В статье автор описывает процесс эволюции аудиторской деятельности на территории Российской Федерации, а также предлагает пути усовершенствования нормативно-правовой базы по данному вопросу в условиях настоящего времени.
Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, правовое регулирование аудиторской деятельности.
В ходе развития рыночной экономики стран появлялось все больше профессий, которые ранее были подвержены жесткому отрицанию внутри самих государств. Например, к таким профессиям можно отнести адвокатов, аудиторов финансовой отчетности и прочих. В данной статье автор рассмотрит эволюцию формирования профессии вторых в ретроспективе в РФ, а также опыт иных государств. Как бы то ни было, данная закономерность носит справедливый характер, ибо во времена плановой экономики предмет регулирования просто отсутствовал. Конечно, это связано с тем, что основным и единственным регулятором являлось государство.
Если подробнее рассмотреть историю возникновения финансового аудита и вообще осуществления аудиторской деятельности в отношении финансовой отчетности (далее по тексту — аудиторская деятельность и аудит), то стоит сказать, что те правовые основы, которые регулируют аудиторскую деятельность на данный момент на территории РФ, в большинстве своем, носят видоизмененную практику таких государств как США и Великобритания. Согласно различным источникам, в Англии первый закон об обязательном аудите был принят уже в 1862 году, однако, данные расходятся вплоть до 1879 года. Гораздо позднее в США был принят аналогичный закон — в 1937 году.
Интересным фактом является, что в XIV-XVI вв. в странах Европы «аудитором» являлся человек, в чьи обязанности входило выслушивание и запоминание отчетов должностных лиц, так как искусством письма данные люди не обладали.
В Российской империи был впервые сформулирован термин «аудитор» Петром I. Однако оно не имело ничего общего со смыслом, заложенным в данный термин в европейских государствах, и косвенно имело схожесть со современным значением данного понятия. Петр I вложил в термин «аудитор» определение военных следователей, расследовавших сугубо имущественные споры в армии [4, c. 29]. Однако уже во второй половине XIX века употребление термина «аудитор» в таком значении было прекращено.
С течением времени было сформировано единое понимание профессии аудитор ввиду широкого распространения законов об аудиторской деятельности по миру. В России, после распада СССР и перехода от административно-командного типа управления экономикой к типу смешанному, с признаками рыночной экономики, были преобразованы многие коммерческие сектора ввиду своего фактического широкого зарождения.
Аудиторская деятельность не стала исключением. Итак, яркими катализаторами интеграции аудита в коммерческий сектор явились следующие экономические преобразования:
1) изменение типа хозяйственного устройства государственного управления;
2) исходя из первого пункта, появление заинтересованности государства и меценатов в осуществлении независимых финансовых проверок бизнеса;
3) привлечение международного капитала, как источника финансирования компаний, осуществляющих свою деятельность на территории России;
4) разделение права собственности от фактических прав управления организацией.
Несмотря на то, что в России впервые появление аудиторских организаций зафиксировано во второй половине восьмидесятых годов, само правовое регулирование аудиторской деятельности получило свое начало в 1993 году. «Временные правила аудиторской деятельности в РФ» [3], утвержденные Борисом Ельциным в Указе Президента РФ, регулировали деятельность аудиторов до 2001 года, то есть до момента обновления правовых актов России и появления Федерального закона (далее по тексту — ФЗ) № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [1]. Публикация данного закона была прорывом в регулировании аудиторской деятельности. Однако, № 119-ФЗ требовал доработок и устранения неточностей. Так, в 2008 году вышел поныне действующий Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ [2] (далее по тексту — Закон об аудиторской деятельности»).
Если проводить сравнения данных законов, то первое что подлежит анализу — общее количество и содержание статей [5, c.13–14]. Это напрямую связано с доработкой правовой системы в отношении регулирования данной деятельности и изменением в подходе к осуществлению самой аудиторской деятельности, а также расширением перечня предоставляемых услуг аудиторскими компаниями. Более того, серьезным изменением стало расширение требований к контролю за деятельностью аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов, входящих в состав саморегулируемых организаций аудиторов (далее по тексту — СРО). Что важно, ранее СРО не создавались.
При анализе данных двух Законов об аудиторской деятельности автор отмечает, что основные статьи № 119-ФЗ включены в состав закона № 307-ФЗ. Однако так как было отменено лицензирование аудиторской деятельности, то и статья, регулирующая ранее лицензирование, была исключена. Поныне действующий Закон об аудиторской деятельности разрешил много неточностей в отношении понятий «аудит», «аудиторская деятельность», «предмет аудита» и прочие.
Автор заключает, что институт аудита в условиях постоянно растущего темпа рыночных отношений является неотъемлемым звеном экономики и финансового сектора. Веха становления аудита в России была нелегка. Она представляла собой преобразования и собирательства практик стран Европы и США.
Развитие нормативно-правовой базы аудиторской деятельности направлено на исключение подмены понятий и двойственных трактовок в сфере, обладающей такой узкой направленностью и специфичностью. Проследив эволюцию развития в ретроспективе, можно с уверенностью сказать, что эффективность проработки нормативно-правовой базы в отношении аудиторской деятельности в РФ по состоянию на 2020 год высока. Однако всегда стоит оценивать актуальность разработанной нормативной базы и в случае необходимости ее преобразования — дорабатывать.
Следующим толчком к изданию новых нормативно-правовых в отношении аудиторской деятельности может стать пандемия коронавируса 2020 года. Идеей доработки нормативно-правовых актов РФ или регионов может стать государственное субсидирование оплаты договора на оказание аудиторских услуг при соблюдении следующих критериев: 1. по критериям организация попадает в перечень компаний, подлежащих обязательному аудиту; 2. компания будет признана экономически несостоятельной.
Литература:
- Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3422.
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019, с изм. от 01.04.2020) «Об аудиторской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, № 1, ст. 15.
- Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 (ред. от 26.11.2001) «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации») // «Российская газета», № 239, 29.12.1993.
- Баранов П. П., Шапошников А. А. Аудиторы и фискалы эпохи Петра Великого: зарождение Российских институтов финансового контроля — Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016. № 26. С. 28–40.
- Богатыревич Р. И. Сравнительный анализ законов об аудиторской деятельности в российской федерации — Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Апробация» (Махачкала), 2018, С.13–15.
- Ершова И. В., Ершов А. А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации — М.: Юриспруденция, 2011. С. 169–170.