме классических и новых иностранных языков воспитанники изучали основы философии и географии, церковнославянский язык, естественную историю. Однако это еще не гимназия в полном смысле слова, так как она не готовила своих выпускников к поступлению в высшее учебное заведение и не давала «классическое» образование, а преследовала лишь практические цели образования: подготовку учащихся для государственной службы.

По мере развития профессиональной школы все более остро стала ощущаться потребность образовательной. Важнейшим событием в государственной политике России первой половины XVIII века явилось учреждение в Петербурге Академии наук в 1725 году.

При Академии были открыты два учебных заведения — университет и гимназия. Гимназия при этом рассматривалась как среднее учебное заведение, подготавливающее молодых людей к поступлению в университет. Непосредственно академическая гимназия была устроена по образцу немецкой школы и состояла из двух отделений: приготовительной немецкой школы с тремя годами обучения и латинской школы с двумя годами обучения. Изучение русского языка в учебном плане не было предусмотрено.

Заметим, что значительные изменения в академической гимназии произошли после передачи ее в ведение М. В. Ломоносова. Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывал лекции на русском языке. По его настоянию в гимназии была открыта русская школа. По мнению Е. П. Егорова, «значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке, а главной задачей академической гимназии являлось научить гимназистов понимать латинскую речь» [2, с.4].

28 апреля 1746 года М. В. Ломоносов подготовил представление в академическое собрание «О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии». В документе он предложил отобрать студентов из семинарий и обучить их академическим упражнениям. Ломоносов также считал, что «следует заботиться о том, чтобы гимназия обладала большим количеством учеников; оттуда некогда должны выйти свои, так сказать, доморощенные студенты» [4, с.439]. Однако это предложение получило реальное осуществление лишь в 1748 году, когда стали отбирать способных учеников для обучения в академии.

В апреле 1755 года в Москве при самом ближайшем участии М. В. Ломоносова был открыт университет и при нем две гимназии — одна для дворян, другая для разночинцев.

Гимназия считалась неотъемлемой частью московского университета и выполняла подготовительную функцию. Еще до ее открытия М. В. Ломоносов в своем письме к И. И. Шувалову подчеркивал, что «при университете необходимо должна быть гимназия, без которой университет как пашня без семян» [1, с.93].

М. В. Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму средней общеобразовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особые подразделения.

По уставу в гимназии преподавалось четыре трехлетних курса: русского языка, латинского, первых основ наук и европейских языков. В качестве факультативных занятий были введены музыка и пение.

Д. И. Латышина отмечает что, «преобладающими предметами в гимназии были древние классические языки, французский и немецкий» [3, с.169]. Многие предметы по незнанию учителями русского языка читались на иностранных языках. Всего учителей было 36 и только 16 из них — русских.

Для начала работы университетской гимназии были характерны существенные недостатки в ее устройстве. Однако уже с 1759 года гимназия была в состоянии подготовить учащихся к обучению в университете и к началу XIX века насчитывала в своем составе 150 обучающихся.

По типу и подобию московской университетской гимназии была открыта гимназия в Казани. Она не только готовила выпускников к поступлению в университет, но и давала им определенную жизненно-практическую ориентацию.

В целом, гимназия во второй половине XVIII века стала единственным типом государственной школы, который готовил к поступлению в университет. Кроме этого, университетская гимназия имела гуманитарный общеобразовательный уклон обучения, и основной упор делала на изучение классических и новых иностранных языков.

В заключение отметим, что в конце XVIII века Сенат страны признал, что создание гимназий весьма полезно обществу. Но только в начале XIX века была осуществлена последовательная система образования — от гимназии до высшего учебного заведения в масштабах всей страны.

Литература:

  1. Антология педагогической мысли России XVIII в. [Текст] / сост. И. А. Соловков, Г. Н. Волков, С. Ф. Егоров, А. Н. Копылов. — М., 1985.
  2. Егоров, Е. П. Педагогические идеи М. В. Ломоносова [Текст] / Е. П. Егоров // Школа, государство и общество: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. — 192 с.
  3. Латышина, Д. И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X — начало XX века): учеб. пособие [Текст] / Д. И. Латышина. — М.: Издательский дом «Форум», 1998.
  4. Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений. Т. 9. [Текст] / М. В. Ломоносов. — М., Л., 1955–1959.
Основные термины (генерируются автоматически): гимназия, русский язык, академическая гимназия, начало XIX века, университет, высшее учебное заведение, обучение, основной упор, половина XVIII века, Россия.


Задать вопрос