Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

«Окаянные дни» как вершина публицистической литературы И. А. Бунина

Филология, лингвистика
17.11.2021
2839
Поделиться
Библиографическое описание
Яковлева, В. Ю. «Окаянные дни» как вершина публицистической литературы И. А. Бунина / В. Ю. Яковлева, Л. А. Динкель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 476-478. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85597/.


«Окаянные дни» — обработанный двухгодичный дневник И. А. Бунина, который он вел в 1918–1919 годы сначала в Москве, а потом в Одессе. Дневниковые записи были отобраны и обработаны для печати уже в эмиграции. Обработка была необходима не только потому, что условия, в которых писался дневник, были далеки от привычных: голод, нищета, расстрелы, страх, что рукопись будет обнаружена при обыске и станет обвинительным документом для революционного трибунала… Работать над рукописями было необходимо еще и потому, что Бунин придавал своим «Окаянным дням» чрезвычайное значение, о чем свидетельствует начало одесской тетради:

«12 апреля (старого стиля).

Уже почти три недели со дня нашей погибели.

Очень жалею, что ничего не записывал, нужно было записывать чуть не каждый момент. Но был совершенно не в силах…» [1: 348].

Публикации романа предшествовали напечатанные в 1921 году в берлинской газете «Руль» записи, относящиеся к лету и осени 1917 года. Это время И. А. Бунин провел в деревне. С июня 1925 года работа была продолжена наблюдениями, сделанными с января 1918 по июль 1919 года, что составило содержание книги «Окаянные дни». Однако текст был вновь переработан и творчески переосмыслен. Теперь была «пригашена» мера авторского участия в изображении событий и действующих лиц [4: 139]. «Окаянные дни» полностью опубликованы в 1925 году. Публикация отдельным изданием «Окаянных дней» осуществилась в 1935 году в Берлине.

Над произведением автор работал более десяти лет, но и после публикации 1935 года вносил в текст изменения, редактировал, уточнял его вплоть до самой смерти.

И. А. Бунин переживал, что не мог с точностью летописца фиксировать каждый момент революционных событий в России. Это опровергает мнение, будто Бунин относился к революции с брезгливостью аристократа. Брезгливый аристократ не станет в полуголодном состоянии, под страхом расстрела описывать все, что видит возле себя: всякую мелочь, на которую другие просто не обращают внимания. «Окаянные дни» невероятно насыщены живыми картинами современности [1: 348–349].

Революция для И. А. Бунина — синоним и символ разрушения, а желание разрушить тождественно в его сознании духовному убожеству. Революционное бытие — страх, зверства, безнаказанность, грязь, разруха, хамство, нелепые назначения на руководящие должности.

И. А. Бунин считает, что корень зла «заключается больше всего в «воровском шатании», столь излюбленном Русью с незапамятных времен, в охоте к разбойничьей, вольной жизни, которой снова охвачены теперь сотни тысяч отбившихся, отвыкших от дому, от работы и всячески развращенных людей». «Думаю: «Нет, большевики-то поумнее господ Временного Правительства! Они не даром все наглеют и наглеют. Они знают свою публику» [2: 129].

У И. А. Бунина возникает ощущение краха культуры человеческих отношений. Вместе с этим ощущением в сознании укореняется понятие культуры как всего того, что создано человеком во имя человека. Ценность упорядоченных человеческих отношений, в основе которой лежит уважение к человеческой личности, выдвигается на первый план [3: 116].

Четко, несколько субъективно Бунин квалифицирует все виденное, включая его в поток исторического знания и духовного опыта человека. Обращаясь к дневнику, он берет далеко не все, а лишь те промежутки времени, когда у власти «красные». Этот отбор совершается с опорой на наиболее страшные в психологическом отношении события [5: 568].

Позиция Бунина — это позиция человеческой «щепки», что несется в водовороте событий, и есть наиболее правдивое и справедливое впечатление от тех страшных дней, что перевернули Россию. Он не в силах оказать какое-то влияние на ход событий, но и не растворяется в бешеном революционном вихре, подчиняя ему свое сознание. Он остается самим собой — страстным человеком и писателем-реалистом, летописцем «окаянных дней» [1: 350].

По мнению Н. В. Мочаловай, И. А. Бунин прекрасно осознает свое пристрастное отношение к происходящему. Отчасти писатель объясняет это силой своего воображения и физическими ощущениями. Но главная причина его пристрастности — попрание человеческого достоинства и обесценивание человеческой жизни. Здесь для него совершенно неважно, кто может быть подвергнут насилию — одинаково возмущает насилие по отношению к любому человеку. Все равно, кто это — старик-полковник, сестры милосердия, простой обыватель, черносотенцы, погромщики и грабители, подвергающиеся гонениям и истреблению евреи. Страшнее всего для Бунина И. А. безнаказанность, объяснение всего тем», что «революция — не делается в белых перчатках [3: 112].

В своих дневниках И. А. Бунин выступил не только как летописец, но и как яркий глубокий мыслитель. Позиция И. А. Бунина — позиция эстетическая. Как моралист он если не оправдывал, то понимал народный гнев и отношение к «белой кости» (дворянству, интеллигенции). В «Окаянных днях» есть несколько выразительных ретроспективных фрагментов, где автор вспоминает о той глубокой трещине, что всегда пролегала между простыми и образованными людьми. Так он вспоминает о Махоточке, которая морозной ночью доставляла ему телеграмму: «Вместе со всей Стрельной пьем славу и гордость русской литературы!» [2: 65].

Итак, народный гнев в глазах Бунина если и не оправдан, то понятен. И все-таки он решительно отрицает революцию. Почему?

У Бунина было свое художественное представление об образе мира. Бог даровал людям две Великие Книги: Библию и явленный глазам мир. Задача человека не «переписывать» эти Книги, но прочитать и понять их. Любая революция — это искажение образа мира, своего рода гримаса бытия. Это попытка радикально «исправить» одну из великих книг — явленный Богом мир. Сокровенная идея всякой революции — не только социальные преобразования, но и переделка всего мира и даже человеческой природы. Художественное естество Бунина противилось этой идее [1: 353].

Главное: человек потерял человеческий (читай: божественный облик) образ и стал обезьяной, которая неразумно повторяет гримасы и телодвижения некой темной силы, взбунтовавшейся против Божественной воли. И хотя Бунин нигде прямо не пишет об антирелигиозном смысле революции, многое в его дневниках говорит о том, что он оценил революцию с религиозной точки зрения и выносил не только эстетический, но и духовный приговор [1: 354].

Главной книгой И. А. Бунина, посвященной революции в России, являются «Окаянные дни». Основу книги составили дневниковые записи, сделанные с января 1918 года по июль 1919 года. Работа над книгой не прекращалась вплоть до 1953 года. «Окаянные дни» — это пристрастный взгляд писателя, остро сочувствующего своей стране. В книге раскрыт античеловеческий характер совершающихся изменений, затрагивающий все сферы существования людей.

Литература:

  1. Басинский, П.В., Федякин, С. Р. Русская литература конца ХΙХ — начала ХХ века Ι эмиграции / П. В. Басинский, С. Р. Федякин. — М.: Изд. центр «Академия», 1998. -С. 348–354.
  2. Бунин, И. А. Окаянные дни /. И. А. Бунин // Бунин И. А. Окаянные дни: Повести. Рассказы. Воспоминания. — М.: Эксмо, 2006 — С. 15–156.
  3. Мочалова, Н. В. Авторская позиция в «Окаянных днях» И. А. Бунина / Н. В. Мочалова // Вестник московского университета. Серия 9. Филология. — 2001.- № 4. — С. 110–117.
  4. Смирнова, Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество / Л. А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  5. Юрченко, Л. Н. Символика хронотопических образов в «Окаянных днях» И. А. Бунина / Л. Н. Юрченко // Русская литература ХХ века. Типологические аспекты изучения. — М.: 2005 — С. 568–572.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 476-478):
Часть 7 (стр. 433-505)
Расположение в файле:
стр. 433стр. 476-478стр. 505

Молодой учёный