Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 3072 раза

Библиографическое описание:

Гриневич, И. М. Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века / И. М. Гриневич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1226/ (дата обращения: 17.12.2024).

Благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа  учебных заведений и активному развитию обучения, в начале  XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.  Вступивший на престол Александр I в 1802 году учредил Министерство народного просвещения, что положило начало новому этапу развития отечественного образования. Первым министром  был назначен Петр Васильевич Завадовский. В результате деятельности этого министерства  в 1803-1804 гг. были разработаны «Предварительные правила народного просвещения» и «Устав учебных заведений, подведомых университетам», которые определили структуру системы образования. Предварительные правила были первыми в России законодательным актом, утверждавшим образование в такой широте, и обнимавшим собою все ступени образования, от начального до высшего. Ими была юридически закреплена однообразная и единая для всего государства система школ.

Согласно этим документам, были образованы шесть, по числу российских университетов, учебных округов - Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский. Предполагалось, что подчинение учебных заведений округа соответствующему университету позволит реализовать принцип их преемственности, свободного перехода учащихся на последующие ступени обучения: по окончании приходских училищ – в уездные, затем в гимназии и, наконец в университет [1.c.19]. Согласно  Уставу, поступающим в университеты из гимназий студентам преподавались «науки во всем пространстве, нужные для всех знаний и разных родов Государственной службы» [2. c.331].

В связи с этим расширились функции последнего, которые теперь включали руководство деятельностью подведомственных гимназий, осуществление университетскими профессорами их методического и инспекционного контроля. Кроме того, в документах провозглашалась идея бессословности и бесплатности образования.

Реализация положений школьного Устава 1804 г. достаточно быстро показала его идеалистичность. Принципы бесплатности, бессословности и преемственности остались по существу только на бумаге. Дети непривилегированных слоев общества заканчивали обучение в уездных училищах, а гимназии посещали ученики из обеспеченных дворян и чиновников. Идея содержания учебных заведений за общественный и государственный счет оказалась несостоятельной… Самые бедные вынуждены были ограничиваться приходскими одногодичными училищами, но вместе с тем масса крепостного сельского населения могла посещать только приходские училища.

В рамках реформы в сфере образования в первые годы правления Александра I были также открыты  специальные высшие школы, такие как Московское коммерческое училище, Институт путей сообщения; восстановлены государственные денежные субсидии Российской академии наук, отмененные Павлом I, выделены субсидии Петербургской медико-санитарной академии.  К 1810 г. созрела идея открытия специального учебно-воспитательного заведения для детей высшего дворянства.

Активная внешнеполитическая деятельность царя, участие России в военных действиях против Наполеона способствовали развитию оппозиции политике Александра I определенной части дворянства, вдохновленной идеями Французской  революции и масонского братства. Это привело царя к осознанию необходимости подготовки такой общественной элиты, на которую он мог бы опираться в решении государственных задач.  12 августа 1810 г. Александр I подписал «Постановление о лицее» открывшее историю знаменитого лицея в Царском Селе под Петербургом.

Создание Царскосельского лицея явилось началом открытия подобных учебных заведений в России: Демидовская гимназия в Ярославле, открытая в 1803 г., в 1833 г. была реорганизована в лицей; в Одессе в 1817 г. был открыт Ришельевский лицей, преобразованный в 1865 г. в Новороссийский университет; статус лицея получила открытая в 1820 г. в Нежине Гимназия высших наук князя Безбородко, где учился Н.В. Гоголь.

Однако продолжение образовательных реформ было связано не только с созданием привилегированных лицеев для формирования элиты чиновников и военных деятелей — «императорской опоры в достижении государственных целей». Все большее внимание уделялось проблеме правильного воспитания всех слоев населения.

Более консервативную направленность образование приобрело в царствование Николая I. «Встретившись при самом вступлении на престол с появлением новой свободной мысли и, определив ее, как,  «заразу извне к нам занесенную» новое Правительство приступило к созданию политически благонадежной образовательной системы [3.c.109]. Высочайшим распоряжением 14 мая 1826 года создается Особый комитет устройства учебных заведений, основная задача которого состояла в рецензировании уставов учебных заведений, учебной и учебно-методической литературы для достижения «должного и необходимого единообразия, на коем должно быть основано, как воспитание, так и учение»[4, c.109-110].

Царским указом бы создан Комитет по устройству учебных заведений, который подготовил новый «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов», опубликованный в 1828 г.[5.c.5]. Наряду с фактической фиксацией реального положения дел, связанной с тем, что принципы бессословности, бесплатности и преемственности прежнего Устава оказались не действующими, новый школьный устав еще жестче закрепил сословно-классовый характер российского образования.

Не оставило правительство Николая I без усиленного надзора и частные образовательные заведения. Произведя в 1827 г. тщательную ревизию, и, выявив что многие пансионаты открыты в нарушение действующего в стране законодательства, что значительная часть учителей не имеет разрешения на преподавательскую деятельность, что русская история и русский язык преподаются плохо и др.,  Министерство народного просвещения разработало ряд мер,  направленных на устранение этих недостатков. В 1831 г. попечитель С.-Петербургского учебного округа издал распоряжение, запрещающее открытие пансионатов без согласия министра. С 1835 г. эта мера была распространена на всю Россию. В 1834 году были введены штрафные санкции по отношению к учителям, преподающим без установленных свидетельств, а также к содержателям их пансионатов. Положение о частных учебных заведениях, изданное 12 января 1835 г. обязывало учредителей пансионатов иметь не только установленные свидетельства об их образовании и самые подробные сведений о типе заведения и преподавании, но и удостоверения о нравственном поведении учителей и в их русском подданстве.

Усложняя процесс открытия частных учебных заведений, Министерство народного просвещения параллельно стремилось ограничить деятельность домашних учителей. В 1834 г. высочайшим указом Сенату было строго воспрещено «принимать в дома дворян, чиновников и купцов иностранцев обоего пола, не получивших аттестатов от русских университетов на учительские, наставнические и гувернерские звания и не имеющих требуемых указом 12-го июня 1831 г. свидетельства о нравственном поведении». В 1848 г. из опасения, что учителя-иностранцы могут внести в Россию нежелательный и опасный дух, был на время прекращен доступ в Россию иностранцев, желающих посвятить себя воспитанию юношества. Гувернеров-иностранцев должны были заменить воспитанники Главного педагогического института. Тогда же ограничивается обучение россиян за границей. Молодым  людям  в возрасте от 10 до 18 лет рекомендовалось получать образование в отечественных заведениях или дома под надзором родителей, а   юношей моложе 18 лет запрещается направлять в другие страны даже на стажировку.

После смерти Николая I началась подготовка новой школьной реформы. Одним из первых рассматривался вопрос о женском школьном образовании. Предусматривалось, что учебные заведения для девочек должны быть внесословными, давать среднее образование и не готовить к продолжению обучения. В 1860 г. было принято «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения»[6.c. 44].

Особый акцент в новой школьной реформе был сделан на решении вопроса о начальном образовании и предоставлении его широким массам населения. Отмена крепостного права в 1861 г, способствовала развитию системы начального народного образования. Рассматривая школьное обучение простого народа, правительство беспокоилось по поводу его религиозного и нравственного воспитания. Все начальные народные училища передавались в ведение Министерства народного просвещения, духовные — в ведение Святейшего синода — высшего органа по делам Русской Православной церкви. Для контроля и руководства деятельностью училищ утверждались специальные уездные и губернские училищные советы, в которые входили представители Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, духовенства, уездного земства, городского самоуправления. Председатель выбирался из числа членов, при этом во главе губернского совета мог стоять только архиерей.

Отмена крепостного права активизировала деятельность российской общественности, привела к рождению новых форм местного самоуправления, в частности земства, которое взяло на себя заботу о создании образовательных и медицинских учреждений на селе, предназначенных для простого населения. Земские школы, организованные в соответствии с «Положением о земских учреждениях» 1864 г., к концу XIX в. стали одними из лучших начальных народных учебных заведений России.

В 1864 г был также утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», в котором устанавливались два типа гимназий: классическая и реальная с соответствующими им прогимназиями.

Окончание реальной гимназии не давало права поступления в университет, продолжить обучение можно было в различных технических и сельскохозяйственных высших учебных заведениях.

Оба типа гимназий объявлялись бессословными при раздельном обучении мальчиков и девочек, курс обучения был рассчитан на семь лет. Новым в практике их работы было требование Устава по созданию учебных библиотек для учителей и учеников, специально оборудованных классов.

Внимание к организации женского обучения привело к созданию в 1870 г. «Положения о женских гимназиях», согласно которому эти учебные заведения разделились на гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и гимназии Министерства народного просвещения. Были созданы четырехлетние женские прогимназии, обучение в которых соответствовало курсу младших классов гимназии, дополнительно введен восьмой, педагогический класс

С 1871 г. согласно новому школьному уставу, название «гимназия» сохранилось только за классическими гимназиями. Содержание обучения в них на протяжении долгого времени оставалось почти неизменным. Выпускники гимназий по-прежнему пользовались приоритетным правом поступления в университеты. Обучение в гимназиях считалось очень престижным. В 1887 г. был издан циркуляр, предписывавший директорам ограничить прием детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т.д.

Тогда же реальные гимназии были переименованы в реальные училища. Согласно «Уставу реальных училищ» (1872) они стали новым типом учебных заведений, дававшим в течение семи лет общее и специальное образование; 5-е и 6-е классы реальных училищ имели два отделения — обще­образовательное и коммерческое, а 7-й, дополнительный класс, предполагал три специализированных направления обучения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. Содержание обучения в реальных училищах отличалось отсутствием в учебном плане древних языков и значительно большим количеством часов, отводимых на математику, физику, химию, естествознание, новые языки. По их окончании можно было поступить в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

В 1868 году был принят новый университетский устав, который возвращал университетам некоторую автономию в плане самостоятельного выбора профессорско-преподавательского состава, ректора, деканов. Был подтвержден статус таких высших учебных заведений, как Петербургский технологический институт, Горный институт, Институт путей сообщения, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия в Москве.

Увеличение количества учебных заведений в России и усиление внимания к вопросам образования различных слоев населения во второй половине  XIX века, способствовали созданию специальных учреждений, готовящих учителей. С 1861 г. на базе разработанного К.Д. Ушинским проекта с помощью земства стали открываться учительские школы и семинарии.   Вышедшее в 1870 г. «Положение об учительских семинариях» регламентировало деятельность этих учебных заведений.  При семинариях имелись опытные школы, в которых проходили практику. Наибольшую известность в это время получили Санкт-Петербургская земская учительская школа и Тверская земская учительская школа П.П. Максимовича.

 

Библиографический список

1. Алешинцев И. История гимназического образования в России. (XVIII-XIX век). – СПб., 1912. –  C.19.

2. Уставы Имеператорских Московского, Харьковского и Казанского университетов // Сборник постановлений по Министерству Народного просвещенияю-Т.1.-С.331.

3. Алешинцев И. История гимназического образования в России. (XVIII-XIX век). – СПб., 1912. –  C.109.

4. Алешинцев И. История гимназического образования в России. (XVIII-XIX век). – СПб., 1912. –  C.109-110.

5. Журнал министерства народного просвещения. - 1839. - Часть XXI. - С.5.

6.Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения с последовавшими с 1870 года изменениями и дополнениями. Сост. М. Родевич. – СПб., 1884. – с.44.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): народное просвещение, Россия, XVIII-XIX, заведение, гимназия, училище, гимназическое образование, создание, университет, устав.


Похожие статьи

Развитие идей пореформенной педагогики в конце 50-х-60х годах XIX века

Реформирование органов внутренних дел Российской империи в 60 - 80 гг. XIX века

Особенности развития газетного дела в России в первой половине XIX века

Повышение квалификации учителей церковно-приходских школ Тверской губернии в конце XIX – начале XX вв.

Источники по истории русских духовно-культурных учреждений в Туркестане конец XIX- начало XX вв.

Политическая элита Таджикистана конца 80 - начала 90-х годов

Отдельные представители дореволюционной исторической науки о крестьянском хозяйстве Пензенской губернии второй половины XIX – начала XX века

Изменения в области аграрных отношений в Дагестане в конце XIX – начале XX вв

Азербайджанская детская литература в 20-30-е годы ХХ века

Коммуникативный статус учительского слова в русской литературе конца XVIII – XIX вв.

Похожие статьи

Развитие идей пореформенной педагогики в конце 50-х-60х годах XIX века

Реформирование органов внутренних дел Российской империи в 60 - 80 гг. XIX века

Особенности развития газетного дела в России в первой половине XIX века

Повышение квалификации учителей церковно-приходских школ Тверской губернии в конце XIX – начале XX вв.

Источники по истории русских духовно-культурных учреждений в Туркестане конец XIX- начало XX вв.

Политическая элита Таджикистана конца 80 - начала 90-х годов

Отдельные представители дореволюционной исторической науки о крестьянском хозяйстве Пензенской губернии второй половины XIX – начала XX века

Изменения в области аграрных отношений в Дагестане в конце XIX – начале XX вв

Азербайджанская детская литература в 20-30-е годы ХХ века

Коммуникативный статус учительского слова в русской литературе конца XVIII – XIX вв.

Задать вопрос