Реализация вероисповедной политики Министерством внутренних дел по отношению к раскольникам в XIX веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 08.01.2022

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Железова, Л. Ю. Реализация вероисповедной политики Министерством внутренних дел по отношению к раскольникам в XIX веке / Л. Ю. Железова, Ю. В. Сидоркин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87688/ (дата обращения: 19.12.2024).



Государственно-религиозные отношения в России были отчасти предопределены византийскими традициями, суть их состояла в том, что государство и Церковь воспринимались как некий единый организм. Разумеется, что это отразилось на степени религиозной свободы подданных Российской империи. Религия была идеологической опорой власти, поэтому вопрос об охране религии стоял довольно остро [1, с. 18].

Раскол, произошедший в XVII веке, имел очень серьезные последствия. Он разделил не только Церковь, но самое главное общество. В связи с этим обеспечить охрану религии стало одной из первоочередных целей власти.

Между существующими воззрениями на церковный раскол выделяют два совершенно противоположных [2, с. 6]., первые видят в расколе явление чисто религиозное, другие же склоняются к тому, что данное явление носит религиозно-политический характер. Мы придерживаемся второй точки зрения, поскольку, на наш взгляд, раскол представляет собой не столько религиозное явление, сколько религиозно-политическое. Доказательством этому может послужить тот факт, что для контроля за деятельностью раскольников привлекались специально созданные органы, а также МВД. Строгие меры против раскольников вызывали среди них громкий ропот на правительство и доводили их даже до восстаний против законной власти, а это в свою очередь создавало угрозу для императора, да и всего государства. На наш взгляд, именно поэтому к решению данной проблемы привлекли МВД.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы рассмотреть, политику императоров по отношению к раскольникам и выяснить роль МВД по борьбе с проблемами, вызванными расколом.

17 столетие — это период, когда Российское государство превращается из монархии, основанной на представительстве сословий, в абсолютную монархию. Этот процесс превращения государств имел место по всей Европе. Непременным атрибутом этого превращения государства в новую государственную формацию был конфликт с Церковью. Во второй четверти 17 столетия при первых Романовых государство ставило задачи по ограничению церковной самостоятельности. Одним из первых актов было Соборное Уложение Алексея Михайловича. Именно Соборное Уложение стало поводом для конфликта патриаршей и царской власти. Для Петра I опыт конфликтных взаимоотношений отца с патриархом Никоном был очень актуален. После смерти последнего патриарха Андриана Петр I лишь в 1721 году создает новую форму взаимоотношений государства с церковью, которая выражалась в принятии Духовного регламента, согласно которому патриаршество упраздняется и учреждается коллегиальный орган по делам Церкви — Синод. Политика Петра I в отношении старообрядцев отличалась крайней нетерпимостью, историк Я. К. Грот отмечал: «Принцип свободы совести не мог быть распространён в равной степени на разногласия в лоне господствующей церкви» [3]. Долго Пётр относился снисходительно, говоря: «Если они честные, работящие люди, то пусть веруют, во что хотят: если их нельзя обратить рассудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч; а мучениками за глупость быть — ни они той чести не достойны, ни стране прибыли от того не будет» [4]. Но, с другой стороны, нельзя было допускать усиления раскола, а между тем последователи его оказались злейшими врагами преобразования, проповедовали появление в царе антихриста, толпами удалялись в леса и пустыни, уклонялись от службы и труда.

Особый интерес представляет XIX век, поскольку в этот период времени создается МВД, которое фактически берет на себя решение всех вопросов, касающихся раскольников, а также создаются специальные органы по надзору за раскольниками — Секретные комитеты.

Александр I (1801–1825) терпимо относился к староверам. В собрании постановлений по части раскола содержится следующее предписание императора: «Общее правило, принятое мною, состоит в том, чтобы, не делая насилия совести и не входя в разыскание внутреннего исповедания веры, не допускать однако же никаких внешних доказательств отступления от Церкви и строго воспрещать в сем соблазны не в виде ересей, но как нарушение общественного благочиния и порядка» [5]. Данное мнение Комитета Министров было вынесено 17 октября 1824, однако официально утверждено оно было лишь 9 января 1826 года. То есть в период правления Александра I старообрядцем было разрешено жить по своим обрядам. Гонениям раскольники не подвергались, наказывались лишь распространители раскола. Однако, несмотря на терпимость к старообрядцу, Александр I 14 марта 1825 года в Санкт-Петербурге создал первый Секретный совещательный комитет по делам раскольников. На данном этапе основная задача данного комитета заключалась в рассмотрении дел о расколе, а также в координации деятельности различных ведомств по вопросам старообрядческих общин. Он не подчинялся МВД, но тесно взаимодействовал с ним. Именно МВД предоставляло в Петербургский комитет все секретные сведения о старообрядцах, а рассмотрением занимался непосредственно Комитет. Однако уже 11 августа 1825 года все приговоры по делам раскольников передаются в ведение Министерства внутренних дел.

Николай I, в делах Русской Православной Церкви был прагматичен. Его конфессиональная политика выражалась в стремлении утвердить религиозную монолитность страны. Более того император Николай I следил за численностью раскольников, осуществлялась эта деятельность через Министерство внутренних дел. Так, по повелению императора от 26 февраля 1826 года начальники губерний должны были постоянно доставлять министерству внутренних дел к 1 января ведомости о числе старообрядцев и раскольников. Более того совершался надзор за молитвенными зданиями. Так, 17 августа 1826 года Император собственноручно повелел собрать сведения обо всех церквях и часовнях.

Самый болезненный удар по старообрядцам был нанесен 10 мая 1827 года, когда управляющий Министерством внутренних дел внес записку в Комитет министров по которой, раскольническим священникам было запрещено переезжать из одного уезда в другой. Со временем роль МВД по надзору над раскольниками все более возрастает. Так, 30 мая 1827 года циркуляром было предложено: ведомости о старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект к 1 января каждого года доставлять в Министерство Внутренних Дел, вне зависимости от того предоставлялись ли они в III отделение СЕИВК или нет.

Большое значение в организации деятельности по борьбе с расколом сыграл Секретный Совещательный Комитет по делам раскола. Цель Комитета заключалась в следующем: «дать решениям дел сего рода более взаимной одного с другим сообразности и точности чтобы при соблюдении безвредной терпимости к разномыслящим по возможности направлять их к сближению с церковью, и чтобы не давать способов распространяться вредным учениям». С момента возникновения данного органа роль МВД в борьбе с раскольниками стала второстепенной. Теперь все основные решения принимал комитет, однако уже 23 апреля 1832 года издается постановление «О принятии к постоянному руководству по Министерству Внутренних Дел Высочайшего повеления 31 января 1832 года». Указом от 8 октября 1835 года Начальникам Губерний было предписано постоянно к 1 января докладывать в Министерство Внутренних Дел информацию о числе старообрядцев и раскольников разных согласий и сект, а также о числе раскольнических церквей, часовен, монастырей и скитов, Министерство Внутренних дел, в соответствии с этим же указом, должно было предоставлять эти данные в Секретный Комитет в незамедлительном порядке. В феврале 1837 года полномочия МВД в делах по раскольникам расширяются.

Так, в соответствии с Величайшим повелением от 13 февраля 1837 года было постановлено чтобы наиболее вредные члены сект не имели права на общественные отличия, наблюдать за соблюдением данного повеления приказывалось: Министерству Внутренних Дел, Министерству Юстиций и Министерству Финансов.

В завершении хотелось бы отметить, что политика императоров по отношению к раскольникам постоянно менялась и вызвано это было не стабильностью в стране. Однако, что касается МВД, то на основании собрания постановлений МВД по части раскола можно утверждать, что именно на Министерство внутренних дел возлагались основные задачи, связанные с расколом.

Литература:

  1. Ершова, О. П. Старообрядчество и власть: научная и учебная литература. — М., 1999. — С.18.
  2. Суботин, Н. И. Раскол как орудие враждебных России партий. — М., 1867. С. Грот, Я. К. Петр Великий как просветитель России. — URL: http://www.azlib.ru/g/grot_j_k/text_0020.shtml (дата обращения: 01.03.2021)
  3. Иванов, И. М. Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность: биографии и мемуары, документальная литература. — URL: https://www.litres.ru/i-m-ivanov/petr-velikiy-ego-zhizn-i-gosudarstvennaya-deyatelnost/chitat-onlayn/ (дата обращения: 03.03.2021)
  4. Собрание постановлений по части раскола. Т.1. Постановления министерства внутренних дел. — 1863. — URL: https://www.prlib.ru/item/359216 (дата обращения: 03.03.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): дело, раскольник, Министерство, церковь, III, дело раскольников, Начальник Губерний, охрана религии, Секретный Совещательный Комитет, Соборное Уложение.


Похожие статьи

Государственная политика в отношении старообрядчества в XIX веке

Политика губернского земства по отношению к кустарным промыслам Нижегородской губернии в конце XIX в. (на основе материала работы «Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства»)

К вопросу о роли интуиции в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Исторические аспекты формирования статуса прокурора в Российской Империи

Развитие полицейских учреждений в период правления Екатерины II

Сравнительный анализ деятельности по устройству детей-сирот в России в XIX и XXI веках

Обзор политики по содействию развитию кустарной промышленности в Нижегородской губернии во второй половине XIX века

Статистическая оценка эффективности работы Следственного комитета Российской Федерации после реформирования органов следствия в 2007 году

Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Правовые основы противодействия коррупции в дореволюционной России

Похожие статьи

Государственная политика в отношении старообрядчества в XIX веке

Политика губернского земства по отношению к кустарным промыслам Нижегородской губернии в конце XIX в. (на основе материала работы «Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства»)

К вопросу о роли интуиции в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Исторические аспекты формирования статуса прокурора в Российской Империи

Развитие полицейских учреждений в период правления Екатерины II

Сравнительный анализ деятельности по устройству детей-сирот в России в XIX и XXI веках

Обзор политики по содействию развитию кустарной промышленности в Нижегородской губернии во второй половине XIX века

Статистическая оценка эффективности работы Следственного комитета Российской Федерации после реформирования органов следствия в 2007 году

Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Правовые основы противодействия коррупции в дореволюционной России

Задать вопрос