Михаил Васильевич Ломоносов — русский ученый с мировым именем. Ни для кого не секрет, что он был выдающимся гением, работал в самых разных сферах. Его труды в области истории, философии, литературы, физики и химии во многом предвосхитили современные представления о науке и искусстве и стали основой для дальнейших исследований.
Ломоносов родился 19 ноября в 1711 году в Архангельской губернии, в деревне Мишанинская, сейчас данное место носит название Ломоносово и является селом. Отец Михаила Васильевича, Василий Дорофеевич, был крестьянином-рыбаком, Елена Ивановна Совкова, его мать, была дочерью дьякона.
Раньше крестьяне, которые жили на севере, не принадлежали помещикам, а были подданы государству. По сравнению с другими волостями, губерниями здесь жилось более независимо и богато. Основное занятие крестьян в данных краях было: морское дело, торговля, ремесло, прикладное искусство. Благодаря этой необычной обстановке произошло развитие нравственных ценностей у маленького Ломоносова.
К 12 годам Михаил Васильевич обучился грамоте. Учился он у соседа-крестьянина, а чуть позже — у местного дьяка. Он всегда достигал лучших результатов, чем его сверстники. [1, с. 6]
Поскольку было велико влияние церкви на образование, то круг чтения мальчика был ограничен. Приложив огромные усилия, молодой ученый смог найти и прочитать «Грамматику» Смотрицкого, «Арифметику» Магницкого. Позже Ломоносов признается, что эти книги стали для него «вратами учёности».
Юный Ломоносов осознавал также значимость изучения иностранных языков. Понимая, что эта цель реализуема лишь в больших городах, он зимой 1730 года отправился в Москву. [3, с. 34]
В Москве Михаил Васильевич поступил в Цифирную школу, к счастью, программу, которую там проходили, он уже освоил, поэтому было решено добиваться поступления в Славяно-греко-латинскую академию. Во времена Ломоносова это учебное заведение являлось самым престижным и было в основном рассчитано на элиту, т. е. крестьянские дети не имели права там учиться. Ломоносов пошел на хитрость, сказав о том, что он из дворянской семьи. На вступительных испытаниях он показал себя способным учеником, почему и поступил в академию.
В ходе обучения в первых классах осваивали грамматику, в средних — риторику, а в последних — философию и богословие. Будущий академик был очень одаренным, за пять лет обучения ему удалось постичь то, что другим не получалось осмыслить и за восемь. [2, с. 6] Самообучение тоже принесло свои плоды: он с успехом познает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов. С особым интересом изучает в монастыре книги по философии, физике, математике.
Михаил Васильевич по распоряжению Сената был отправлен в Петербургскую Академию как один из самых одаренных учеников. В возрасте 25 лет 1 января 1736 года он прибыл в Петербург со своими товарищами. Там он нашёл свое призвание и раскрыл свои способности. В сентябре того же года за особые достижения в обучении Ломоносова и двух его товарищей отправляют в Марбург с целью познания химии и горнорудного дела. [1, с. 173]
В июне 1741 года он возвращается в Петербург и с особым энтузиазмом начинает работать в академии наук. На протяжении 20 лет он доказывал, что умеет справляться с любыми трудностями, которые встречались на его пути. В 1745 году он был признан профессором химии.
Умер Михаил Васильевич в возрасте 54 лет 15 апреля в 1765 году в Петербурге.
Бесценный вклад внес М. В. Ломоносов в педагогику и ее развитие. Он предполагал, что при обучении детей необходимо делать акцент на их унаследованные способности, чтобы в процессе обучения можно было найти особый подход к каждому. Он выявил связь между получением высшего и среднего образования. Одна из основных наград Ломоносова — основание Московского университета, в котором могли обучаться не только представители высших сословий, но и крестьяне.
Во время популяризации французских традиций Ломоносов не отступал от своих принципов и вёл преподавание на русском языке. В 1757 году выходит его книга «Русская грамматика», которая становится лучшим учебным пособием, изданным в то время.
В педагогической деятельности Ломоносова можно обозначить ряд периодов.
Первый период (1742–1745 гг.) связан именно с преподавательской деятельностью. Ломоносов пришел к тому, что большая часть жителей империи безграмотна. Он заявлял, что необходимо открыть ряд школ, чтобы как-то исправить эту проблему.
Ломоносов придумал программу общественных лекций, которые должен был декламировать с 1 сентября 1742 года. Но до этого учебников на русском языке в империи не было. Это побудило его незамедлительно заняться разработкой учебников для разных дисциплин. Так в 1942 году им была выпущена книга «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; [3, с. 51]
Второй период (1745–1749 гг.) связан с разработкой учебных материалов. В 1745 году Ломоносов назначается на должность профессора. В этот же период он создает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 года о печатании перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписывалось прочитать ряд лекций по физике с применением необходимого инвентаря.
Третий период педагогической работы Ломоносова был ознаменован разработкой документов о среднем и высшем образовании, которые впоследствии будут признаны как план организации просвещения и образования в России. Данный этап характеризуется творческим подъемом Ломоносова, тогда он обращает особое внимание на подготовку студентов, юных специалистов, в связи с этим поступает предложение об открытии Московского университета. Уникальность университета заключалась в его доступности для всех социальных слоев. Также он предоставлял возможность обучения на трех факультетах: философский, юридический и медицинский.
Уже в 1755 году был открыт Московский университет. На него Ломоносов возлагал ряд надежд, с мыслью служения на «пользу и славу Отечества»: становление науки, обнародование научных познаний, достижение основных целей педагогики.
Первой начала работать гимназия при университете, куда записалось большое количество желающих. Программа, разработанная Ломоносовым для Московского университета, оказалась успешной, во многом благодаря грамотному планированию учебной программы, основанной на гуманизме, демократизации и народности. Это стало причиной для распространения гимназий в России конца XVII века.
Во время четвертого периода педагогической деятельности Ломоносова (1756–1756 гг.) происходит завершение преобразовательных действий. [1, с. 39]
В трудах Ломоносова можно отчетливо проследить демократические мысли. Он четко отстаивал идею о том, что образование могут получать все сословия. Ломоносов настаивал на открытии новых школ и увеличении количества учеников в них. К тому же, Михаил Васильевич замечал, что стремления учиться у крестьянских мальчишек даже больше, чем у знатных.
В «Проекте переустройства Академии наук» Ломоносов предлагал ввести так называемое жалованье для некоторых студентов, то есть стипендию.
При разработке «Проекта регламента московских гимназий» была утверждена сумма этого жалованья, оно составило 15 рублей в год. На эти деньги студенты обеспечивали себя одеждой, канцелярией и другими учебными принадлежностями.
Для студентов Ломоносов требовал по 100 рублей в год на каждого, однако казна была слишком скудной, поэтому начали с 30 рублей. Кроме того, он сумел добиться открытия общежитий для школьников и студентов, что позволило им большее количество времени проводить за учебой. [2, с. 29]
Ломоносов стал представлять гимназию в виде прогрессивной части среднего образования, также он выделил ее подразделения:
‒ российская;
‒ латинская;
‒ «первых оснований в науках»;
‒ «знатнейших европейских языков».
В каждом из подразделений устанавливалось по 3 класса по уровню сложности.
Таким образом, Ломоносов расширил получение школьного образования по всей России и оказал положительное влияние на развитие педагогики.
Михаил Васильевич всегда подчеркивал важность высшего образования, считал его ключевым звеном в просвещении человека. При открытии Петербургской академии, он предлагал создавать факультеты, направленные на создание благ для народа.
Кроме того, Ломоносов упразднил богословский факультет. Он создал фундаментальную систему получения образования в России, которое предполагало непрерывное обучение вплоть до окончания университета. Впоследствии это оказало благоприятное влияние на просвещение России.
В таких документах, как «Проект регламента Академической гимназии» и «Проект регламента московских гимназий», Ломоносов был приверженцем классно-урочной системы. Эта мысль была новой для российской системы обучения. Она предполагала большее использование воспитательных функций образования и строилась таким образом, что занятия были разделены на дневные (получение новых знаний) и на вечерние (выполнение домашних заданий).
Михаил Васильевич во многом делал акцент на практическую значимость знаний, их прикладной характер. [3, с. 42]
Также Ломоносов полагал, что обучение необходимо строить на основании некоторых дидактических принципов. Поэтому изучение материала всегда начинали от простого к сложному. Часто предлагалось проводить занятия в группах, чтобы учащиеся могли учиться взаимопомощи, за исключением экзаменов.
В учебных планах, разработанных Ломоносовым, предлагалось обучение, основанное на всестороннем развитии ребенка, приобщении его к морали и нравственности, при этом избегались перегрузки.
Ломоносовский подход к обучению отличался тем, что в нем присутствовало многое из политехнического фундамента. Таким образом, он как педагог прививал умение к проектированию и исследованию.
Ломоносов отрегулировал не только сам образовательный процесс, но еще и работу кадров, необходимые требования к учителям, принципы воспитания. Основные дисциплины формировались по трем классам: низший, средний, высший. Дополнительные — по двум.
Дополнительными предметами были греческий, немецкий, французский языки. Большую значимость при Ломоносове приобрели естественные науки, которые до этого времени были развиты очень плохо. Туда же включалась и философия, состоявшая из элементов физики, психологии, математики. [3, с. 24]
Михаил Васильевич считал, что обучение должно базироваться на определенных принципах, например, обучение на русском языке, последовательное изучение различных наук, постепенное усложнение материала и светское образование.
Поэтому можно считать, что век Просвещения в России позволил поднять образование на принципиально новый, высокий уровень. Немалый вклад в это внёс М. В. Ломоносов. Благодаря его трудам в России сложилась устойчивая система образования в школах, гимназиях, университетах, расширился круг обучающихся, изменился подход к организации обучения. Ломоносовские идеи и по сей день почитаются и признаются великими деятелями науки и просвещения.
Литература:
- Буторина Т. С. М.В. Ломоносов и педагогика. — Архангельск, 1994. — 223 с.
- Карпеев Э. П. М.В. Ломоносов — великий русский ученый-энциклопедист (К 275-летию со дня рождения). — Л.: Знание, 1986. — 32 с.
- Черняховский Ф. И. Михайло Васильевич Ломоносов. 1711–1761. — Архангельск, 1961. — 78 с.