Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог
Авторы: Медведева Ксения Алексеевна, Нарышкина Анна Валентиновна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 26.02.2017
Статья просмотрена: 3163 раза
Библиографическое описание:
Медведева, К. А. Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог / К. А. Медведева, А. В. Нарышкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11905/ (дата обращения: 17.12.2024).
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) — великий русский педагог, демократ, передовой общественный деятель, создатель научной педагогической системы.
Родился Ушинский в городе Туле. Учился в Новгород-северской гимназии, а затем в Московском университете, который окончил в 1844 году со степенью кандидата юридических наук. В возрасте 22 лет он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в Ярославском юридическом лицее. В связи с «беспорядками среди студентов» лицея был уволен в 1849 году за прогрессивные убеждения. Вынужден был временно служить мелким чиновником в Министерстве внутренних дел.
В 1854 году получил назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где значительно улучшил постановку обучения и воспитания.
В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Он провел реформу института, ввел новый учебный план, где главными предметами сделал русский язык, литературу и естественные науки; широко применял наглядность в обучении. В это время была так же составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861 год) в двух частях для преподавания в младших классах. Она содержала много материалов по естествознанию.
Константин Дмитриевич редактировал в 1860 -1861 годах «Журнал министерства народного просвещения» поместил в нем свои статьи «Труд в его психологическом и воспитательном значении», «Проект учительской семинарии».
Ушинского обвинили в безбожье, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Был направлен в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. За границей он изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил книгу для классного чтения «Родное слово» (1864–1870 годы) и методическое руководство к ней. Подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек, как предмет воспитания (опыт педагогической антропологии)», (тома 1–2 1867–1869 годы), собрал материалы для третьего тома. Тяжело больной вернулся в Россию (1867 год) и прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте 47 лет.
Цель воспитания К. Д. Ушинский видел в формировании гармонично развитых людей, ставящих интересы общества выше личных, преданных своей Отчизне, любящих свой народ.
Воспитанию детей в период дошкольного детства Ушинский придавал особое значение, рассматривая его как одну из ступеней в общей системе воспитания. Исходя из народностей воспитания, он разрабатывает вопросы обучения родному языку, ознакомлению с природой, народными играми, сказками, пословицами и поговорками. Оценивая педагогическое значение сказок, Ушинский писал: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложиться в этот характер, в эти первые годы, — ложиться прочно, становиться второй природой человека. Но так как дитя в эти первые годы свои, находиться под исключительным влиянием матери, то и в самый характер его может проникнуть только то, что проникло уже прежде в характер матери.
Всё, что усваивается человеком в впоследствии, никогда уже не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы. Таким образом, женщина является необходимым посредствующим членом между наукой, искусством и поэзией, с одной стороны и нравами, привычками и характером народа с другой.
Деятельность же педагога, как считал Ушинский, более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, её результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и тоже, «втянуться и вести преподавание почти методически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперёд. Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и тактом. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя всё в деле воспитания».
В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. В статье «Родное слово» он писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, народа нет более!» Родной язык, как указывал Ушинский, -это не только лучший выразитель духовных сил народа, но и лучший народный наставник, учивший народ ещё тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребёнок воспринимает не одни только звуки, их сочетания, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.
Также одним из важнейших условий воспитания и обучения ребёнка Ушинский считал деятельность и активность. Он считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В статье «Труд в психологическом и воспитательном значении Константин Дмитриевич писал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходимым для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь. Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. Ушинский придавал большое значение физическому труду, читал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчёркивал большое значение сельскохозяйственного труда. Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысли о том, что «учение есть труд и труд серьёзный…» представляют большую ценность для педагогики наших дней.
Дидактические взгляды Ушинского отличались большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учёта возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения, отметив, что существует два вида внимания; активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное). Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребёнка и последовательности.
Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей занятиями.
Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение предавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком»,- писал он.
В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внёс много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Он отвёл наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приёмами методику наглядного обучения, созданную Каменским, Песталоцци и Дистервегом. Так он разработал подробные указания относительно рассказывания детям по картинкам, указывал, что используемые для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путём беседы.
Много внимания К. Д.Ушинский уделял осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Константин Дмитриевич подробно разработал методику повторений учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала).
Ушинский подробно разработал так же методику образования детей общих представлений и понятий из наглядных единых представлений, методику развития мышления одновременно с развитием речи. В промессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии под руководством учителя дети наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой дети под руководством учителя непосредственно воспринимаю предмет или явление. На второй ступни под руководством учителя отличают, различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщения и закрепления полученных знаний. К. Д. Ушинский рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания.
Об игре Ушинский сказал, что игра по тому и игра, что она самостоятельна для ребенка, а потому всякое вмешательство взрослого в игру лишают ее действительной образовывающей силы. Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — предоставлять материал для игры. В играх общественных, в которых принимают участие многие дети завязываются первые ассоциации общественных отношений.
Теорию дошкольного воспитания К. Д. Ушинский видел в том, что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. По крайне мере на эту возможность указывает физиология и психология, а воспитатель в свою очередь должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его духовными требованиями.
Ушинский подошел к разработке теории педагогики, как широко образованный мыслитель, вооруженный научными знаниями о человеке, как предмете воспитания. Он указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических моментов. Он рассматривал психическую жизнь в ее развитии.
При осмотре женских учебных заведений за границей (Швейцария, Германия, Франция) К. Д. Ушинский ознакомился с педагогической работой общественных учреждений для маленьких детей (детские сады, школы для малолетних, приюты), что и нашло свое отражение в составленном им отчете. Во время поездки по Швейцарии он вел дневниковые записи, которые были опубликованы в форме семи писем.
Прочитав третье письмо из педагогической поездки по Швейцарии, можно многое узнать о малолетней школе Фрелиха. В малолетней школе не учатся, а играют; но играя, развиваются. Выучиваются проводить прямую линию, немножко рисовать; немножко читать и писать, что весьма нелегко потому, что дети в этом возрасте (3–6 лет) вообще говорят бессвязно и неясно. Учительница разговаривает с детьми на том же наречии, для того, чтобы школьные условия максимально приблизить к домашним, а дети спокойно туда ходили, без боязни. Особенно изучают народные песни и рассказы на своем наречии, хотя и осваивают немецкий общий.
В младшем классе малолетней школы находятся дети от 3 до 5 лет включительно и остаются в классе 4 часа: 2 утром, 2 после обеда; старший класс, дети по 6 лет, занимаются 3 часа утром и 2 часа после обеда.
Занятия проходят следующие:
- Религия. Урок религии заключается в рассказах из детской жизни, имеющих какой-нибудь нравственный смысл. Рассказы эти ведутся так, что дети принимают в них самое главное участие, спрашивают, добавляют, угадывают окончание, рассказывают свои истории. Учительница рассказывает несколько происшествий из священной истории, но языком, понятным и доступным детям.
- Упражнение чувств. Здесь упражняется зрение в различении цветов, в измерениях; упражняется слух в различении звуков и тонов, упражняется осязание и обоняние. Дети находят сходство и различия в предложенных предметах.
- Рассказы по картинкам. Данный урок не доведен до совершенства за недостатком хороших картин и описания к ним для учителя. Всей возможной пользы из такой беседы не извлекается.
- Практические упражнения, приготовляющие к чтению и письму. Дети приучаются выговаривать ясно звуки, составляющие слова, разлагать слова на слоги и звуки, складывать слова из звуков. Готовясь к письму, дети учатся проводить и комбинировать линии. В швейцарских и французских школах используют методы Шера.
- Счет от одного до десяти по методе Эггера, которая употребляется и в высших классах. Над десятком проводятся все четыре действия.
- Рисование. Очень занимательно для детей. На стене висит разлинованная черная доска, каждый квадратик с вершок, такие же доски у детей. Учительница рисует на доске и подробно объясняет, что рисует, дети синхронно с ней рисуют на своих досках.
- Пение. Г.Фрелих — большой знаток в деле пения, поэтому уроки очень хорошо поставлены, дети поют с удовольствием. Когда запоют в наших школах, писал Ушинский, тогда можно будет сказать, что они пошли вперед.
- Рукоделие. Игра, приучающая детей владеть своими руками. Рукоделию отводиться большая роль в воспитании девочек, потому что в Швейцарии им занимаются много. Девочки выкладывают различные фигурки из картонных треугольников по рисунку, конструируют из деревянных кубиков, нанизывают бусы, выкалывают булавкой рисунок, все это готовит руки будущих рукодельниц.
- Гимнастика и гимнастические игры. Летом занятия проходят в саду. Зимой в особом зале. Каждый день немного в классе. Дети учатся садиться и вставать в такт, обернуться туда и сюда, поднимать и опускать руки, выйти из-за скамьи тихо и без толкотни. Если бы эти простые приемы применялись в наших школах, писал Ушинский, то помогли бы разрушить усыпляющую атмосферу, царящую в нашей школе; способствовали бы сохранению здоровья детей, свежести и готовности их учения. Дайте ребенку подвигаться, и он одарит вас десятью минутами внимания, а эти десять минут, если ими суметь воспользоваться, дают результатов больше, чем неделя полусонных занятий.
Из малолетней школы дети переходят в элементарные классы. Туда они приносят с собой привычку к классному порядку, некоторые знания и умения по письму, счету; приходят с более развитой речью, а главное — приносят уже рождающуюся любовь к учению. Детские сады хотя и появились в то время в Германии и Швейцарии, но были явлением, вызывающим противоположные мнения. Сторонники детских садов видят в них переворот в педагогике, а Фребеля считают отцом правильного воспитания. Противники же видели в детских садах учреждения мешающие ребенку гармонично развиваться подавляющее естественное развитие детской природы.
Ушинский, будучи ни сторонником, ни противником осматривал детские сады с целью самому познать эту истину.
Несомненная заслуга Фребеля состоит в том, что он впервые обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их характер, стремления и наклонности. Он взглянул на детскую жизнь, как на жизнь относительно полную и заполненную потребностями, которые должны удовлетворять взрослые. Фребель обратил особое внимание на игру детей, так как игра для ребенка то же, что и для взрослого, любая серьезная деятельность. Однако он очень увлекся и очень систематизировал игры, ведь придумать именно детскую игру-это наиболее сложная задача для взрослого человека. Идея Фребеля удалась бы лучше, если бы он систематизировал те игры, в которые дети играют уже веками. Ведь порой какая-нибудь игра, давно потерявшая всякий смысл, передается из поколения в поколение столетиями. В играх, придуманных Фребелем, много искусственного и не детского. Песенки скучны и натянуты и портят вкус ребенка, а также они сложны для понимания детьми. Однако же игры Фребеля и занятия в умелых руках воспитателя находили свои достоинства. Одна из таких талантливых наставниц была ученица Фребеля баронесса Марнгольц. Она посвятила всю свою жизнь и свое имущество идее детских садов. Осматривая сады, Ушинский сделал вывод, что какой бы ни была система, главная роль принадлежит «садовнице», которая должна обладать громадным педагогическим талантом, который встречается редко.
Детский сад — желательная, но малодоступная роскошь. Весьма желательно, по мнению Ушинского, чтобы дети от четырёх до семи лет, не ранее, сходились вместе поиграть в игры, развивающие способности, под руководством наставницы, доброй, чуткой, кроткой, которая посвятила себя детям и изучила бы всё, что нужно для того, чтобы занять детей. В таком саду дети приучились бы к общественности, в нём сгладились бы угловатости их характеров, привычки бы играть вместе, уступать друг другу; полюбили бы порядок, стройность, гармонию в звуках, фигурах, движениях, словах и поступках. Устройство таких садов возможно только в столицах, больших городах для богатых людей. Этим не ограничивается польза Фребеля. Многие из его игр и занятий, упростив немного, можно вводить в детские приюты, малолетние школы и даже младшие классы всех учебных заведений. В домашнем обучении идеи Фребеля дают матерям возможность занять своих детей с пользой для их развития. С помощью игр и занятий Фребеля, если мать умеет с ними обращаться, позволяют бороться со скукой ребёнка. Скука есть сильнейший яд для детской души. Издания различных детских игр и занятий по методе Фребеля во множестве расходились в Германии, проникая и в другие страны.
Изучая биографию и труды К. Д Ушинского, всё больше понимаешь, какой огромный вклад внёс этот великий педагог в развитие педагогики, в том числе и дошкольной. Ведь и сейчас широко применяются в работе воспитателями идеи и принципы, приёмы и методы обучения, о которых писал Константин Дмитриевич. Особенно, мы считаем, что в наше время актуальны принципы наглядности, смены деятельности во время занятия, игровая форма обучения, разнообразие материала, принцип закрепления изученного. А также неизменными на все времена останется облик воспитателя, преданного своему делу, любящего детей, посвятившего им жизнь.