В статье на основе изучения современного российского законодательства правовое регулирование финансовой отчетности кандидата рассматривается с точки зрения порядка предоставления финансовой отчетности кандидата исходя из принципов открытости и гласности.
Ключевые слова: Конституция РФ, Федеральный закон.
The article based on the study of the modern Russian legislation legal regulation of financial reporting the candidate will be examined from the standpoint of the financial reporting of the candidate on the basis of principles of openness and transparency.
Key words: constitution, federal law
Теме правового регулирования финансовой отчетности кандидатов, как ни странно, в юридической литературе практически не уделяется должного внимания. Несмотря на то, федеральное законодательства довольно подробно регламентирует данный институт, в настоящее время отсутствуют фундаментальные работы анализа финансовой отчетности кандидатов. Поэтому можно смело говорить о том, что изучение подобной тематики является актуальной.
Правовым базисом порядка предоставления финансовой отчетности кандидатами является гл. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», именуемая «Финансирование выборов и референдума» [2, c. 2253]. Положения названной главы на федеральном уровне дополняют нормы гл. 8 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» [3, гл 2, с. 171] и гл. 9 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». [4, гл 8, c 740]
Необходимо сказать, что одним из ключевых принципов реализации финансовой деятельности в процессе выборов является открытость и гласность. В частности, кредитные организации, которые являются держателями специальных избирательных счетов, по требованиям избирательных комиссий, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков обязаны предоставлять им периодически сведения о поступлении и расходовании средств конкретных избирательных фондов. Кредитные организации (как правило, ими являются филиалы Сбербанка РФ) также по требованию соответствующих комиссий, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков периодически в трехдневный срок (а за три дня до голосования — немедленно) обязаны представить им заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование денежных средств соответствующих избирательных фондов. Стоит также сказать, что информация о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов для опубликования периодически направляются соответствующими избирательными комиссиями в средства массовой информации. В соответствии п. п. 7, 8 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав государственные и муниципальные периодические печатные издания обязаны опубликовать подобную информацию в течение трех дней со дня получения. Таким образом, любой избиратель может ознакомиться с процессом финансирования избирательной кампании того или иного кандидата.
Однако ключевое место в правовом регулировании финансовой отчетности кандидатов занимает нормы ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.
П. 9 ст. 59 названного закона закреплена норма, обязывающая кандидатов представлять в соответствующие избирательные комиссии итоговые финансовые отчеты о размерах собственных избирательных фондов, обо всех источниках их формирования, а также обо всех расходах, которые производились за счет средств своих избирательных фондов не позднее чем через тридцать дней со дня официального опубликования результатов выборов.
В соответствии с положениями этой же статьи кандидаты вместе с представлением документов для регистрации представляют первые финансовые отчеты. Представление подобных первых финансовых отчетов отражено также в подп. 1 п. 2 ст. 62 Закона о выборах Президента РФ, п. 1 ч. 2 ст. 68 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.
Стоит заметить, что в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. № 784-О-О отмечено, что п. 9 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав не содержит неопределенности относительно того, может ли в законе быть предусмотрено, что представление первого финансового отчета является одним из условий, необходимых для регистрации. [6, п, 9 c. 59]
В п. 9.1 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав закреплено, что копии финансовых отчетов должны быть переданы комиссиями в редакции СМИ для опубликования не позднее чем через пять дней со дня их получения. Согласно с названным пунктом ст. 59, исходя из уровня выборов, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ может устанавливаться обязанность государственных и муниципальных периодических печатных изданий в обязательном порядке публиковать финансовые отчеты, переданные им избирательными комиссиями, а также срок подобного опубликования. Необходимо сказать, что указанная обязанность нашла свое отражение в нормах ч. 6 ст. 68 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, п. 5 ст. 62 Закона о выборах Президента РФ.
К сожалению, судебная практика показывает, что при подаче финансового отчета зачастую у кандидатов возникают проблемы.Впроцессе избирательных кампаний довольно распространенными становятся финансовые правонарушения [1].Как правило, проблемы связаны с несвоевременным оформлением всех первичных финансовых документов, в следствие чего кандидаты не могут представить в установленные сроки финансовые отчеты в комиссию [2, c. 2] Например, весьма часто в процессе заключения договора (в частности, на изготовление агитационных печатных материалов) кандидаты либо его уполномоченные представители по вопросам финансов после оплаты договора из избирательного фонда и получения изготовленных агитационных материалов не считают необходимым своевременно получить акт сдачи-приемки и накладные (которые должны быть обязательно приложены к финансовому отчету), если изготовитель сам не настаивал на их передаче. Зачастую подобные ситуации возникают не из-за злого умысла кандидатов, а по причине их занятости предвыборной гонкой, когда они не хотят лишний раз отвлекаться на сбор всех финансовых документов из-за нехватки времени. Кроме того, проблемы с предоставлением финансовой отчетности могут возникнуть из-за того, что оформлением различных договоров занимаются несколько работников избирательного штаба одновременно, и их действия могу не всегда согласовываться. Исходя из этих обстоятельств, для преодоления проблем по сбору необходимых документов, как представляется, кандидатам и их представителям следует с самого начала финансирования избирательной кампании вести тщательный учет всех договоров, которые заключаются и оплачиваются из средств избирательных фондов, а также различных прилучающихся к ним иных первичных финансовых документов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные положения, регулирующие вопросы как финансовой отчетности кандидатов в частности, так финансирования выборов в целом, обладают относительным нормативным обособлением. И представляется, что в будущем финансирование выборов, частью которых является порядок предоставления финансовых отчетов кандидатом, должно получить на федеральном уровне регулирование путем отдельного акта.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017 № 11-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.10.2016 № 474-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 24, ст. 2253.
- О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015 № 231-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 2, ст. 171.
- О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 28.10.2016 № 474-ФЗ) // СЗ РФ. 2014. № 8, ст. 740.
- Фоков А. П. Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российский судья. 2011. № 7.
- Определение Конституционного Суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волкова Андрея Григорьевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» от 01.06.2010 № 784-О-О // СПС «Консультант Плюс», 2016.