Идеи народного образования в педагогическом наследии К. Д. Ушинского
Автор: Раджабова Раиса Валиевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 24.10.2017
Статья просмотрена: 2333 раза
Библиографическое описание:
Раджабова, Р. В. Идеи народного образования в педагогическом наследии К. Д. Ушинского / Р. В. Раджабова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13101/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ушинский Константин Дмитриевич (19февраля (2 марта) 1824г. — 22 декабря 1870 г. (3 января 1871г.) — представитель научно-педагогической мысли и основатель научной педагогики ХIХ века. Характеристику личности Константина Дмитриевича точно определил Лев Николаевич Модзалевский: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор» [1, с.6].
Ушинский родился в г. Туле в помещичьей семье, рос и воспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии, где до 11 лет получил домашнее образование. После он поступил в 3 класс гимназии, окончание которого в возрасте 16 лет приводит его в Московский университет.
Начальным этапом педагогической деятельности Константина Дмитриевича Ушинского является 1844 г. (до этого он подрабатывал преподаванием частных уроков, и понимал, что не готов пока к профессии учителя: «Нужно оставить приватные уроки! Но существовать на что?
Проклятая бедность!» [3, с.401]), когда после отличного окончания Московского университета на него обратил внимание Сергей Григорьевич Строганов (в то время попечитель Московского учебного округа) и пригласил на работу в Ярославский Демидовский лицей на место профессора.
Взгляды о человеке как «о свободной личности» и что «призвание общества — обеспечение условий его всестороннего развития» были ведущими идеями лекционных занятий Ушинского и приветствовались студентами. Однако администрация лицея не одобряла «распущенность» Ушинского и прослеживала его преподавательскую деятельность. Подобное отношение не принималось им, что привело к добровольному увольнению.
Ушинский не переставал размышлять о том, что составляет цель и смысл его жизни. «Осознавая свои незаурядные способности — он всегда выделялся среди соучеников — Константин Дмитриевич все отчетливее понимает свою благородную миссию — наперекор неблагоприятным обстоятельствам способствовать прогрессу своей Родины» [1, с.8]
Руководствующий принцип намеченного пути Ушинского отчетливее определяется самим Ушинским: «Приготовлять умы! Рассеивать идеи! … Вот наше назначение. … Отбросим эгоизм, будем трудиться для потомства! Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, — дела появятся сами. … Пренебрегая насмешками, вытерпевая гонения, жертвуя всем… наслаждениями семейства, почестей, славы, богатства, не убегая туда, где живут счастливее, отказавшись совершенно от самих себя — работать для потомства» [3, с.402], которому следовал до конца своей жизни.
В 1855–1859гг. К. Д. Ушинский продолжает педагогическую деятельность в качестве преподавателя словесности в Гатчинском сиротском институте, позже — инспектора классов. Заинтересованность Ушинского в архивном достоянии института привела к тому, что «Константин Дмитриевич обнаружил «полное собрание педагогических книг» одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Егора Осиповича Гугеля» [1, с.9], что повлияло на иное восприятие Ушинским «педагогического поприща» и привело его впоследствии к тому, что напишет свою первую научную статью «О пользе педагогической литературы». В 1857 году в «Журнале для воспитания» он и опубликует названную статью, вместе с этим под опубликование подпадают статьи «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании», которые также содержат основные идеологические взгляды Ушинского.
Реформаторский характер педагогической деятельности Ушинского в 1859–1862гг. проявляется и в новой должности педагога — инспектора классов Смольного института благородных девиц. В чем же оно выражалось? Константин Дмитриевич изменил систему учебно-воспитательного процесса: «некоторые из его нововведений: уменьшение срока пребывания в нем с 9 до 7 лет; уравнивание объема знаний в «благородном» и «неблагородном» отделениях; введение отпусков девиц на каникулы к родителям; введение двухлетнего педагогического класса.
Были пересмотрены учебный план и программы: введено преподавание естествознания и физики, увеличено преподавание родного языка за счет иностранных» [3, с.405]. Необходимо отметить, что увеличение преподавания предметов на «русском» языке привело к открытию в институте специального класса, в котором осуществлялась подготовка девушек для работы в качестве педагогов-воспитательниц.
Начальница — консерватор и традиционалистка, совместно со Священником института донесли до императрицы жалобу на Ушинского в невыполнении указаний начальства, в связи с чем ему предложили подать заявление об уходе из института «благородных девиц».
В последующие годы Константина Дмитриевича направили за границу, где он «болезненно переживал отставку от педагогической деятельности» [3, с.406]. Огромное влияние на жизнь Ушинского оказывала его болезнь и непереносимость ее вдали от родины: «Здоровье мое ухудшается с каждым днем все хуже и хуже, и швейцарский воздух не заменит мне недостающий деятельности» …. [3, с.406].
Он переживал за будущее своей страны и необходимость его помощи остро ощущалось на чужбине: «Что я здесь такое? Зевало без роду и без племени; заживо похороненный человек, и живу только тогда, когда забываю, где я тружусь для моей родной страны» … [3, с.406].
Поездка Ушинского за границей по Швейцарии, Франции и Германии и изучение западной школы оказывали значительное влияние на педагогические взгляды Ушинского. Именно в эти годы на свет выходят его знаменитые труды, которые положили основу народного просвещения и воспитательного воздействия на подрастающие поколения — «Родное слово» (1864 г.), «Педагогическая антропология» («Человек как предмет воспитания») (1868–69гг.)
К 1870 году, вернувшись на родину, Ушинский не переставал влиять на общество, общественное мнение через свои педагогические идеи и принципы.
Последний год К. Д. Ушинский решил уделить себе, своему здоровью, однако по пути в Крым (на лечение) с сыновьями он простыл. Ушинский скончался в Одессе 22 декабря 1870 г.
«Идея народности» является центральным звеном всей педагогической системы Ушинского, которая раскрывается им в трудах «О народности в общественном воспитании», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» и т. д. Для Константина Дмитриевича «идея народности значила объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями». Он одним из первых теоретически обосновал и практически направил построение народной школы, при этом «народность» он трактовал как «ни самозамкнутость и изолированность от чужих культур (славянофильство), ни механическое перенесение к себе чужих достижений (западничество)» [3, с.411].
Рассмотрев основные положения идеи народности в воспитании и образовании, такие как: «единой системы воспитания нет, есть у каждого народа своя национальная система» [3, с.411], «есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека», «каждый народ имеет свой идеал человека, который определяется его общественной жизнью и развивается вместе с ним», «драгоценным наследием для всех является опыт воспитания у других народов, но как нельзя устроить жизнь по образцу другого народа, так и невозможно воспитать по чужой педагогической системе.
Возможно заимствование «рациональной стороны» — отдельные педагогические идеи, например, идеи общественного воспитания либо организации школ, но в практике любого народа они перерабатываются творчески и преломляются в духе данного народа» [3, с.412], можно сделать вывод, что система воспитания Ушинского направленна в первую очередь на развитие у подрастающего поколения нравственных чувств — патриотизма, любви к истории своего народа и к изменению его будущего.
Принцип народности, согласно взглядам Ушинского, может быть реализован прежде всего при приоритете родного языка как средства воспитания и обучения: «изучением родного слова мы вводим дитя в дух народа, создание его многовековой жизни, в тот единственный живой ключ, из которой бьется всякая сила, всякая поэзия» [3, с.415], а также «идеей труда как ведущем факторе развития личности»: «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой, внушить ему неутолимую жажду труда; необходимо внушить воспитаннику уважение и любовь к труду.. дать ему привычку к труду» [2, с.243].
Таким образом, «народная школа» Ушинского нам видится как своеобразное микросоциальное явление, где внешним фактором выступает «вхождение в народную жизнь ребенком через подготовку к труде», а внутренним фактором служит «родное слово как удивительный живой педагог, который знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историями и его стремлениями, вводит его в народные верования, в народную поэзию», то есть главным образом воспитывает «идеал народа».
Огромный вкладом Константина Дмитриевича Ушинского является его научная работа «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868 год — Том I, 1869 год — Том II). К сожалению, работа осталась незавершенным капиталом из-за ранней смерти педагога.
Антропология — совокупность научных: анатомических, физиологических, патологических, психологических, исторических, логических, филологических и других — знаний, которые изучают человека, его жизнь и деятельность.
Стремление К. Д. Ушинского «в самой природе человека найти потенциал в воспитании, который является громадным» составило основу анализа человека во всестороннем развитии. Необходимо целостное понимание сущности человека, «обнимающего физическую и психологическую стороны человеческой природы» [3, с.408].
Невозможность знания всего арсенала знаний антропологии Константин Дмитриевич понимал, но «можно и должно требовать, чтобы не одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется» [3, с. 408].
Можно сделать вывод, что Ушинский любил детей, через них их будущее и поэтому возлагал на педагога- воспитателя ответственность за целенаправленные изучения природы человека, что приводило к правильному понимаю личности ребенка, его неповторимости. «Мы не говорим педагогам — поступайте так ИЛИ иначе; но говорим: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую» [3, с.408.]
Обозначив основные этапы педагогической деятельности и научно-педагогический вклад К. Д. Ушинского, следует отметить, что педагогическая мысль XIX столетия не только оказала влияние на становление русской педагогики и школы, но и в мировой практике она заняла достойное место, определив особенности воспитания и обучения как за рубежом, так и в «народе».
Литература:
- Бугославский М. В., Милованов К. Ю. «Педагогическая судьба К. Д. Ушинского» /Бугославский М. В., Милованов К.Ю // Отечественная и зарубежная педагоги-ка. — 2014. — № 1. — С. 6–18.
- Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. [Электронный ресурс: http://www.iprbookshop.ru/65722.html]: учебник / А. Н. Джуринский. — Са-ратов: Вузовское образование. — 2017. — 356 стр.
- Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. –М.: Гардарики. — 2005. — 604 стр.
- Ушинский К. Д. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антро-пологии» Том 1. / Ушинский К. Д.// [Электронный ресурс: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html]