Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность
Автор: Гуськова Елена Александровна
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Дата публикации: 06.02.2016
Статья просмотрена: 6616 раз
Библиографическое описание:
Гуськова, Е. А. Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность / Е. А. Гуськова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/637/ (дата обращения: 16.12.2024).
Изучение опыта русской педагогической мысли в условиях реформирования системы образования в настоящее время представляется наиболее актуальным и современным. Эпоха информационного общества и технократизма порождает вопрос: что делать? Как воспитать детей в духе морально-нравственных ценностей, разносторонне развитыми, адаптированными и социализированными в обществе. Что и каким образом вложить в головы и души детей и как подготовить учителя к решению этих вопросов?
Поиск новых возможностей решения проблем образования, обучения и развития невозможен без осмысления уже пройденного пути. Новые образовательные технологии и воспитательные системы не всегда дают положительный результат. Заимствование опыта зарубежных стран не всегда оправдано, поэтому необходимо изучить опыт собственно русской педагогической науки, найти в ней ответы на вызовы современности.
Вопросы педагогических взаимодействий «учитель — ученик — родители», или «школа-семья» были объяснены К. Д. Ушинским в работе «Об организации русской школы» в 60-х годах 19 века.
Размышляя о роли учителя в развитии ребенка, в том числе и сегодня в условиях социальной нестабильности, исходящей из семьи, необходимо отметить, что «искренние, дружеские отношения между учителем и учеником — лучшее противоядие экономических отношений, которые приводят к грустным явлениям» [с. 232].
Педагогический состав современной школы более чем наполовину состоит из женщин. Около 50 % семей — неполные или семьи, в которых воспитание ребенка номинально. Поэтому особое значение приобретает роль педагога — женщины в школе. По словам К. Д. Ушинского, «в женском характере есть удивительно размягчающий элемент, съедающий нечувствительно ту грубую кору, облекающую сердце, которая так упорно мешает развитию мальчика, заброшенного в детстве» [с. 233].
Огромное внимание в развитии ребенка Ушинский уделяет дидактическим целям беседы, которую рассматривает как развивающий метод обучения. Необходимость гуманитарного образования в настоящее время — открытая проблема, возможность решения которой было предложено великим русским педагогом. Дидактическая беседа — необходимое условие пробуждения «ума и сердца ученика», которая «должна сообщить ему жажду знания, жажду нравственной и умственной пищи, приучить его к этой пище, а потом уже развернуть перед ним книгу, благословит его на дальнейший самостоятельный процесс» [с. 234].
Для таких бесед, по мнению Ушинского, необходимо выбрать предметы, которые можно наблюдать. Это могут быть события не только русской и всеобщей истории, литературы, речь идет не только о гуманитарных науках, но «беседы для обсуждения» необходимы и по физике, математике, биологии. Особо подчеркивается «словесное преподавание», которое «гораздо важнее книжного» [с. 238]. «Представляя ученикам тот или иной предмет, учитель представляет им самим наблюдать его, высказывать свои наблюдения; представлять, воображать и вспоминать то, что они наблюдали, выводить правильное заключение» [с. 235].
Необходимыми условиями результативности бесед — наблюдений (здесь результат: развитие умственных способностей ученика — память, воображение, рассудок и желание, способность самостоятельно без учителя приобретать знания) являются систематичность и полнота, наглядность. Обеспечить эти условия должен учитель. Определенность в предметах, в обсуждениях предметов дает возможность, по мысли Ушинского, экономить время, «заставит учителя готовиться к предметам, даст возможность наставникам обозреть пройденный ими путь, и видеть тот, который еще остается пройти» [с. 236].
Таким образом, самоанализ и рефлексия учителя так же одно из необходимых условий, способствующих развитию ребенка.
Согласно требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом к учителю, у учителя должна быть сформирована потребность преодолеть субъект — объектное воздействие на ученика. Проблема готовности учителя к реализации совместной творческой деятельности с учениками — проблема гуманитарного образования. Рассматривая вопрос о сущности гуманитарного образования (по Ушинскому: гуманное образование), Савельева И. М., профессор ГУ ВШЭ, отмечает, что к гуманитарному образованию относится все, что формирует навыки человека, возникают отношения человек — человеку. Согласно данному определению, Ушинский говорит о том, что «арифметикой и химией можно развить гуманность в человеке» [с. 284], так как «под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого и не одно формальное развитие [с. 284].
Одной их важнейших возможностей формирования «духа», согласно Ушинскому, является работа русских школ. Русские школы, по мнению педагога, это, прежде всего, школы изучения собственного опыта России: история, литература, география, родной язык; русская школа — это «усиленное изучение родины» [с. 281]. Если говорить о заимствовании с Запада, то, единственное, что, по мнению Ушинского, можно заимствовать, так это «уважение к своему отечеству» [с. 281]. Главное отличие западного человека от нас, по мнению К. Д. Ушинского, состоит в том, что западный человек знаком со своим отечеством: литературой, историей, географией, политикой. Русский человек «менее всего знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной, и всем, что к ней относится», имея «безукоризненный выговор на иностранных языках», он в то же время «часто плохо говорит на своем отеческом, подробно знает историю французской революции, и в то же время глубокомысленно задумается над тем, в каком веке жил Иван Грозный» [с. 281].
В целях подготовки кадров и получения первых знаний от специалистов, великий педагог предлагает проводить экзамены среди преподавателей всех уровней на предмет знания России и родного языка.
Предлагая начинать обучение специалистом ребенка с 4 лет основным предметам (язык, природа, география, история), Ушинский отмечает, что эти предметы ложатся в основу «на свежую, ничем не загроможденную память вслед за азбукой. В такую азбучную форму и должно войти первое знакомство с отечеством» [с. 285].
Обращаясь к системе образования европейских стран, Ушинский отмечает, что знания подразделяются на «необходимые, полезные и приятные». Необходимые знания «должны ложиться в душу прежде всех и приобретение их должно быть поставлено в зависимость от приобретения прочих — полезных и приятных» [с. 283]. Необходимыми знаниями Ушинский называет умение писать, читать, считать, знание основ своей религии, своей родины. Данные знания Ушинский называет «педагогической аксиомой» [с. 283], которую необходимо ввести в народное образование. «Педагогическая аксиома», по мнению Ушинского, должна стать основанием при подготовке педагога, так как «детей учат не для того только, чтоб учить, а для того, чтобы сообщать им знания, необходимые для жизни», то есть знания, которые могут быть полезны «и себе, и обществу» [с. 286]. При этом необходимо учитывать и разные способности детей к учебе. И здесь вновь ставится вопрос о качестве педагога — специалиста.
Работа русских школ невозможна без народного образования, которое возможно в условиях формирования народных школ. Народная школа — школа массовая, не только для детей, но и для их родителей. Важность функционирования народных школ в условиях влияния «страха за будущую судьбу государства, при беспрестанном приливе невежественной эмиграции, потребность народной школы как средства народного образования вне зависимости от политических и религиозных тенденций» [с. 298] и сегодня является вопросом безопасности государства. Данный пример был характерен для США 19 века, но актуальность обозначенных в нем проблем не стала менее важной сейчас, «…мысли о необходимости образования сделались государственной мыслью всей республики, как только было осознанно, что именно в народной школе кроется главный корень народного благоденствия и безопасности общества от случайностей и неожиданностей, порождаемых невежеством, как и всякой другой тьмой» [с. 298].
В функционировании народной школы Ушинский видит особую роль семьи, ценность которой заложена в крестьянском укладе государства. Крестьянин считает свою семью «маленьким государством». Обилие земли, простора «дает ему возможность не тяготиться семьей, а видеть в ней свое богатство» [с. 303]. Речь идет о крестьянском менталитете, который стоит на страже сохранения государства и его основ. Школа здесь — семейное дело, всякие «государственные соображения по этому поводу для него отвлечены» [с. 303]. Образование школ основывается на «сочувствии крестьян этому делу». Поэтому опасно подорвать доверие, «сочувствие», или «помешать ему развиваться далее» [с. 303]. Огромная роль в содействии развития народных школ, по мнению Ушинского, принадлежит земствам, которые непосредственно связаны с народом и имеют в своей среде образованных людей. Поэтому формирование и деятельность народных школ должна быть делом народным, «семейным делом народа» [с. 304]. В основе народных школ, безусловно, стоит и охрана убеждений, которые вышли из народа и охранялись им же в течение многих столетий: «если есть у нас твердые религиозные и политические убеждения, которые мы можем признать основами нашего государства и общественного быта, то, конечно, вышли они из народа. История нам, несомненно, показывает, что если эти убеждения до сих пор сохранились у нас, то именно потому, что именно простой народ сурово, зорко и ревниво следил за их сохранением, если бы не было этого стража, то самые эти убеждения давно бы уступили место другим» [с. 305]. В первую очередь здесь идет речь о сохранении основополагающих ценностей и принципах нравственности: религия, уважение младшими старших. Попытки изменить сверху политический строй, религию разбивались о «суровую стражу простого народа». Поэтому мысли и действия по охране убеждений административным порядком изначально противоречат характеру «нашего народа, его истории» [с. 303].
Для работы народных школ необходимо, по мнению Ушинского, широкое привлечение родителей к «деятельностному участию в устройстве и реформах» [с. 306] учебных заведений.
Таким образом, мы вновь говорим о взаимодействии «семья — школа», «учитель — ученик — родитель». Необходимо соуправление, сотрудничество процессом воспитания и образования, основанном на взаимном доверии родителей и учителей. В этом и заключается народность народных школ, народность образования. «Положим, простой мужик груб и необразован, чтобы следить за воспитанием своего дитяти. Но… он имеет очень твердые и ясные убеждения, в груди его бьется горячее родительское сердце, которое чутко ко всякой опасности, угрожающей его дитяти. Не забудем, что если мы многому хотим учить простой народ, то есть многое, чему мы сами от него научились» [с.307]. По словам Ушинского, кто хорошо знаком с историей России, «тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу» [с. 308].
Чтобы избежать пропагандизма и обмана народа в образовании необходимо наблюдение со стороны людей, «пользующихся своими преимуществами только под охраной государственного порядка» [с. 307]. Такими людьми, по мнению Ушинского, являются представители духовенства и земства, «притом высший слой земства» [с. 307], то есть наиболее подготовленные и образованные люди. Особое внимание уделяется качеству людей, призванных охранять школу: «надежен только тот хранитель, который имеет свой собственный интерес в охранении» [с. 307]. Таким образом, мы здесь говорим о необходимости связи педагогики как науки с практикой — школой.
Идеи, изложенные великим педагогом К. Д. Ушинским еще в 19 веке, не утратили своей актуальности в 21 веке. Проводимые в России реформы образования — попытка использовать опыт собственно русской педагогической мысли и претворить его в жизнь. Но возникает противоречие. Положительный опыт проведения реформ в области образования присутствует, педагогическая научная база довольно обширная. Однако реальных положительных результатов добиться сложно.
Вновь находим ответ у великого Ушинского: «Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии» [с. 247].
В основе народного образования лежит вопрос о «гуманном воспитании». Гуманное воспитание предполагает решение проблемы: «к какому идеалу, какими средствами, какими науками развивать гуманность в детях» [с. 249]. Гуманное образование — общечеловеческое образование. Что включает в себя понятие «общечеловеческое образование» четких границ нет и сегодня. Этим объясняет К. Д. Ушинский еще в 19 веке «нерешительность, двойственность, противоречия» [с. 249] всех проводимых в образовании реформ. Причины, позволяющие понять сложности осознания идеи «народного образования» педагог Ушинский выделяет следующие:
- недостаток нашего образования.
- недостаток философского образования.
- полагание на Европу, в надежде на то, что она «уже решила этот вопрос» [с.353].
Однако воспитательные идеи, системы каждого народа «проникнуты национальностью более, чем что- либо другое, проникнуто до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву. При переносе мы переносим только мертвую форму, а не их живое содержание» [с. 353]. Таким образом, реформирование системы образования должно основываться на собственных традициях, в условиях народного менталитета с учетом исторического развития народа.
Литература:
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.2 /под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 733 с.