Во время правления Александра II происходит открытие большинства женских высших курсов, именно это дало толчок развитию высшего женского образования. Но после прихода к власти Александра III происходит контрреформа высшего образования для женщин, опять стало невозможным его получение. В статье хотелось бы рассмотреть становление и развитие женского высшего образования.
Проблематика: Становление и развитие высшего женского образования в Российской империи в XIX веке
Целью данной работы является рассмотрение становления и развития женского высшего образования в Российской империи в XIX веке.
Актуальность : Данная тема особенно актуальна, так как мало изучена. С начала XIX века женский вопрос в России являлся сложной социальной проблемой, охватывающей социально-экономические, политико-правовые, этнические, психологические стороны освобождения женщин. В данной статье хотелось бы больше уделить внимание развитию высшего женского образования.
Обзор источников : Для изучения данной темы хотелось бы обратиться к работе бывшей выпускницы женских курсов Некрасовой Екатерины Степановны. В своей книге «Из прошлого женских курсов: Московские Лубянские курсы и Петербургские врачебные курсы». рассказывает о многих подробностях, интересных для характеристики и слушательниц, и преподавателей на курсах, также автор рассказывает об особенностях по отношению к Лубянским курсам, о которых в печати очень мало сведений. [23; с.6–52]
Историографический обзор : Недоступность высшего образования у себя на родине толкала женщин на поступление в высшие учебные заведения за границей. Исследователь С. С. Сватиков изучал проблему поступления и отъезда русских женщин для изучения наук в заграничные университеты, данный процесс получил широкий размах в 1871–1873 гг. Особенно популярным для женщин был Цюрихский университет (Швейцария). Примечательно по мнению автора, что, когда двери швейцарских университетов были открыты для женщин, первая из поступивших и окончивших курс швейцарского университета (в Цюрихе) была уроженкой России. В 1872 г. число студенток того же Цюрихского университета равнялось 63, из них русских было 54. [1; с.90–111]
Проблематике женского высшего образования посвящены работы Н. И. Зинченко [5; с.1–8], М. И. Покровской [6;c.1–14] и другие. В основном их мнение заключалось в том, что долгое нежелание общества обеспечить желающим учиться женщинам, привело к тому, что они стали сами добиваться данной возможности.
Только в 1859 году женщинам разрешили быть вольнослушательницам на лекциях в отечественных университетах. [10; с. 74–82.] Однако для женщин это было недостаточно, и они продолжали требовать от государства возможности получения высшего образования. В 1869 году в столице возникла группа женщин, их целью было добиться разрешения для получения высшего женского образования. [12; с.57–58] Эту инициативную группу поддержал знаменитый историк В. И. Герье, и в 1872 году курсы под его руководством были торжественно открыты. Впоследствии, данные курсы стали называться Московские высшие женские курсы (МВЖК) или Курсы В. И. Герье — высшее учебное заведение для женщин в России. [13; c.545–546] В Санкт- Петербурге в тот же год были открыты Высшие медицинские курсы, а через шесть лет знаменитые Бестужевские курсы, именно на примерах этих трех курсов хотелось бы рассмотреть структуру учебного заведения, стоимость и срок обучения.
Название |
Стоимость |
Отделения |
Срок обучения |
Московские |
Занятия были платными: по 30 рублей в год оплачивали за весь курс студентки, и по 10 рублей в год за отдельный предмет — вольнослушательницы. В общем объёме поступавших финансовых средств плата за обучение составляла более 75 %; часть средств (до 7 %) составляли добровольные пожертвования; с 1875 по 1882 год Московская купеческая управа выделяла по 500 рублей в год на 10 стипендий. [10;с.74–82] |
Московские курсы имели историко-филологическую направленность, обязательными предметами были утверждены: история России и всеобщая история, русская литература и всеобщая литература, история цивилизации и история искусства, физика. Для желающих предполагалось преподавание иностранных языков, математики и гигиены. В 1881 году на курсах была введена новая гуманитарная дисциплина — история философии. В 1906 году по новому Уставу устанавливалась факультетская структура МВЖК. В дополнение к двум имевшимся был открыт медицинский факультет, что сделало структуру курсов близкой к структуре до революционного университета в России, состояли, как правило, из четырех факультетов: историко-филологического, физико-математического, медицинского и юридического. [16;с.169–176] |
Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879 года по новому Уставу — 3 года. Срок обучения на курсах в 1900 году увеличился до четырёх лет. [15;c.35–40] |
Бестужевские |
Стоимость обучения за год составляла 200 рублей |
На словесно-историческом отделении преподавали богословие, логику, психологию, историю древней и новой философии, историю педагогики, теорию эмпирического познания, историю литературы, русский, латинский, французский, немецкий, английский языки и один из славянских языков. В число необязательных предметов входила латынь и хоровое пение. Студенткам физико-математического отделения читали лекции по математике, физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, кристаллографии, физической географии. В 1895 году на курсах было возобновлено чтение курса ботаники, а в 1902 году и физиологии. 13 (26) мая 1906 года открылся новый, юридический факультет. Его программа включала энциклопедию права, философию права, государственное право, историю русского права, полицейское право, статистику, историю экономических учений, финансовое право, римское право, семейное и наследственное право, политическую экономию. При желании студентки этого факультета могли также изучать богословие, немецкий, французский, английский и итальянский языки. [20; с.75–80] |
Курс, первоначально рассчитанный на три года, уже в 1881 году сделан был четырёхлетним. [19] |
Высшие женские медицинские курсы |
Только в 1877–1879 годах женским медицинским курсам была оказана единовременная финансовая поддержка, со стороны военного министерства, а с 1877 по 1882 год полагалась ежегодная государственная субсидия. Высшие женские медицинские курсы были закрыты в 1882 году, когда после вступления на российский престол Александра III были закрыты в связи со свертыванием реформ царя Александра II многие женские курсы. Позже некоторые были открыты вновь, но Санкт-Петербургские женские медицинские курсы восстановлены не были. |
Первоначально они были учреждены «в виде опыта» с четырёхлетним сроком обучения для подготовки «ученых акушерок». В 1876 году после четырёхлетнего эксперимента был добавлен пятый год обучения (в основном медицинская практика), и весь курс преподавания был приравнен к программе преподавания на медицинских факультетах университетов и в Медико-хирургической академии. |
Это только малая доля высших женских курсов на территории Российской империи, также курсы были: в Казани, в Киеве, в Сибири и т. д. Но после прихода к власти Александра III, почти все высшие женские курсы были закрыты, но к концу XIX века часть из них стали возрождаться. В 1907 году женщинам было разрешено впервые на территории нашей страны, поступать в Петербургский политехнический институт наравне с мужчинами. [38; с.136–142]
После падения императорской власти, и образования советского государства Высшие женские курсы (ВЖК) перестали существовать, так как в стране провозгласили равноправие и женщинам разрешили поступать в различные вузы, кроме военных. [39; с.10–4] Из всего написанного можно сделать вывод, что царская власть хоть и смогла развить слабую систему высшего женского образования, но, к сожалению, она была не стабильная и зависела от положения к ней царской власти. Фактически проблема женского образования на всех уровнях была решена только после революции.
Литература:
- Сватиков С. Русская студентка // Путь студенчества. Сб. статей. М., 1916г.- 90–111 с.
- Седов Л. И. Из истории женского образования в России. // Вестник воспитания. СПб., 1901г. — № 7. — С. 132–158.
- Михайлов М. Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе.// Уфа, Башк. кн. изд-во, 1989г., -300 с.
- Герье, В. И. Теории и практика женского образования // Вестн. Европы. 1877г. № 4. — С.645–652
- Зинченко Н. И. Женское образование в России.//CПб.,1901г. — 46с.
- Покровская М. И. О высшем женском образовании в России.// CПб., 1906г. — 16с.
- Латышина Д. И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X — начало XX века): учеб. пособие для вузов. М., 1998г.- 582 с.
- Слепенкова, Е. А. История школы и педагогики. Из истории женского среднего образования в России // Педагогика. — 2000г. — № 9. — С. 74–78
- Долидович О. М. Женщины Сибири во второй половине XIX — начале XX вв.: (демографический, социальный, профессиональный аспекты): монография / Долидович О. М., Федорова В. И. — Красноярск: КГПУ, 2008г.- 228 с.
- Ефремова Н. П. Первые шаги русских женщин к высшему образованию // Вопросы истории. 1983. № 5. — С. 74–82.
- Князев Е. А. Генезис высшего педагогического образования в России XVIII — начала XX века: смена парадигм / Князев Е. А. — М.: Сентябрь, 2001 г. — 239 с.
- Шохоль, К. Р. Высшее женское образование в России (историко-юридический очерк). СПб., 1910г. — 150 с.
- Женское образование в России // Советская историческая энциклопедия: в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М.: Советская энциклопедия, 1964г. — 545–546 с.
- Боброва, Л. А. Высшие женские курсы профессора Герье в Москве (1872–1888 гг.) // Тр. Моск. гос. ист.-архив. ин-та. Т. 16. М., 1961г. — 253–265 с.
- Герье, В. И. Проект организации Высших Женских Курсов // Владимир Иванович Герье и МВЖК … — С.35–40
- Иванова Т. Н. У Истоков Высшего Женского Образования в России: Организация Деятельность В. И. Герье в Свидетельствах Современников. //Вестник Челябинского государственного университета. 2009г. № 37 (175). — С.169–176
- Герье, В. И. Теории и практика женского образования // Вестник Европы. 1877г. № 4. — С.645–700
- Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы. 1878–1918г.: Сборник статей / Под ред. проф. С. Н. Валка. — 2-е изд., испр. и доп. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973г. — С.6–22
- Комикс «Бестужевки»: как женщины отвоевали для себя право на высшее образование в России. [Электронный ресурс] // URL: https://esquire.ru/letters/246793-komiks-bestuzhevki-kak-zhenshchiny-otvoevali-dlya-sebya-pravo-na-vysshee-obrazovanie-v-rossii/#part (Дата обращения: 01.02.2022)
- Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая ист. записка. 1878- 1908 гг. — СПб.: Изд-во С.- Петербургской Сенатской тип., 1908г. — С.75–80
- Федосова Э. П. Бестужевские курсы — первый женский университет в России (1878–1918). / Под ред. Э. Д. Днепрова. — М.: Педагогика, 1980г. — 144 с.
- Первушина Е. В. Курсистки // Петербургские женщины XIX века. — М.-СПб., 2013г. — 698 с.
- Некрасова Е. С. Из прошлого женских курсов: Московские Лубянские курсы и Петербургские врачебные курсы. М., 1886 г. — 99 с.
- Первые женщины-врачи в России и за рубежом. [Электронный ресурс] // URL: https://ljwanderer.livejournal.com/275137.html (Дата обращения: 01.02.2022)
- К 120-летию Первого Санкт-Петербургского медицинского университета им. академика И. П. Павлова. [Электронный ресурс] URL: https://spbarchives.ru/medical_univ (Дата обращения: 01.02.2022)
- Высшие женские курсы // Вешин — Газли. — М.: Советская энциклопедия, 1971 г. — 559–560с.
- Воропанова М. Институтские воспоминания // Русская школа. 1902г. № 10/11. — С.52–58
- Перевалова Е. В. Вопросы женского высшего образования в отечественной прессе. 1860–1880-х гг.: (На материале газеты «Московские ведомости») // Высшее образование в России. — 2015г. — № 4. —С.136–142
- Днепров, Э. Д. Усачева Р. Ф. Женское образование в России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности — «Педагогика» / Э. Д. Днепров, Р. Ф. Усачева. — Москва: Дрофа, 2009. — 285 с.