Решение женского вопроса в сфере высшего образования в XIX веке в Российской империи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 21.06.2022

Статья просмотрена: 841 раз

Библиографическое описание:

Коршунова, К. Н. Решение женского вопроса в сфере высшего образования в XIX веке в Российской империи / К. Н. Коршунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 167-171. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93428/ (дата обращения: 22.12.2024).



Во время правления Александра II происходит открытие большинства женских высших курсов, именно это дало толчок развитию высшего женского образования. Но после прихода к власти Александра III происходит контрреформа высшего образования для женщин, опять стало невозможным его получение. В статье хотелось бы рассмотреть становление и развитие женского высшего образования.

Проблематика: Становление и развитие высшего женского образования в Российской империи в XIX веке

Целью данной работы является рассмотрение становления и развития женского высшего образования в Российской империи в XIX веке.

Актуальность : Данная тема особенно актуальна, так как мало изучена. С начала XIX века женский вопрос в России являлся сложной социальной проблемой, охватывающей социально-экономические, политико-правовые, этнические, психологические стороны освобождения женщин. В данной статье хотелось бы больше уделить внимание развитию высшего женского образования.

Обзор источников : Для изучения данной темы хотелось бы обратиться к работе бывшей выпускницы женских курсов Некрасовой Екатерины Степановны. В своей книге «Из прошлого женских курсов: Московские Лубянские курсы и Петербургские врачебные курсы». рассказывает о многих подробностях, интересных для характеристики и слушательниц, и преподавателей на курсах, также автор рассказывает об особенностях по отношению к Лубянским курсам, о которых в печати очень мало сведений. [23; с.6–52]

Историографический обзор : Недоступность высшего образования у себя на родине толкала женщин на поступление в высшие учебные заведения за границей. Исследователь С. С. Сватиков изучал проблему поступления и отъезда русских женщин для изучения наук в заграничные университеты, данный процесс получил широкий размах в 1871–1873 гг. Особенно популярным для женщин был Цюрихский университет (Швейцария). Примечательно по мнению автора, что, когда двери швейцарских университетов были открыты для женщин, первая из поступивших и окончивших курс швейцарского университета (в Цюрихе) была уроженкой России. В 1872 г. число студенток того же Цюрихского университета равнялось 63, из них русских было 54. [1; с.90–111]

Проблематике женского высшего образования посвящены работы Н. И. Зинченко [5; с.1–8], М. И. Покровской [6;c.1–14] и другие. В основном их мнение заключалось в том, что долгое нежелание общества обеспечить желающим учиться женщинам, привело к тому, что они стали сами добиваться данной возможности.

Только в 1859 году женщинам разрешили быть вольнослушательницам на лекциях в отечественных университетах. [10; с. 74–82.] Однако для женщин это было недостаточно, и они продолжали требовать от государства возможности получения высшего образования. В 1869 году в столице возникла группа женщин, их целью было добиться разрешения для получения высшего женского образования. [12; с.57–58] Эту инициативную группу поддержал знаменитый историк В. И. Герье, и в 1872 году курсы под его руководством были торжественно открыты. Впоследствии, данные курсы стали называться Московские высшие женские курсы (МВЖК) или Курсы В. И. Герье — высшее учебное заведение для женщин в России. [13; c.545–546] В Санкт- Петербурге в тот же год были открыты Высшие медицинские курсы, а через шесть лет знаменитые Бестужевские курсы, именно на примерах этих трех курсов хотелось бы рассмотреть структуру учебного заведения, стоимость и срок обучения.

Название

Стоимость

Отделения

Срок обучения

Московские

Занятия были платными: по 30 рублей в год оплачивали за весь курс студентки, и по 10 рублей в год за отдельный предмет — вольнослушательницы. В общем объёме поступавших финансовых средств плата за обучение составляла более 75 %; часть средств (до 7 %) составляли добровольные пожертвования; с 1875 по 1882 год Московская купеческая управа выделяла по 500 рублей в год на 10 стипендий. [10;с.74–82]

Московские курсы имели историко-филологическую направленность, обязательными предметами были утверждены: история России и всеобщая история, русская литература и всеобщая литература, история цивилизации и история искусства, физика. Для желающих предполагалось преподавание иностранных языков, математики и гигиены. В 1881 году на курсах была введена новая гуманитарная дисциплина — история философии. В 1906 году по новому Уставу устанавливалась факультетская структура МВЖК. В дополнение к двум имевшимся был открыт медицинский факультет, что сделало структуру курсов близкой к структуре до революционного университета в России, состояли, как правило, из четырех факультетов: историко-филологического, физико-математического, медицинского и юридического. [16;с.169–176]

Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879 года по новому Уставу — 3 года. Срок обучения на курсах в 1900 году увеличился до четырёх лет. [15;c.35–40]

Бестужевские

Стоимость обучения за год составляла 200 рублей

На словесно-историческом отделении преподавали богословие, логику, психологию, историю древней и новой философии, историю педагогики, теорию эмпирического познания, историю литературы, русский, латинский, французский, немецкий, английский языки и один из славянских языков. В число необязательных предметов входила латынь и хоровое пение. Студенткам физико-математического отделения читали лекции по математике, физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, кристаллографии, физической географии. В 1895 году на курсах было возобновлено чтение курса ботаники, а в 1902 году и физиологии. 13 (26) мая 1906 года открылся новый, юридический факультет. Его программа включала энциклопедию права, философию права, государственное право, историю русского права, полицейское право, статистику, историю экономических учений, финансовое право, римское право, семейное и наследственное право, политическую экономию. При желании студентки этого факультета могли также изучать богословие, немецкий, французский, английский и итальянский языки. [20; с.75–80]

Курс, первоначально рассчитанный на три года, уже в 1881 году сделан был четырёхлетним. [19]

Высшие женские медицинские курсы

Только в 1877–1879 годах женским медицинским курсам была оказана единовременная финансовая поддержка, со стороны военного министерства, а с 1877 по 1882 год полагалась ежегодная государственная субсидия. Высшие женские медицинские курсы были закрыты в 1882 году, когда после вступления на российский престол Александра III были закрыты в связи со свертыванием реформ царя Александра II многие женские курсы. Позже некоторые были открыты вновь, но Санкт-Петербургские женские медицинские курсы восстановлены не были.

Первоначально они были учреждены «в виде опыта» с четырёхлетним сроком обучения для подготовки «ученых акушерок». В 1876 году после четырёхлетнего эксперимента был добавлен пятый год обучения (в основном медицинская практика), и весь курс преподавания был приравнен к программе преподавания на медицинских факультетах университетов и в Медико-хирургической академии.

Это только малая доля высших женских курсов на территории Российской империи, также курсы были: в Казани, в Киеве, в Сибири и т. д. Но после прихода к власти Александра III, почти все высшие женские курсы были закрыты, но к концу XIX века часть из них стали возрождаться. В 1907 году женщинам было разрешено впервые на территории нашей страны, поступать в Петербургский политехнический институт наравне с мужчинами. [38; с.136–142]

После падения императорской власти, и образования советского государства Высшие женские курсы (ВЖК) перестали существовать, так как в стране провозгласили равноправие и женщинам разрешили поступать в различные вузы, кроме военных. [39; с.10–4] Из всего написанного можно сделать вывод, что царская власть хоть и смогла развить слабую систему высшего женского образования, но, к сожалению, она была не стабильная и зависела от положения к ней царской власти. Фактически проблема женского образования на всех уровнях была решена только после революции.

Литература:

  1. Сватиков С. Русская студентка // Путь студенчества. Сб. статей. М., 1916г.- 90–111 с.
  2. Седов Л. И. Из истории женского образования в России. // Вестник воспитания. СПб., 1901г. — № 7. — С. 132–158.
  3. Михайлов М. Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе.// Уфа, Башк. кн. изд-во, 1989г., -300 с.
  4. Герье, В. И. Теории и практика женского образования // Вестн. Европы. 1877г. № 4. — С.645–652
  5. Зинченко Н. И. Женское образование в России.//CПб.,1901г. — 46с.
  6. Покровская М. И. О высшем женском образовании в России.// CПб., 1906г. — 16с.
  7. Латышина Д. И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X — начало XX века): учеб. пособие для вузов. М., 1998г.- 582 с.
  8. Слепенкова, Е. А. История школы и педагогики. Из истории женского среднего образования в России // Педагогика. — 2000г. — № 9. — С. 74–78
  9. Долидович О. М. Женщины Сибири во второй половине XIX — начале XX вв.: (демографический, социальный, профессиональный аспекты): монография / Долидович О. М., Федорова В. И. — Красноярск: КГПУ, 2008г.- 228 с.
  10. Ефремова Н. П. Первые шаги русских женщин к высшему образованию // Вопросы истории. 1983. № 5. — С. 74–82.
  11. Князев Е. А. Генезис высшего педагогического образования в России XVIII — начала XX века: смена парадигм / Князев Е. А. — М.: Сентябрь, 2001 г. — 239 с.
  12. Шохоль, К. Р. Высшее женское образование в России (историко-юридический очерк). СПб., 1910г. — 150 с.
  13. Женское образование в России // Советская историческая энциклопедия: в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М.: Советская энциклопедия, 1964г. — 545–546 с.
  14. Боброва, Л. А. Высшие женские курсы профессора Герье в Москве (1872–1888 гг.) // Тр. Моск. гос. ист.-архив. ин-та. Т. 16. М., 1961г. — 253–265 с.
  15. Герье, В. И. Проект организации Высших Женских Курсов // Владимир Иванович Герье и МВЖК … — С.35–40
  16. Иванова Т. Н. У Истоков Высшего Женского Образования в России: Организация Деятельность В. И. Герье в Свидетельствах Современников. //Вестник Челябинского государственного университета. 2009г. № 37 (175). — С.169–176
  17. Герье, В. И. Теории и практика женского образования // Вестник Европы. 1877г. № 4. — С.645–700
  18. Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы. 1878–1918г.: Сборник статей / Под ред. проф. С. Н. Валка. — 2-е изд., испр. и доп. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973г. — С.6–22
  19. Комикс «Бестужевки»: как женщины отвоевали для себя право на высшее образование в России. [Электронный ресурс] // URL: https://esquire.ru/letters/246793-komiks-bestuzhevki-kak-zhenshchiny-otvoevali-dlya-sebya-pravo-na-vysshee-obrazovanie-v-rossii/#part (Дата обращения: 01.02.2022)
  20. Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая ист. записка. 1878- 1908 гг. — СПб.: Изд-во С.- Петербургской Сенатской тип., 1908г. — С.75–80
  21. Федосова Э. П. Бестужевские курсы — первый женский университет в России (1878–1918). / Под ред. Э. Д. Днепрова. — М.: Педагогика, 1980г. — 144 с.
  22. Первушина Е. В. Курсистки // Петербургские женщины XIX века. — М.-СПб., 2013г. — 698 с.
  23. Некрасова Е. С. Из прошлого женских курсов: Московские Лубянские курсы и Петербургские врачебные курсы. М., 1886 г. — 99 с.
  24. Первые женщины-врачи в России и за рубежом. [Электронный ресурс] // URL: https://ljwanderer.livejournal.com/275137.html (Дата обращения: 01.02.2022)
  25. К 120-летию Первого Санкт-Петербургского медицинского университета им. академика И. П. Павлова. [Электронный ресурс] URL: https://spbarchives.ru/medical_univ (Дата обращения: 01.02.2022)
  26. Высшие женские курсы // Вешин — Газли. — М.: Советская энциклопедия, 1971 г. — 559–560с.
  27. Воропанова М. Институтские воспоминания // Русская школа. 1902г. № 10/11. — С.52–58
  28. Перевалова Е. В. Вопросы женского высшего образования в отечественной прессе. 1860–1880-х гг.: (На материале газеты «Московские ведомости») // Высшее образование в России. — 2015г. — № 4. —С.136–142
  29. Днепров, Э. Д. Усачева Р. Ф. Женское образование в России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности — «Педагогика» / Э. Д. Днепров, Р. Ф. Усачева. — Москва: Дрофа, 2009. — 285 с.
Основные термины (генерируются автоматически): курс, III, высшее женское образование, высшее образование, женское высшее образование, женщина, Российская империя, Россия, срок обучения, Цюрихский университет.


Похожие статьи

Современное состояние высшего образования в Республике Корея

В эпоху глобализации каждая сфера нашей жизни перестраивается под современные реалии. В сфере образования основная тенденция в современном мире — это интернационализация образования. В настоящее время интернационализация является необходимым элементо...

Развитие системы высшего образования от императора Николая II до становления советской власти в России

В данной статье автор анализирует проекты развития высшего образования в Российской империи от императора Николая II начала XX века, до создания Совета по делам высших учебных заведений под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева ...

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения юридическим дисциплинам

В данной статье рассмотрен вопрос внедрения цифровых технологий в процесс обучения юридическим дисциплинам. В современный период развития общества происходят существенные изменения в системе образования. Эти изменения предполагают необходимость прим...

Начало проведения либерально-демократических реформ в области образования в 90-е годы XX века

В данной статье автор анализирует начало 90-х годов XX века, в котором вследствие резких изменений в политической и экономической ситуации, сопровождался беспрецедентным сокращениям бюджетного финансирования, при большой активности средств массовой и...

Государственное регулирование в трудовых отношениях: вчера и сегодня

В данной статье рассматривается зарождение государственного регулирования в трудовых отношениях в России. Дается историческое описание первых законов Российской империи в данной области. Показывается преемственность современного трудового законодател...

Общество и полиция. Взгляд в прошлое

В статье освещается отношение общества к полиции с начала её образования в начале XVIII века до реформ периода 1860–1870 гг. Анализируются основные причины послужившие негативному отношению общества к служащим полиции и непосредственно полиции, как о...

Электронные инновации: недоверие населения как точка роста в банковской сфере

В статье рассматриваются понятие и классификация инноваций в банковской сфере, а также анализируется одна из проблем в процессе внедрения инновации — это адаптация инновации среди населения. Рассмотрены примеры положительного опыта внедрения инноваци...

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)

В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы человека в зарубежном законодательстве

Автором в данной статье анализируются этапы развития уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России. Дается характеристика данного деяния в XVI веке, а также рассмотрены дореволюционные годы и послереволюционные.

Применение моделей смешанного обучения как условие дифференциации обучения грамматике французского языка в общеобразовательных организациях

В данной статье предложены первые шаги по апробации технологии смешанного обучения, основанного на базе общеобразовательного учреждения. Данный вид обучения предоставляет возможность обучающимся усилить мотивацию к изучению французского языка, так ка...

Похожие статьи

Современное состояние высшего образования в Республике Корея

В эпоху глобализации каждая сфера нашей жизни перестраивается под современные реалии. В сфере образования основная тенденция в современном мире — это интернационализация образования. В настоящее время интернационализация является необходимым элементо...

Развитие системы высшего образования от императора Николая II до становления советской власти в России

В данной статье автор анализирует проекты развития высшего образования в Российской империи от императора Николая II начала XX века, до создания Совета по делам высших учебных заведений под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева ...

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения юридическим дисциплинам

В данной статье рассмотрен вопрос внедрения цифровых технологий в процесс обучения юридическим дисциплинам. В современный период развития общества происходят существенные изменения в системе образования. Эти изменения предполагают необходимость прим...

Начало проведения либерально-демократических реформ в области образования в 90-е годы XX века

В данной статье автор анализирует начало 90-х годов XX века, в котором вследствие резких изменений в политической и экономической ситуации, сопровождался беспрецедентным сокращениям бюджетного финансирования, при большой активности средств массовой и...

Государственное регулирование в трудовых отношениях: вчера и сегодня

В данной статье рассматривается зарождение государственного регулирования в трудовых отношениях в России. Дается историческое описание первых законов Российской империи в данной области. Показывается преемственность современного трудового законодател...

Общество и полиция. Взгляд в прошлое

В статье освещается отношение общества к полиции с начала её образования в начале XVIII века до реформ периода 1860–1870 гг. Анализируются основные причины послужившие негативному отношению общества к служащим полиции и непосредственно полиции, как о...

Электронные инновации: недоверие населения как точка роста в банковской сфере

В статье рассматриваются понятие и классификация инноваций в банковской сфере, а также анализируется одна из проблем в процессе внедрения инновации — это адаптация инновации среди населения. Рассмотрены примеры положительного опыта внедрения инноваци...

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)

В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы человека в зарубежном законодательстве

Автором в данной статье анализируются этапы развития уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России. Дается характеристика данного деяния в XVI веке, а также рассмотрены дореволюционные годы и послереволюционные.

Применение моделей смешанного обучения как условие дифференциации обучения грамматике французского языка в общеобразовательных организациях

В данной статье предложены первые шаги по апробации технологии смешанного обучения, основанного на базе общеобразовательного учреждения. Данный вид обучения предоставляет возможность обучающимся усилить мотивацию к изучению французского языка, так ка...

Задать вопрос