Педагогические идеи Д. И. Менделеева. Их роль в развитии высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Биналиева, А. О. Педагогические идеи Д. И. Менделеева. Их роль в развитии высшей школы / А. О. Биналиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118206/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дмитрий Иванович Менделеев, великий ученый, известность которого связывают с периодическим законом. Но Дмитрий Иванович был не только химиком, но еще и социологом, педагогом, физиком, экономистом, геологом. Д. И. Менделеев внес огромный вклад в образовательную систему страны. Отдельно нужно отметить педагогические идеи Менделеева.

Основные педагогические идеи Д. И. Менделеева: идея непрерывности, идея народности образования и идея всеобщности обучения в контексте его общественно-педагогической деятельности. Они детерминированы состоянием дел и происходящими переменами в сфере народного образования в России во второй половине XIX — начале XX века. Педагогические идеи Д. И. Менделеева имеют ярко выраженную социальную направленность, в этом проявляется их демократизм. Они лежат в основе педагогической концепции Д. И. Менделеева прогрессивного развития образования, которая предусматривает такую организацию народного образования в стране, которая стимулировала бы развитие общества и государства в целом по пути прогресса.

Идея непрерывности образования, идея народности образования и идея всеобщности обучения обусловлены особенностями реалистического мировоззрения педагога. Причина их актуализации Д. И. Менделеевымкроется в реальном, объективном видении им происходящих в сфере народного образования процессов и связанных с ними противоречий.

Все педагогические идеи Д. И. Менделеева взаимосвязаны между собой, поскольку являются основоположением педагогической концепции развития народного образования Д. И. Менделеева. Их объединяет стремление педагога к достижению прогресса как в образовании, так и в стране в целом

В исследовательских целях каждую педагогическую идею мы будем рассматривать отдельно.

Помимо того, что Д. И. Менделеев выдвигал идеи прогрессивного развития народного образования, Дмитрий Иванович предложил и путь их реализации. В этом состоит его своеобразие как педагога-теоретика и практика.

Реалистическая направленность педагогических идей Д. И. Менделеева отражает их связь с жизнью, народом, эпохой и нацеленность на будущее.

Идея непрерывности образования, содержащая в себе программную и организационную преемственность всех ступеней образования, представляет собой путь постепенного гармоничного развития личности. Каждый этап этого развития выражен ступенью начального, среднего и высшего образования в единой системе народного образования, разработанной Д. И. Менделеевым. Отсюда каждый тип учебных заведений, от начальной до высшей школы, преследует собственные цели, направленные не только на развитие определенных сторон личности, но и на создание базиса учебной подготовки, необходимого для прохождения дальнейшего образования.

Особенностями предложенной Д. И. Менделеевым системы народного образования являются, во-первых, возрастная регламентированность, обусловленная особенностями умственного, психического и физиологического развития личности в годы окончания одной образовательной ступени и перехода на другую; во-вторых, система непрерывного образования включает в себя не только общее образование, но и специальное, которое не должно быть в отрыве от общего.

Идея непрерывности образования связана с идеями народности образования и всеобщности обучения. Народность образования предполагает направленность образования, всех его звеньев, связь образования с запросами народа и потребностями государства. Руководствуясь идеей народности, Д. И. Менделеев определил путь развития русского народа. Он обосновал особенности жизненно-реального образования, которое, по его мнению, соответствует духу русского народа и способствует постепенному естественному развитию его характерных черт, удовлетворяя при этом народным потребностям. Благодаря непрерывности образования достигается постепенное, плавное, гармоничное развитие личности. Д. И. Менделеев выделяя в человеке личное и общее начала.

Идея всеобщности обучения, выраженная в общедоступности всех типов учебных заведений, подразумевает расширение образования в России. Она нацелена на будущее, так как при нехватке в количественном отношении учебных заведений и ограничении доступа в школы невозможно достичь просвещения населения страны, что существенно затруднит прогрессивное развитие всех сторон жизнедеятельности общества и государства.

Реалистическая направленность педагогических идей Д. И. Менделеева выражается также в возможности их практического осуществления. Эта возможность, по Д. И. Менделееву, заключается в государственном характере образования. Государство должно создать систему народного образования, в законодательном порядке закрепить направленность образования, обеспечить условия для всеобщности обучения.

Идея Д. И. Менделеева об учреждении в России высшего учебного заведения для подготовки образцовых учителей вызвала интерес в правительстве. Ему было предложено подробно разработать ее. В проекте рассматривались вопросы организации высшего педагогического учебного заведения, в том числе: состав учащихся и педагогов, местность, помещение и его оборудование. Проект был снабжен подробной сметой необходимых расходов по сооружению и обслуживанию училища.

В основе подготовки образцовых учителей лежит глубокое изучение наук, посредством которого происходит формирование у воспитанников училища научного мировоззрения.

Каждый воспитанник училища должен заниматься наукой, любить её, прекрасно владеть своей специальностью. Отсюда, каждый выпускник училища должен быть не просто учителем, но и ученым.

При создании профессорского ядра Училища наставников Д. И. Менделеев отмечал, что важен не только подбор уже готовых педагогических кадров, но и воспитание своих. К каждой кандидатуре на профессорскую должность должен быть применён индивидуальный подход. Одним, по словам Менделеева, надо дать лишь средства и предоставить все возможности самостоятельно продолжать начатые научные работы. Других, может быть, придётся отправить за границу для изучения избранной специальности в её современном состоянии. Третьим придётся дать возможность восполнить пробелы, существующие в предварительной подготовке. А четвёртых, может придётся сначала назначить ассистентами и лаборантами или другими помощниками профессоров.

Таким образом, подготовка «надлежащих» учителей в образцовом высшем педагогическом учебном заведении виделась Д. И. Менделеевым как условие реализации своих педагогических идей: непрерывности, народности образования и всеобщности обучения. Характер идей, их нацеленность на будущее обусловливает требование подготовки именно образцовых учителей, которые своей педагогической деятельностью послужат развитию образования и науки в стране.

Литература:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/d-i-mendeleev-o-razvitii-obrazovaniya-v-rossii
  2. https://www.muctr.ru/university/about/history/mendeleev/
Основные термины (генерируются автоматически): народное образование, всеобщность обучения, идея, идея всеобщности обучения, идея народности образования, идея непрерывности образования, Россия, прогрессивное развитие, реалистическая направленность, русский народ.


Задать вопрос