Система высшего образования в Российской империи к середине XIX века
Автор: Одиноков Евгений Александрович
Рубрика: История образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 02.06.2023
Статья просмотрена: 641 раз
Библиографическое описание:
Одиноков, Е. А. Система высшего образования в Российской империи к середине XIX века / Е. А. Одиноков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 6-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8435/ (дата обращения: 16.12.2024).
Время правления Александра II Николаевича (Освободителя) охватывает период с 1855 по 1881 гг., который отмечен многими реформами российского императора, хотя и не все они были доведены до логического завершения.
В то время, как в Европе уже в XII–XIII веке возникли первые университеты в Италии (Болонский), Франции (Парижский), Англии (Оксфордский и Кембриджский) как добровольные объединения ученых разных специальностей и школяров, в России в это время о высшем образовании еще не было и речи.
Так как первые высшие учебные заведения в России основывались по образцу европейских, остановимся на основных правилах деятельности первых университетов в Европе.
Европейские университеты Средневековья оправдывали свое название в переводе с латинского «совокупность», «объединение». Главной идеей вновь создаваемых образовательных учреждений было научное и мировоззренческое единение ученых, педагогов и студентов.
Открытие университета как учебного заведения было возможно только при наличии особого документа — папской буллы. Возглавлял университет выбираемый научным сообществом ректор. Обучение делилось на факультеты, во главе которых назначался декан.
Завершенная первая ступень обучения давала право называться бакалаврами, следующая — магистрами с правом преподавания.
Обучение велось на латыни, что давало возможность студентам других стран беспрепятственно обучаться в любом университете, менять их, перемещаться. Режим работы университетов был также стандартным: учебные лекции в первой половине дня, повторение и дебаты, диспуты по различным вопросам — во второй половине дня.
Обучаться могли не только студенты из высших сословий, но и бедняки, если только они находили себе способ пропитания в виде обучения детей в богатых семьях или писарями. Студенты университетов не привлекались к воинской службе.
Учебный план составлялся на один год, лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные).
Студенты обязаны были приходить на лекции с книгами и слушать пояснения преподавателя по ним. Так как все издания того времени были очень дорогими, то их брали на некоторое время использования. Позже при университетах стали создаваться библиотеки.
Началом высшего образования в России многие исследователи считают создание Петербургской Академии наук в 1725 году. В структуре Академии имелся Академический университет.
В то же время, данное учреждение фактически не функционировало как образовательное, не хватало слушателей, способных усвоить программу, латинский язык, на котором велось преподавание, был не понятен большинству студентов. Все преподаватели были «выписаны» из-за границы.
Необходимо отметить, что при Петре I больше внимания уделялось развитию ремесел и профессиональных школ для подготовки военных и строителей флота: Академия морской гвардии, Московская госпитальная школа и пр.
Образование только приобретало системность и организованность. Время правления Петра I можно назвать рождением российской профессиональной школы. По образцу европейских городов, в Петербурге и Москве были созданы различные школы для детей и подростков всех сословий для изучения математики, геодезии, училища мастеров горного дела и производства металлов, другие профессиональные учебные заведения.
На Урале и Алтае были организованы крупные по тем временам учебные центры, в которые отбирались наиболее способные ученики, в том числе дети крепостных крестьян. В артельных школах детей и подростков первоначально обучали грамоте, а также механическим наукам, черчению.
Обучение совмещалось с выполнением сначала простых, а потом и более сложных операций, изделий под руководством опытных мастеров. Обработка камня, металла, плавильное производство постепенно оснащались новыми машинами и механизмами, работа на которых требовала предварительного обучения.
В то же время, обучение рабочих в профессиональных школах необходимо было сопровождать грамотными действиями опытных педагогических работников, имеющих высшее образование.
Однако в 18-ом веке в России существовала острая проблема наличия таких педагогов. Кроме того, для вновь открывающихся общеобразовательных гимназий также нужно было довольно большое количество учителей.
Предпосылки для организации высшего технического образования были созданы в России только в середине 19-го века. Без первоначальных навыков и технических знаний поступающих на обучение студентов невозможно было организовать эффективно функционирующие высшие учебные заведения.
Исходя из вышесказанного высшее образование в России 18–19 века начиналось с медицины, права, филологии, точных наук (математики, физики).
Создание в 1755 году Московского университета явилось результатом усилий М. В. Ломоносова, первого русского академика. Этот старейший университет России стал средоточием и точкой развития высшего образования в нашей стране. Целью его создания было развитие науки и подготовка научного кадрового потенциала.
Однако во многом проблемы начала работы Московского университета были созвучны проблемам организованной ранее Академии наук.
Создание одного или двух университетов в стране не решало тупиковой ситуации с отсутствием сформированной образовательной системы от общего образования — к высшему.
Сложившаяся вокруг Московского университета образовательная среда развивалась и формировалась до начала 19-го века, когда Россия, вслед за европейским странами и Соединенными Штатами Америки, включилась в развитие науки и технологий.
Система образования российской империи к началу 19-го века включала народные училища с численностью более двадцати тысяч обучающихся, частные пансионаты, привилегированные учебные заведения для дворянства, институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, Московский университет, Академию наук, Славяно-греко-латинскую академию, Киево-Могилянскую академию.
Историки в исследуемый нами период с начала 19-го века до его середины выделяют александровскую либеральную образовательную реформу (Александр I, 1802–1804 годы), николаевскую контрреформу (Николай I, 1828 год) после восстания декабристов.
Так, при императоре Александре I в 1802 году создается Министерство народного просвещения, которое должно было сформировать современную образовательную систему в стране.
Необходимо отметить, что при императоре Александре I реформировалась вся система государственного управления.
В частности, была изменена структура управления Российской империи, она представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура управления Российской империи в начале XX века
Как мы видим, министры по отраслям, в том числе и министр Народного просвещения, подчинялся непосредственно императору, что сокращало время принятия важных решений.
В результате принятого Министерством народного просвещения решения вся территория Российской империи была разделена на четыре округа, в каждом из которых вокруг вновь созданных университетов должны были формироваться в виде сети учреждения более низкого уровня образования: приходские и уездные училища, гимназии.
В этот период на территории российской империи уже существовали три высших учебных заведения: Московский университет, Виленский университет и Дерптский (Юрьевский) университет на территории Эстонии.
В 1804 году были открыты университеты в Казани и Харькове, в 1803 году — педагогический институт в Санкт-Петербурге, который спустя 15 лет был преобразован в университет.
Тогда же был утвержден императором и издан «Устав учебных заведений, подведомых университетам», в котором определялись полномочия университетов по управлению системами образования по округам. Такая система управления продержалась почти 30 лет и оказалась достаточно эффективной.
В каждом университете был открыт педагогический или учительский институт, который обеспечивал кадрами формирующуюся систему образования соответствующего округа.
Студенты этих институтов обучались за счет государства, но должны были отработать в школе не менее шести лет.
В соответствии с уставом 1804 года, в каждом из вышеназванных университетов были образованы четыре факультета для подготовки специалистов в области права, языкознания, медицины, физики и математики.
В 1809 году были установлены особые требования к чиновникам высокого ранга по получению обязательного университетского образования, что существенно повысило престиж высших учебных заведений.
Вновь открытые университеты таким образом обеспечивались студентами, что оставалось проблемой до середины 19-го века. Кроме того, в новообразованных высших учебных заведениях большинство преподавателей были приглашены из-за границы, в основном из Германии и Франции, только половина из них могли излагать учебный материал на русском языке.
Тем не менее, высшее образование развивалось, молодые преподаватели университетов направлялись в командировки за границу для обучения в соответствии с развитием соответствующих научных областей.
В период восстания декабристов 1825 года высветились несовершенства системы образования Российской империи, которая отличалась невысоким уровнем знаний как студентов, так и преподавателей, отсутствием прикладных исследований, муштрой и излишним контролем за студентами при отсутствии мотивации к учению.
Однако по результатам такой реформы Николаем I были существенно ужесточены условия обучения в университетах для предотвращения вольнодумства в студенческой среде.
Николаевская контрреформа 1828–1835 года устанавливала в учебных заведениях полицейский надзор. По новому уставу 1835 года университеты лишались права руководить школами и создавать научные общества
В 1833 году был создан Университет святого Владимира в Киеве. Его Устав был значительно обновлен в сравнении с уставом 1804 года.
Выпускники гимназий поступали в университет только по результатам экзаменов, ректор избирался на два года, изменились полномочия коллегиальных органов учебного заведения.
Разработанный устав лет в основу утвержденного в 1835 году Николаем I Общего устава императорских российских университетов.
В каждом из университетов, согласно данному документу, должны быть созданы не менее трех факультетов: философский, юридический и медицинский.
Руководителем университета являлся избираемый тайным голосованием ректор, количество преподавателей определялось численностью студентов. Усилились требования к уровню квалификации преподавателей.
Если ученый желал участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности профессора, он обязан был прочитать три пробные лекции в присутствии ректора университета и декана соответствующего факультета.
После успешного прохождения конкурса профессора, адъюнкты и почетные члены университета утверждались в этих званиях министром народного просвещения.
Кроме того, министр имел право своим решением назначать известных ученых и специалистов на вакантные должности профессоров и адъюнктов без проведения конкурса. Была принята система стимулирования преподавателей к повышению своей квалификации.
Новым уставом определялись четкие правила приема студентов в университет, обязательными были вступительные экзамены. Устанавливалась система промежуточной и итоговой аттестации для студентов, правила их проведения.
Необходимо отметить, что инженерное высшее образование в начале 19-го века еще не было востребовано, соответствующие факультеты не были открыты в университетах.
Только с 1839 года в Петербургском университете было открыто реальное отделение, где студенты изучали прикладную механику, архитектуру, строительное искусство, черчение, рисование, техническую химию и др. потребности в специалистах с высшим образованием на предприятиях не было до периода, который историки обозначают промышленным переворотом в России с 1804 по 1864 год.
В это время значительно выросла добыча угля, нефти. После крестьянской реформы 1861 года существенно увеличилось количество вольнонаемных рабочих, которых необходимо было обучать, сначала теоретически, а затем — непосредственно на рабочих местах.
Период индустриализации России начала 19-го века был связан с развитием, в первую очередь, текстильной промышленности, где появились первые паровые машины. К середине века в крупных городах были построены машиностроительные заводы.
Основанные Петром I профессиональные учебные заведения стали колыбелью новых прогрессивных научных школ, которые внедряли изобретения и технические новшества на предприятиях. Обслуживать новые машины должны были грамотные подготовленные рабочие, поэтому вопрос развития профессиональной школы в этот период был актуальным как по формам, так и по содержанию обучения.
Уже в середине 19-го столетия практически все предприятия использовали паровые или электрические машины иностранного производства. Вместе с поставками оборудования на предприятия направлялись и специалисты, которые обучали работе на новых машинах, их обслуживанию и ремонту.
В то же время, необходимы были собственные выпускники вузов для обучения рабочих и среднего персонала. Обучение чаще всего организовывали в группах, так как предприятия уже насчитывали сотни рабочих, которые должны были освоить новые навыки в кратчайшие сроки.
В сложившейся ситуации формировалась система профессионального образования сначала по отраслевому признаку по инициативе предпринимателей, а затем — с активным участием государства.
Начиная с 1828 года по 1848 год учреждаются Технологический институт, Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров, Строительное училище, Институт инженеров путей сообщения, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, частная Горнозаводская школа, Техническое училище.
Европейские революционные события 1848–1849 гг. не вовлекли Россию в волнения, однако повлияли на управление высшим образованием.
В начале 50-х годов 19-го века самостоятельность университетов была существенно ограничена. По инициативе государственной власти был снижен прием абитуриентов для того, чтобы общая численность студентов составляла не более трехсот человек, не принимались лица других сословий, кроме дворянского, прекратились зарубежные командировки с образовательными намерениями, лекции по философии, логике и психологии были переданы богословам.
Резко увеличившаяся плата за обучение закрыла двери университетов для небогатых студентов дворянского происхождения.
Содержание лекций профессоров подвергалось контролю, как и деятельность студентов за пределами учебных заведений.
В связи с началом Крымской войны выпускников вузов предполагали использовать в качестве офицеров: в 1853 году во всех высших учебных заведениях был введен в качестве отдельной дисциплины строевой устав, практические занятия по артиллерийской стрельбе.
В то же время необходимо отметить, что начало деятельности крупнейших высших учебных заведений России, которые успешно действуют до сегодняшнего дня, приходится именно середину 19-го века.
Интересен исторический экскурс в развитие сельскохозяйственного образования в России.
Первая попытка создания учреждения для обучения крестьян земледельчеству была предпринята М. В. Ломоносовым. В 1765 году при Российской академии наук с этой целью был организован специальный класс. Первая кафедра агрономии была создана в Московском университете в 1770 году.
Несмотря на всесторонне прилагаемые усилия, деятельность большинства учебных заведений аграрной направленности определенно не была эффективной. Слушатели высших учебных заведений действительно занимались сельскохозяйственной практикой, тогда как только половина выпускников средних и низших учебных заведений работали по специальности.
Среди причин такого явления исследователи называют несоответствие уровня преподавания специальных отраслей в учебных заведениях реальному положению дел в сельском хозяйстве. По мнению И. А. Стебута, поддержка сельскохозяйственных школ в этот период не была насущной необходимостью, а только данью моде, желанием не отставать от других стран.
Наиболее прогрессивные по своему времени помещики пытались развивать свое собственное видение сельскохозяйственного образования.
Графиня С. В. Строганова, получившая хорошее образование в Европе, поддерживала идеи просвещения, в том числе, и в вопросах обучения принадлежавших ей крестьян. Обладая блестящими административными способностями, она организовала на территории своих имений многочисленные школы земледелия для крестьян. Все управляющие школ были обучены за границей.
С. В. Строганова была членом Вольного экономического общества, которое использовало ее опыт по устройству сельскохозяйственных школ на территории всей России.
При этом было очевидно: различные формы аграрного образования насущно необходимы. Население с удовольствием заимствовало у сельскохозяйственных школ новые сорта семян, скот племенных пород, новые инструменты, машины, способы вспашки и обработки земли, схемы севооборота и пр.
И в этом смысле значение сельскохозяйственных учебных заведений невозможно переоценить, несмотря на некоторое несоответствие целей и результатов. Поэтому деятельность учреждений низших и средних учебных заведений сельскохозяйственного образования постоянно совершенствовалась: и в плане корректировки образовательных программ, и в плане предоставления учащимся дополнительных условий и привилегий.
Уровень общей подготовки был достаточно высоким, однако, основная задача создания сельскохозяйственных школ — распространение базовых знаний в аграрной сфере — полностью не выполнялась.
В начале XIX века развивается винодельческая промышленность в Крыму. Местное население необходимо было обучать для того, чтобы затем принимать на переработку качественный виноград.
Распространяются новые сорта винограда, которые требовали особых способов ухода при возделывании, поэтому с 1802 по 1812 год открывается ряд сельскохозяйственных школ в Крыму. Московское общество сельского хозяйства также открывает Московскую земледельческую школа, и школу садоводов в Крыму.
Необходимо отметить, что к середине 19-го века феодально-крепостническая система Россия существенно сдерживала развитие аграрной отрасли в целом и сельскохозяйственного образования, в частности.
Во второй половине 19-го века в России начинается модернизация сельского хозяйства. В это время 82 % населения страны работало в аграрном секторе.
Из всех сельскохозяйственных культур в основном производились зерновые, что приводило к истощению земель. Урожайность была невысокой. Отмена крепостного права способствовала развитию производственных отношений, увеличению количества работников по найму.
Последовательное создание профессиональной отечественной сельскохозяйственной высшей школы было обусловлено необходимостью интенсификации сельского хозяйства. В результате использования эффективных приемов организации сельского труда во второй половине 19-го века значительно увеличилась урожайность сельскохозяйственной продукции, продукция животноводства и зерно активно поставлялись за рубеж.
Возникла потребность в увеличении количества сельскохозяйственных учебных заведений, так как необходимы были не только квалифицированные рабочие, но и научные работники, которые обеспечили бы собственный путь российской науки для развития сельскохозяйственного производства.
Так, Горыгорецкий земледельческий институт из Могилевской губернии Белоруссии, основанный в 1836 году как школа для усовершенствования земледелия, был переведен в Санкт-Петербург. Затем он был преобразован в Петербургский земледельческий институт, а затем — в Санкт-Петербургский лесной институт.
В Москве по инициативе и при значительной организационной поддержке Московского общества сельского хозяйства открывается Петровская земледельческая и лесная академия, деятельность которой после закрытия в конце 90-х годов 19-го столетия продолжил Московский сельскохозяйственный институт, преобразованный позднее в Московскую сельскохозяйственную академию имени им. К. А. Тимирязева.
На государственном уровне подготовлен ряд документов, определяющих стратегию развития промышленности России и российской системы профессионального образования: «Общий нормальный план промышленного образования в России», «Основные положения о промышленных училищах».
Впервые на государственном уровне осуществлялось планирование потребности в рабочих и инженерных работниках на ближайшие несколько лет в зависимости от количества строящихся предприятий. Кроме того, для обучения предлагались стандартные наборы предметов в зависимости от получаемой квалификации.
Необходимо отметить особую роль в развитии системы образования России научных общественных организаций.
Так, одной из первых крупных научных общественных организаций являлось Вольное экономическое общество, которое было учреждено в 1765 г. при участии Екатерины II. Организация работы общества строилась на добровольных началах.
Действительные члены и члены-корреспонденты должны были проводить исследования и опыты в «своей» отрасли, публично представлять результаты практических работ, издавать статьи в сборнике общества по описанию изобретений и механизмов. Сборник назывался «Труды Вольного экономического общества».
Заседания общества были открытыми, пользовались интересом у студентов и интеллигенции, так как на них обсуждались актуальные вопросы науки и технологий. Вольное экономическое общество активно взаимодействовало с российскими и зарубежными профессиональными сообществами.
В первой половине 19-го века такие же сообщества появляются в части филологии, археологии. В середине 19-го века в России активно развиваются исторические общества, общество любителей естествознания и пр. Разработанные внутренние документы обществ носили типовой характер, который позволял им эффективно взаимодействовать не только между собой, но и с государственной властью.
Таким образом, можно говорить о создании к середине 19-го века в Российской империи системы научных общественных организаций, которые по составу чаще являлись дворянскими, однако привлекали к своей деятельности и распространяли доступную информацию и для других сословий.
Созданное в 1818 году Императорское Московское общество сельского хозяйства объединяло в начале своей деятельности наиболее прогрессивных дворян и помещиков, занимавшихся сельским хозяйством.
В дальнейшем это общество изучает наиболее прогрессивный опыт ведения хозяйства в России и за рубежом, направляет своих членов в Европу и США для ознакомления со способами производства сельскохозяйственной продукции и новым машинами, механизмами.
Регулярно проходят заседания общества и печатаются статьи. Таким образом, развивается и теоретическая основа отрасли и опыт использования лучших практических работ.
В стране в это время развивается производство сахара, шерсти, шелка, льнопрядильная промышленность и пр.
В западных и южных губерниях России развивается женское сельскохозяйственное образование, открываются специализированные школы для девушек, где их обучают домоводству, уходу за скотом, маслоделию, сыроварению.
Рассмотрим особенности организации учебного процесса в высшем сельскохозяйственном образовании на основании документов, внесенных в «Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию», выпущенный департаментом земледелия в 1900 году.
В этом сборнике, как отмечают его составители, размещены циркуляры и общие распоряжения Министерства земледелия и государственных имуществ в середине 19-го века.
Интересными представляются документы, определяющие организацию учебного процесса.
Первое упоминание в документах этого сборника о сельскохозяйственных школах Московской губернии касается возвышения класса должности директора Московской земледельческой школы с 7 в 6 класс, согласно классам, определялся размер жалования директора. Данный документ издан 5 июля 1860 года.
Это значит, что в указанный период Московская земледельческая школа функционировала, был определен штат школы и назначено жалование.
В сборнике также размещен доклад Министра Государственных Имуществ от 14 ноября 1860 года, согласно которому приобретается имение Петровско-Разумовское в Московской губернии. На территорию имения планировалось перевести Горыгорецкий земледельческий институт «…для улучшения по сельскому хозяйству и распространению специального агрономического образования…».
На тот момент Горыгорецкий земледельческий институт уже был значимым сельскохозяйственным учебным заведением, которое обладало достаточным количеством квалифицированных кадров.
Указанные выше два документа фактически связаны друг с другом, для эффективной организации сельскохозяйственных школ на территории Московской губернии не хватало ученых и преподавателей, которые могли бы научить сначала учителей этих школ, а также помочь организовать учебный процесс.
Перевод Горыгорецкого земледельческого института в Московскую губернию решал указанные вопросы, как с кадровым вопросом, так и с учебными пособиями, оборудованием.
В указанном документе отмечается, что новое место размещения института является важным не только с географической точки зрения, но и исходя из общественного, хозяйственного и промышленного значения.
Приобретаемое имение находилось на расстоянии 5 верст от Москвы, имело более 600 десятин земли, почти половина которой было засажено лесом.
В докладе говорилось, что кроме института предполагается на территории имения разместить другие учебные заведения с опытным участком и практическим хозяйством, например, открыть публичные курсы или школу для разных возрастов и сословий. Спустя год, в 1862 году, участок был предоставлен учебному заведению на 96 лет.
Отдельно необходимо отметить деятельность основанной в 1779 году при Межевой канцелярии Константиновской землемерной школы, которая к рассматриваемому нами периоду с 1819 года называлась уже Константиновским землемерным училищем; а с 1835 года училище было преобразовано в Константиновский межевой институт, первое высшее межевое учебное заведение России.
В этот период российские ученые: химик Д. И. Менделеев, инженеры В. К. Делла-Вос, В. И. Гриневецкий, агроном И. А. Стебут, экономисты А. И. Чупров, И. И. Янжул, Н. А. Каблуков, инженеры Д. К. Советкин, С. А. Владимирский, М. В. Лысковский внесли значительный вклад в формирование системы высшего образования России.
В инженерное образование были внедрены научные знания, послужившие основой его теоретического и практического содержания. Были установлены обязательность общего образования, предшествующего высшему, рекомендована последовательность получения образования в системе: от церковно-приходских школ до университетов.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что высшие учебные заведения первой половины XIX столетия заложили основу развития образования в XX веке, вырастили значительное количество специалистов высокого уровня, использовавших опыт зарубежных стран, но и имеющих собственное видение развития как профессионального, так и высшего образования России.
Литература:
1. Александр II — царь-Освободитель. 1855–1881 гг.. — М.: Олма Медиа Групп, 2019. — 272 c.
2. Александр II — царь-Освободитель. 1855–1881 гг. / Коллектив авторов. — М.: Просвещение, 2020. — 934 c.
3. Высшее образование в России: Очерки истории до 1917 года / под ред. В. Г. Кинелёва. — М., 1995. — 346 c.
4. Змеев В. А. Развитие российской высшей школы, XVIII — начало XX в. Диссертация доктора исторических наук. — М.: 2001.
5. Ключевский В. О. Исторические портреты. — М., 1991.
6. Константинов Н. А. и др. История педагогики. — М.: Просвещение, 1982.
7. Миронов Г. Е. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки XIX в. / РГБ. -- М.: Кн. палата, 1995. -- 734 с.
8. Милов Л. В. и др. История России с начала XVIII до конца XIX века. — М.: АСТ, 1999.
9. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. — СПб., 1902. — С. 6.
10. Свет и тени российской короны: Русская государственность в портретах и мнениях. -- М.: Мол. гвардия, 1990. -- 30 с.
11. Субботина, В. В. Политика Александра II в сфере образования: истоки, содержание, последствия / В. В. Субботина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 240–243. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54110/ (дата обращения: 29.05.2023)
12. Федосова Э. П. Бестужевские курсы — первый женский университет в России. — М.: Педагогика, 1980.
13. Щербакова Р. И. Реформа российского образования в первой половине XIX века — Научно-культурологический сетевой журнал «RELGA», № 1 (91), 2004.
14. Энциклопедия. Т.5, ч.2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. — М.: Аванта+, 1997.
15. 1857–1861. Переписка Императора Александра II с Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича. — М.: Терра, 2020. — 384 c.