Под профессиональным образованием понимается «процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям». [3]
Содержание образования и его целевые установки на каждом этапе общественного развития отражают ведущие тенденции социально-экономического прогресса.
Зарождение профессионального образования произошло еще во времена Киевской Руси вместе с появлением такой формы профессионального обучения, как ремесленное ученичество, предполагавшее передачу профессиональных знаний в определенном виде ремесла от мастера к ученику, а позже — группе учеников. Обучение ремеслу не имеет четкой структуры профессионального учебного заведения и направлено на получение практических знаний в определенном виде ремесла.
Однако по мере развития экономики росла потребность в обучении все больших масс населения, что потребовало создания определенной методики и структуры обучения. Так появились монастырские школы, а чуть позже, в 1687 году, первое в России всесословное высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, находившаяся на совместном государственном и церковном управлении. Целью ее создания была подготовка образованных людей для нужд России, а ее выпускники годились на воинскую, медицинскую, церковную и гражданскую службы.
Однако становление профессионального образования пришлось на времена Петра I, при котором в России появились светские профессиональные учебные заведения, готовившие обучающихся к военной и гражданской службе, такие как, например, Школа математических и навигационных наук, открытая в 1701 году и выпускавшая моряков, артиллеристов, инженеров, геодезистов, учителей, архитекторов, чиновников и мастеровых, или Академия морской гвардии (1715 год), готовившая специалистов в области навигации, артиллерии, фортификации, устройства корабля, геодезистов, топографов и картографов. Появились первые медицинские — Московская госпитальная школа, открытая при военном госпитале в 1707 году, — и горнозаводские учебные заведения, которые открывались при Олонецких и Уральских заводах в период с 1716 по 1721 гг.
Кроме того, при Петре I образование стало приобретать некую системность и упорядоченность, а также появились основы для зарождения системы непрерывного профессионального образования, например, выпускники Морской академии получали воинское звание гардемарина — переходное от ученика Морской академии к унтер-офицерскому чину мичмана, — и продолжали практическое обучение на флоте. При Петре I также появилась в 1724 году первая в России высшая научная организация — Академия наук, а при ней первое в России высшее светское учебное заведение — Академический университет. Однако, в основном, профессиональное образование при Петре I было направлено на освоение какой-либо военной, технической или инженерной специальности.
Эту же линию продолжили и преемники Петра I, при которых были открыты первый сухопутный (1731 год) и морской (1752 год) кадетские корпуса, а также, в 1759 году, пажеский корпус. Однако при них началось развитие и художественных специальностей. Так, при императрице Анне Иоанновне в 1738 году была открыта первая в России танцевальная школа, обучение в которой было бесплатным и всесословным, а также духовная семинария в том же году, а при дочери Петра, Елизавете, была учреждена в 1757 году Академия художеств, которая, правда, входила в состав Императорского Московского университета, открытого при Елизавете Петровне в 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова. Это первый классический российский университет, который был основан в составе трех факультетов — философского, юридического, медицинского, — и десяти кафедр.
На времена правления Екатерины II пришелся расцвет эпохи Просвещения в России, поэтому, несмотря на то, что она частично продолжила политику в отношении профессионального образования, начатую еще Петром I, например, открывая горнозаводские училища, а также учредив в 1772 году первое в России коммерческое училище для купеческих детей, в профессиональном образовании в этот период произошли значительные перемены, поскольку впервые образование оказывалось направлено на всестороннее развитие личности. Академия художеств в 1763 году стала самостоятельным учреждением, а также появилась первая в России театральная школа (1779 год), которая дала толчок развитию российских театров.
Кроме того, при Екатерине II в 1764 году появилось первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране, — Смольный институт благородных девиц. Он обучал девушек только дворянского происхождения, для воспитанниц остальных сословий, кроме крепостных, при институте было открыто Мещанское училище (1765). Это говорит о том, что во времена правления Екатерины II профессиональное образование приобрело четкое сословное разделение, появились специальные учебные заведения для мещанского сословия, призванные отделить его от дворян.
Большой вклад в профессиональное образование внесла императрица Мария Федоровна, жена Павла I, создав Ведомство учреждений императрицы Марии, в которое еще долгое время будут входить не только благотворительные организации, но и учебные заведения, такие как Повивальный институт (1797 год), медико-хирургические академии в Москве и в Санкт-Петербурге, Воспитательные дома, положившие начало созданию педагогических учебных заведений, Санкт-Петербургское училище глухонемых, открытое в 1806 году, — не только первое в России специализированное учебное заведение для глухонемых детей, но и научно-педагогический центр по развитию коррекционной педагогики и дефектологии. Кроме того, при ней продолжает активно развиваться женское образование — в 1797–1798 гг. открываются различные институты благородных девиц в Москве и Санкт-Петербурге, которые также входят в Ведомство.
Также во времена правления Павла I предпринимаются попытки сделать образование всесословным, в связи с чем открываются учебные заведения, в которые в качестве слушателей принимают крепостных крестьян, например, Школа практического земледелия, открытая в 1797 году и являющаяся одним из первых в России сельскохозяйственных учебных заведений, и Рисовальное училище (1798 год).
Во времена правления Александра I продолжается курс, взятый его предшественниками. Кроме этого, появляется первое в России учебное заведение, открытое на частные средства, — Демидовское училище высших наук в 1803 году, первое высшее духовное образовательное учреждение — Московская Духовная Академия (1814 год), а также принимается первый в России Университетский устав (1804 год), регламентирующий создание всесословных учебных заведений. При Александре I открываются привилегированные высшие учебные заведения для детей дворянского сословия, такие как, например, Царскосельский лицей, открытый в 1811 году и ориентированный на подготовку государственных просвещенных чиновников высших рангов.
При Николае I и Александре II активно развивается высшее женское педагогическое образование, создаются новые Университетские уставы (1835 г. и 1863 г. соответственно), кроме того, при Александре II также открываются негосударственные высшие женские учебные заведения с университетскими программами — так называемые «Высшие женские курсы» (1869 год), — что позволяет женщинам получать не только педагогическое образование. Николай II продолжает этот курс и открывает первый в России женский политехнический институт в 1917 году.
В советскую эпоху профессиональное образование становится всеобщим и доступным, начинает активно развиваться профессиональное техническое образование, призванное готовить квалифицированных рабочих и специалистов. Повсеместно появляются фабрично-заводские школы, профессионально-технические училища, техникумы, а также вузы нового образца, в которых приоритет в обучении отдается детям из рабоче-крестьянских слоев населения.
Создается единая система профессиональной подготовки рабочих и специалистов, которая включает в себя начальные, средние и высшие профессиональные образовательные учреждения, а также различные курсы профессиональной подготовки. Благодаря научно-техническому прогрессу в стране активно развивается наука и техника, открываются различные научно-исследовательские центры, в том числе и профессионально-педагогические, в вузах появляются научно-педагогические кадры.
Кроме того, разрабатываются содержание, методы и технологии профессионального образования, исходя из чего, происходит группировка профессий. Поскольку многие учебные заведения прикреплены к определенным заводам и производствам, где обучающиеся проходят производственную практику, можно говорить о зарождении таких тенденций профессионального образования, как связь теории с практикой и с производительным трудом.
Профессиональное образование в советскую эпоху характеризуется такими принципами, как общедоступность, бесплатность, научный подход к определению содержания образования и организации обучения будущих рабочих и специалистов, планомерная массовая подготовка специалистов и научных работников всех отраслей народного хозяйства, единство научно-технического и социально-экономического прогресса, непрерывное расширение и совершенствование высшего образования, а также устремленность в будущее. Целью профессионального образования в этот период являлось обеспечение максимального роста творческих способностей человека, а также развитие способностей, необходимых для успешной трудовой деятельности в различных областях народного хозяйства.
В современном мире скорость обновления техники и технологии значительно превышает скорость смены поколений вследствие произошедшей научно-технической революции, из-за чего изменяются цели и тенденции всей системы образования. Если раньше приобретенные во время обучения знания и умения не устаревали на протяжении всей профессиональной деятельности человека, то на данном этапе общественного развития подвижность и изменчивость характера профессиональной деятельности требует от специалиста профессиональной мобильности, готовности его к смене трудовой деятельности, к постоянному повышению уровня общей и профессиональной культуры.
Литература:
- Балязин В. Н. Неофициальная история России. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2018.
- Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт, задачи. — М., 2014.
- Блинов В. И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Вып. 1./ В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков.— М.: ФИРО, 2018.
- Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М., 2018.
- Забродин Д. М. История отечественного образования. — М.: 2015.
- Пальчук М. И. Основные этапы развития профессионального образования и направления использования исторического опыта в современных условиях. — М.: 2017.