Общественно-политические и исторические взгляды М. А. Бакунина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.11.2019

Статья просмотрена: 856 раз

Библиографическое описание:

Баранов, Г. А. Общественно-политические и исторические взгляды М. А. Бакунина / Г. А. Баранов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 216-217. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63999/ (дата обращения: 17.12.2024).



Формирование исторической концепции Михаила Александровича Бакунина проходило параллельно с развитием его политических взглядов. И наоборот, поиск политической теории заставлял М. А. Бакунина обращаться к исторической науке, искать в ней ответы на возникающие вопросы современности.

Впервые свою революционную позицию М. А. Бакунин публично выразил в 1842 г. в статье «Реакция в Германии». В данной работе мы можем увидеть проявление интереса М. А. Бакунина к революции как к фактору исторического прогресса. Цель революции — «полное уничтожение существующего политического и социального строя» [5, с. 145].

В шестидесятые годы XIX в. М. А. Бакунин уже выделял исторические законы, которые считал основой социальной деятельности. Это законы социальной солидарности и свободы. М. А. Бакунин писал в 1868 г.: «Социальная солидарность является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон общества. Оба этих закона взаимно дополняют друг друга и, будучи неотделимы один от другого, составляют всю сущность человечности. Таким образом, свобода не есть отрицание солидарности, наоборот, она представляет собою развитие и, если можно так сказать, очеловечение последней» [4, с. 332].

Суть закона социальной солидарности заключается в обосновании коллективизма, изначально присущего человеку как общественному существу.

Сущность же императива свободы состоит в освобождении личности от бремени природных условий и господствующих классов общества. М. А. Бакунин писал: «Свобода — это, прежде всего, способность человека к постепенному освобождению от гнета внешнего физического мира при помощи науки и рационального труда; свобода, наконец, это — право человека располагать самим собою и действовать сообразно своим собственным взглядам и убеждениям, — право, противополагаемое деспотическим и властническим притязаниям со стороны другого человека, или группы, или класса людей, или общества в его целом» [4, с. 145].

М. А. Бакунин, анализируя проблему направленности исторического процесса, вслед за Г. Гегелем, приходил к выводу о линейном прогрессивном развитии. Человеческая история, по его мнению, идет от низшей ступени к высшей, т. е. естественного рабства к освобождению от него и расцвету свободы и человечности. Высшую ступень развития М. А. Бакунин ассоциировал с коллективистским анархизмом.

В историческом прогрессе он видел процесс постоянного приращения свободы личности, т. е. формирования человечности. М. А. Бакунин писал в 1867 г.: «Все историческое развитие человека ни что иное, как прогрессивное удаление от чистой животности посредством создания своей человечности» [6, с. 159].

Особое внимание М. А. Бакунин обращал на тип политической власти. В частности, авторитарную форму государства он отрицал категорически: «Цель демократической и социальной революции может быть сформулирована в двух словах: полное коренное упразднение централистического, опекающего, авторитарного государства со всеми его военными, бюрократическими, правительственными, административными, судебными и гражданскими установлениями» [3, с. 306].

В истории человечества М. А. Бакунин находит два непримиримых, антагонистических лагеря, которые находятся в постоянной борьбе. С одной стороны, вслед за П. Ж. Прудоном [8, с. 24–27], М. А. Бакунин выделяет централистское государство [1, с. 50–53], а с другой, следом за Герценом [9, с. 127], видит народ. В 1871 г. Бакунин писал: «Кто говорит, государство или власть, тот говорит господство. Но всякое господство предполагает существование масс, над которыми господствуют. Государство, следовательно, не может иметь доверия к самодеятельности и к свободному движению масс, самые заветные интересы коих противны его существованию. Оно их естественный враг, их обязательный угнетатель, и, остерегаясь всеми мерами от признания этого, оно должно всегда действовать, как таковое» [2, с. 44].

Исходя из принципа отрицания централистского государства, М. А. Бакунин определяет предмет истории как науки. По его мнению, историю необходимо рассматривать с позиции антропологического и экономического принципов. Под антропологическим принципом Бакунин понимал духовную сферу деятельности общества, анализируемую с материалистических позиций, т. е. как результат деятельности мозга [6, с. 154].

Экономический же принцип М. А. Бакунин понимал в свете марксистской теории, т. е. экономические отношения он считал центральными, а все остальные производными от них. Создателем экономического принципа Бакунин считал К. Маркса. Бакунин пишет в 1870 г.: «Господин Карл Маркс высказал великую, справедливую и плодотворную идею о том, что все умственные и политические проявления общества суть не что иное, как идеальное выражение его материальных или экономических проявлений» [7, с. 442].

М. А. Бакунин, анализируя проблему детерминизма в истории, полагал, что основной движущей силой как животного мира, так и человеческой истории является стремление по обеспечению своих природных потребностей. Данное стремление он называл «волей» [6, с. 169]. Главное отличие человека от животного, по мнению М. А. Бакунина, заключается в сознательном осуществлении деятельности, т. е. в наличии «свободной воли» [6, с. 170].

В целом, движущей силой истории Бакунин считал освободительную деятельность человека. Причем, если в первый период истории эта деятельность заключалась в борьбе против условий суровой природы, то в период классового общества освобождение велось против религии и государства.

Литература:

  1. Бакунин М. А. Государственность и анархия. Прибавление «А» // Революционное народничество 70-х годов ХIХ века: сб. документов и материалов: В 2 т. — М.; Л., 1964–1965. — Т. 1. — С. 38–55.
  2. Бакунин М. А. Кнуто-германская империя и социальная революция // Бакунин М. А. Избранные сочинения в 5 т. Т. 2. — М.: Голос труда, 1919. — С. 17–295.
  3. Бакунин М. А. Принципы и организация интернационального революционного общества // Бакунин М. А. Анархия и Порядок: Сочинения. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — С. 122–134.
  4. Бакунин М. А. Программа общества международной революции // Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. — М.: Мысль, 1987. — С. 246–264.
  5. Бакунин М. А. Реакция в Германии / М. А. Бакунин // Бакунин М. А. Собрание сочинений и писем: в 4 т. — М.: Изд-во Всесоюзного общества полит-каторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. — 3 т. — С. 145–176.
  6. Бакунин М. А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Бакунин М. А. Избранные сочинения в 5 тт. Т. 3. — М.: Голос труда, 1920. — С. 159–270.
  7. Бакунин М. А. Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке // Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. — М.: Мысль, 1987. — С. 234–345.
  8. Сафронов О. С. Научные воззрения П. Ж. Прудона по проблемам историософии // Вестник ВГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. 9.4. — Воронеж, 2005. — С. 24–28.
  9. Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. — М.: Высшая школа «Форум», 1994. — 382 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная солидарность, исторический прогресс, Маркс, свобода, централистское государство, человеческая история, экономический принцип.


Задать вопрос