Воспитательный потенциал уроков истории и литературы в школе при исправительной колонии
Авторы: Алиев Али Магеррам-оглы, Дуда Виталий Николаевич, Пытков Александр Михайлович
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.
Дата публикации: 20.01.2019
Статья просмотрена: 362 раза
Библиографическое описание:
Алиев, А. М. Воспитательный потенциал уроков истории и литературы в школе при исправительной колонии / А. М. Алиев, В. Н. Дуда, А. М. Пытков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3883/ (дата обращения: 17.12.2024).
Воспитательный процесс — важнейшая составляющая пенитенциарной педагогики. В условиях школы при исправительном учреждении уроки истории и литературы способствуют подготовке учащихся к итоговой аттестации, восстановить пробелы в знаниях, выполняют воспитательный потенциал.
Ключевые слова: пенитенциарная система, литература, история, образование, нравственность, патриотизм, воспитание, учащиеся, урок.
Важнейшая миссия Средней общеобразовательной школы № 2 при исправительном учреждении исправительной колонии № 11 — это, прежде всего создание условий для перевоспитания и самоисправления осужденных средствами гуманизации и оптимизации образовательного процесса. Воспитание в осужденных законопослушной и толерантной личности, формирование базы знаний учащихся для их будущей социализации после освобождение из мест заключения, продолжения обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.
В школе обучаются осужденные в возрасте от 18 до 30 лет на основании статьи 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации «Общее образование осужденных к лишению свободы», статьи 80 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», а также Концепции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10. 2010 № 1772-р, о дальнейшем развитии благоприятных условий для получения осужденными образования [3].
На воспитание в школе обращали особое внимание классики отечественной педагогической мысли. К. Д. Ушинский утверждал: «успешность осуществления решения задач гражданского образования и патриотического воспитания в школе во многом зависит от принципов построения системы» [4, с. 117–118].
Важно также привести цитату классика отечественной и международной педагогики Макаренко А..С. посвятившему жизнь работе с трудными подростками: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания» [3, с. 123–124].
Воспитательная работа — важнейшая часть работы в школе, в особенности в условиях пенитенциарной системы, где перевоспитание осужденных и избежание повторение рецидива преступления является первостепенной задачей. Получение аттестата в дальнейшем в первую очередь предполагает получение среднего специального или высшего образования, что в итоге станет для учащихся лучшая социализация после своего освобождения из мест лишения свободы.
История и литература — одна из важнейших дисциплин в школе при колонии, которая позволяет раскрыть те или иные спорные вопросы, которые есть сегодня, помогает расширить кругозор и отвлечь обучающихся от криминальной среды, переключив их на изучение художественного и культурного наследия страны и мира. Все это в итоге дает возможность учащимся самим прийти к патриотизму культурно-эстетическому воспитанию.
Уроки литературы и истории позволяют реализовать воспитательный потенциал, «привить» обучающимся, во-первых, патриотизм, любовь к Отечеству и своей малой Родине, уважения к представителям всех народов и стран их культуре. В итоге стать полноценным гражданином своей страны и быть полезным всему обществу [1, с.67–68.].
Воспитательными задачами уроков истории и литературы в школе важны для следующего:
‒ чтобы учащийся стал полноправным гражданином, патриотом, носителем ценностей гражданского общества, осознающим свою сопричастность с судьбой России и своей малой Родины;
‒ человеком, уважающим ценности иных культур, религий и мировоззрений, осознающим проблемы современности, свою возможную роль в их решении;
‒ мотивированным человеком к познанию и творчеству, обучению и саморазвитию на протяжении всей жизни;
‒ человеком, уважающим других людей, готовым к сотрудничеству с ними для достижения совместного позитивного результата на благо страны и своей малой Родины;
‒ человеком, осознающим себя личностью, способным принимать самостоятельные решения и нести за них всю полноту ответственности перед обществом.
На уроках истории важно узнать мнение у учащихся, кто для них различные исторические личности и писатели: Александр Невский, М. Горький, Е. Пугачев, А. С. Пушкин, А. И. Солженицын, Б. Н. Ельцин и другие. Так как обучающиеся в школе при исправительной колонии являются в основном взрослыми людьми от 18 до 30 лет и некоторые старше в этой связи сформированными личностями, и по некоторым вопросам у них уже сформирована своя точка зрения. Уроки истории и литературы также являются важнейшей составляющей, которая разбивает различные стереотипы и мифы, основанные на художественных кинокартинах, «псевдонаучных исследованиях» или художественной литературе. Например, некоторые из учащихся на уроках высказывали следующее «благодаря» одной отечественной музыкальной композиции, что именно императрица Екатерина Великая «продала» Соединенным Штатам русскую Аляску. Отечественную войну 1812 года «выиграл генерал Мороз», а не патриотизм и героизм русских войск и всего многонационального населения Российской империи. В этой связи школьные дисциплины помогают развенчать различные мифы у учащихся, аргументировано показать их заблуждение. На уроках истории и литературы, обучающиеся с помощью фактического материала, новых статистических, археологических данных, рассматривают те или иные события в истории страны и мира, делают свои определенные выводы по каждому из них. Все это в итоге делает из учащихся личностей и патриотов.
Урок истории и литературы в школе проходит с применением мультимедиа в виде урока-презентации и видео-урока, данные уроки повышают интерес к учебе и развивают познавательный интерес. Документальные фильмы о важнейших событиях русской истории помогают в формировании патриотизма среди осужденных учащихся школы, являются фактором дополнительного изучения литературы по ранее изученным историческим темам.
Итак, резюмируя все вышесказанное, итогами воспитательной работы в Средней общеобразовательной школы № 2 при исправительном учреждении в контексте преподавания истории и литературы является в первую очередь то, что с помощью предметов на занятиях формируется новое представление о культуре, нравственности, патриотизме, гражданственности, законопослушности, которое строится на примерах прошлого страны и художественной литературы. Все это в итоге помогает не только обучить по предметам, но и повысить моральное, нравственно-патриотическое воспитание всех учащихся школы.
Литература:
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]. — М.: Педагогика, 2006.
- Макаренко А. С. Мои педагогические воззрения. Собр. соч. Т.4.-М.: Наука, 1984. С. 123–124.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т.9. М., 1987. С.117–118.
Ключевые слова
литература, патриотизм, воспитание, нравственность, образование, история, учащиеся, урок, пенитенциарная системаПохожие статьи
Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников
Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории
В статье рассматривается процесс нравственного и патриотического воспитания на уроке истории. В ходе исследования определяются цели, способы и пути воспитания патриотизма и нравственности на уроке истории.
Принципы воспитательной работы в начальной школе
Принципы воспитательной работы в образовательном процессе рассматриваются как внутреннее содержание воспитания, именно они раскрывают содержание каждого этапа работы по воспитанию детей в начальной школе. Многие принципы воспитания взяты из советской...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах
В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в школе, на уроках русского языка и литературы. В первой части статьи проводится анализ проблемы с точки зрения исторического процесса. В второй части проблема патриотического воспитания на уроках ...
Сущность и назначение воспитательной работы в начальной школе
Воспитательная работа в начальной школе сегодня занимает одно из ведущих мест в общей системе образования, именно воспитательная работа и воспитательная деятельность педагога позволяет сегодня формировать будущего человека с его видением мира, дает в...
Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников
Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...
Патриотическое воспитание как элемент системы воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматриваются воспитательные возможности дисциплины «Система воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»», роль музея Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в воспитательной и образователь...
Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в становлении личности несовершеннолетних осужденных
В статье рассматривается влияние на становление личности несовершеннолетнего осужденного воспитательно-образовательной среды воспитательной колонии.
Ретроспективный портрет учителя как субъекта воспитательной системы
В структуре воспитательной системы школы, важным компонентом является единство двух коллективов ученического и учительского. Большая роль, как детерминанты воспитательной системы уделяется образу учителя. В статье раскрывается исторически сложившийся...
Похожие статьи
Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников
Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории
В статье рассматривается процесс нравственного и патриотического воспитания на уроке истории. В ходе исследования определяются цели, способы и пути воспитания патриотизма и нравственности на уроке истории.
Принципы воспитательной работы в начальной школе
Принципы воспитательной работы в образовательном процессе рассматриваются как внутреннее содержание воспитания, именно они раскрывают содержание каждого этапа работы по воспитанию детей в начальной школе. Многие принципы воспитания взяты из советской...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах
В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в школе, на уроках русского языка и литературы. В первой части статьи проводится анализ проблемы с точки зрения исторического процесса. В второй части проблема патриотического воспитания на уроках ...
Сущность и назначение воспитательной работы в начальной школе
Воспитательная работа в начальной школе сегодня занимает одно из ведущих мест в общей системе образования, именно воспитательная работа и воспитательная деятельность педагога позволяет сегодня формировать будущего человека с его видением мира, дает в...
Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников
Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...
Патриотическое воспитание как элемент системы воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматриваются воспитательные возможности дисциплины «Система воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»», роль музея Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в воспитательной и образователь...
Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в становлении личности несовершеннолетних осужденных
В статье рассматривается влияние на становление личности несовершеннолетнего осужденного воспитательно-образовательной среды воспитательной колонии.
Ретроспективный портрет учителя как субъекта воспитательной системы
В структуре воспитательной системы школы, важным компонентом является единство двух коллективов ученического и учительского. Большая роль, как детерминанты воспитательной системы уделяется образу учителя. В статье раскрывается исторически сложившийся...