Политика Александра II в сфере образования: истоки, содержание, последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.11.2018

Статья просмотрена: 5526 раз

Библиографическое описание:

Субботина, В. В. Политика Александра II в сфере образования: истоки, содержание, последствия / В. В. Субботина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54110/ (дата обращения: 16.11.2024).



Реформы Александра II в сфере образования затронули все его ступени от начального до высшего, особо следует отметить развитие женского образования. Рассмотрим, что же конкретно было сделано в каждом направлении.

В отношении реформы начального образования важнейшее место занимает принятое 14 июня 1856 г. «Положение о начальных народных училищах».

Его традиционно рассматривают как один из первых государственных документов, послуживших стартом для всеобщего начального образования. Относят его к либеральным реформам, запустившим демократизацию образования [1]. Цель народных училищ состояла в том, чтобы утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания. [2]. При этом в училища могли быть приняты дети всех сословий без различия вероисповедания. В тоже время в документе значительное место было отведено надзору за учреждениями. Например, в статье 10 говорилось, что для учреждения начальных народных училищ городскими и сельскими обществами и частными лицами требуется разрешение уездного Училищного

Совета, при этом они могут быть закрыты по распоряжению губернского Училищного Совета, в случае беспорядка и вредного направления учения. Финансирование же в преобладающем большинстве осуществлялось за счет общественных сумм и пожертвований частных лиц. Можно было бы говорить о положительном значении данного документа, призывавшего по сути повсеместно открывать школы для детей из всех сословий под чутким контролем государства, если бы не одно, но. Принятый за два года до положения документ «О пересмотре правил о воскресных школах и о временном закрытии всех существующих этого рода читален», которые достаточно быстро открывались в империи по инициативе и на средства общества. Можно сделать вывод, что первоначально инициатива развития начального народного образования шла не с верху, а снизу и была предложена и организована самим обществом.

Помимо поддержки развития начального образования, была проведена и реформа средней школы: 19 ноября 1864 года принят «Устав гимназий и прогимназий».

Рассмотрим его более подробно.

«Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование, и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища» [3], отмечается в документе.

Одним из ключевых положений документа является пункт 53 «В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания» [3]. Это формально давало право на среднее образование всем детям, в независимости от происхождения и вероисповедания. Так же важным гуманистическим моментом была отмена физических наказаний.

В соответствии с новым уставом прежние гимназии разделялись на классические и реальные. В классических гимназиях преобладало гуманитарное образование (прежде всего преподавание латинского и греческого языков. В реальных гимназиях наоборот упор делался на естественные науки (математику, естествознание). Таким образом была решен вопрос о том, чему в первую очередь должны обучаться дети в средней школе, кроме того, Уставом 1864 г. учреждались прогимназии — четырёхклассные учебные заведения. Их программы соответствовали программам обучения младших классов классической гимназии, поэтому выпускники прогимназии могли поступить сразу в 5-й класс классической гимназии. В свою очередь выпускники классических гимназий могли поступить в университет без экзаменов. А вот закончившие реальные гимназии прежде всего продолжали образование в высших технических учебных заведениях, поступить в университет они могли только показав великолепные знания древних языков, которым при получении среднего образовании они уделяли меньше времени.

Реформы затронули и высшую школу.

Начиная с 1855 года в студенческой среде появляются первые волнения и попытки противопоставить себя администрации и преподавателям. Молодые люди сплотились вокруг библиотек, благотворительных касс, научно-литературных объединений, а также на общих судебных разбирательствах и сходках, все чаще в разных университетах стали проявляться различные элементы студенческого самоуправления, далеко не всегда легитимные. Студенты проявляли инициативу буквально во всем: от финансовых вопросов помощи своим сокурсникам, до состава преподавателей. Это стало возможным во многом и потому что студенты учились мало, обладая большим запасом свободного времени, которое они могли потратить с пользой для империи. «Студенты учились мало, в смысле аккуратного посещения лекций и прилежного заучивания профессорских записок, но чрезвычайно восприимчиво и сильно мыслили… Всестороннее возрождение России… было у всех не только на языке, но и в уме, и в сердце», отмечал студент Сорокин М. В. [4]

Стремления студентов к самоуправлению и набиравшие силу волнения привели к тому, что в конце 1861 года временно пришлось закрыть Императорский Санкт-Петербургский Университет и срочно заняться пересмотром университетского устава 1835 года.

Новый университетский Устав был принят 18 июня 1863 года.

Сравним его с уставом Николая I.

Удивительно, но в обоих уставах не было определено само понятие «университет», а также не сформулирована его цель. После общих положений шла информация о факультетах.

В то же время Университетский Устав 1863 года отличался от предыдущего в следующих пунктах:

  1. Он предоставил университетам больше самостоятельности в сфере их внутреннего управления, дал возможность для развития, при этом ограничив общими для всех правилами внутренней организации, учебного процесса, предметов в содержании учебных программ.

Например, главная роль в управлении университетом принадлежала Университетскому Совету. Он имел достаточно широкие полномочия, и, в частности, избирал ректора (для «ближайшего управления Университетом») и проректора. Формально Университетам была возвращена автономия.

  1. Университеты получили возможность для активной научной и учебной деятельности. В частности, в Уставе оговаривалась необходимость наличия в университете библиотеки, музеев, клиник, лабораторий для практических занятий. Кроме того, университетам предоставлялось право «свободно и беспошлинно выписывать из-за границы всякого рода учебные пособия».
  2. Создал условия для притока преподавательских кадров.

Наряду с традиционными способами замещения преподавателей (избрание факультетским собранием и Университетским советом, конкурс, привлечение «сверхштатных профессоров), провозглашались и новые очень действенные методы, такие как возможность отправлять, с утверждением министра, «молодых людей за границу, для приготовления к занятию кафедр», право оставлять при университете по своему усмотрению «стипендиатов для приготовления к профессорскому званию». Кроме этого, был создан институт приват-доцентов

Помимо Университетского Устава 1863 года в один день с ним были утверждены императором Александром II «Штаты императорских российских университетов» они предусмотрели увеличение годового денежного содержания преподавателям в два и более раза по сравнению с прежним.

Отдельно следует сказать о развитии женского образования в России в период царствования Александра II, так как именно в это время, о нем заговорили достаточно активно. Весной 1856 года, министр народного просвещения А. С. Норов подал Александру II доклад, в котором отмечал: «В системе народного образования по сие время преимущественное внимание правительства обращено было на образование мужского пола. Институты для девиц, обязанные существованием своим попечениям особ августейшего дома, предназначены для ограниченного числа дочерей дворян и чиновников; лица же среднего состояния, особенно в губернских и уездных городах, лишены возможности дать дочерям своим необходимое образование, соответствующее даже скромному их быту» [5].

По этому докладу последовало высочайшее повеление: «Приступить к соображениям об устройстве на первый раз в губернских городах женских школ, приближенных по курсу к гимназиям, по мере способов, которые к тому могут представиться» [6].

30 мая 1858 года Александром II было утверждено «Положение о женских училищах». Целью этих училищ было «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства» [7].

Руководство женскими образовательными учреждениями осуществлял известный педагог того времени Н. А. Вышнеградский. Программа женских гимназий соответствовала несколько сокращенному курсу реальных училищ.

Все этим меры безусловно способствовали развитию образования в Российской империи.

Было положено начало всеобщему образованию (в том числе были устранены сословные границы и увеличилось число учебных заведений). Выросло количество обучающихся в начальной и средней школах, так, например, число учеников мужских гимназий с 1854 года по 1885 год выросло почти на 400 % Далее темпы роста замедлились и следующий скачок на 200 % мы увидим только в период с 1894 по 1913 год. [8]. Была провозглашена автономия университетов, дан толчок развитию науки.

Но развитие образования процесс долгосрочный и первые значимые результаты появляются с течением лет и даже десятилетий. К сожалению, еще при жизни Александра II, ряд мер в области образования был свернут, Александр III запустил контрреформы и только Николай II вновь обратил пристальное внимание на образование в империи.

Литература:

  1. Ивашко М. И. История (XIX век). Схемы, таблицы, комментарии/ М.:РГУП, 2016, 440 с.
  2. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения/ СПб., 1876, Т.3 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://istmat.info/node/33408
  3. Судебные уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений, на коих они основаны/СПб., 1867, Ч.III 3 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://istmat.info/node/33409
  4. Ашевский С. Русское студенчество в эпоху шестидесятых годов (1855–1863) / Современный мир: Ежемесячный литературный, научный и политический журнал. — СПб., 1907. — Август. — С. 24
  5. Журнал министра народного просвещения/CПб., июль 1856 [Электронный ресурс].-режим доступа: https://www.runivers.ru/bookreader/book451448/#page/1/mode/1up
  6. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения/ СПб, 1864–1867. Т. 3. С. 231.
  7. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения Т.4 Царствование императора Александра II 1865–1870 [Электронный ресурс].-режим доступа: https://www.prlib.ru/item/443042
  8. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Bмперии/– М.: 2009, 176 c.
Основные термины (генерируются автоматически): гимназия, университет, Устав, III, время, женское образование, начальное образование, развитие образования, Университетский совет, Университетский Устав.


Задать вопрос