В данной статье рассматривается нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ. Исследуется понятие аудиторской деятельности. Проводится анализ моделей регулирования аудиторской деятельности и мер, применяемых в отношении нарушителей законодательства о СРО.
Ключевые слова: аудитор, аудиторская деятельность, СРО аудиторов.
Основным нормативным-правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — ФЗ № 307), который сменил Федеральный закон от 7.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [1]. В соответствии со ст. 1 названного акта под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Исходя из ч. 6 ст. 1 ФЗ № 307, а именно наличия фразы «иной предпринимательской деятельности», делаем вывод, что аудиторская деятельность является предпринимательской.
В мировой практике сложились две основных модели регулирования аудиторской деятельности: государственная и общественно-государственная [2]. Первая модель характеризуется тем, что она ориентирована на интересы банков и государственных организаций, контроль над аудиторской деятельностью осуществляется централизованными органами управления; практикуется в некоторых странах Европы. Для реализации второй модели (применяется, в частности, в США, Канаде) характерно создание профессиональных сообществ, которые сосредотачивают деятельность аудиторов, в том числе проводят их аттестацию, устанавливают стандарты и правила. И так как полное саморегулирование на практике оказалось несовершенным в связи с недобросовестностью некоторых аудиторских организаций, то на современном этапе такие профессиональные субъекты действуют под контролем государства.
Систему правового регулирования деятельности аудиторов в соответствии со ст. 2 ФЗ № 307 составляют данный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
Среди названных источников регулирования не перечислены международные стандарты аудита, вероятно, законодатель подразумевал их в числе подзаконных актов, поскольку они вводятся в действие приказом Министерства финансов РФ. Но в ст. 7 ФЗ № 307 указано, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, существенный признак — их обязательность.
ФЗ № 307 действует в редакции от 11.06.2021 г. и целью изменений, внесенных в Закон, является дальнейшее реформирование аудиторской деятельности в соответствии с международными стандартами аудита.
Международные стандарты аудита разработаны Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), а именно Советом по международным стандартам аудита и контролю качества. На территории Российской Федерации в соответствии с Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н действует 48 таких стандартов [3, с. 8].
Важную роль играют и подзаконные акты, издаваемые, в частности, Министерством финансов РФ. Например, Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 1592 «Об Основных направлениях развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года», который ставит дальнейшей целью развития аудиторской деятельности — формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг [4].
С принятием ФЗ № 307 лицензирование заменено обязательным членством аудиторских организаций и аудиторов в саморегулируемых организациях. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов (далее — СРО аудиторов) также являются существенным источником регулирования. Их также называют локальными стандартами аудита. Данные стандарты определяют дополнительные требования к аудиторским процедурам, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Однако они не могут противоречить международным стандартам, не должны создавать препятствия осуществлению аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, которые являются членами указанной СРО аудиторов. Например, на сайте СРО «Ассоциация «Содружество» в разделе «Реестры дисциплинарных мер» опубликована информация о мерах дисциплинарного воздействия к аудиторским организациям и отдельно — к членам СРО. Так, в 2021 году за нарушение стандартов аудиторской деятельность ООО «Эльф» было вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения стандартов аудиторской деятельности [5].
Здесь же обратим внимание на модель регулирования аудиторской деятельности, как следует из вышенаписанного, для Российской Федерации характерна общественно-государственная модель, что обусловлено переходом от лицензирования к саморегулированию. Чистое саморегулирование исключено, так как СРО подконтрольны Минфину России, который осуществляет в отношении них документарные и выездные плановые, а также документарные и выездные внеплановые проверки.
В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вступит в силу с 1 января 2022 года, в состав органов регулирования аудиторской деятельности будет включен Банк России [6]. Полномочия Банка России в данной сфере будут следующими: принятие нормативных актов в сфере аудиторской деятельности на финансовом рынке, согласование документов саморегулируемой организации аудиторов в случаях, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Также Банку России предоставлена возможность запрашивать у СРО аудиторов копии решений ее органов управления и специализированных органов, а также иные необходимые документы и информацию.
Кроме того, в названном, пока не вступившем в законную силу, Федеральном законе указано, что такой орган как Совет по аудиторской деятельности, будет упразднен и его полномочия по большей части перейдут к СРО аудиторов.
К внутренним нормативным правовым актам следует относить и Кодекс профессиональной этики аудиторов, который представляет собой свод обязательных правил поведения для исполнителей аудиторских услуг [7]. Кодекс одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012 г.Он приобретает силу с момента его принятия СРО аудиторов.
По мнению многих, аудиторы находятся в рамках «двойных» стандартов, поскольку соблюдают как международные стандарты, так и стандарты организации, членом которой являются. Причем единообразия в содержании стандартов СРО не имеется. Это в конечном итоге может привести к тому, что аудитор в период своей деятельности будет привязан лишь к одной организации. Так, по мнению А. Э. Захаровой, при установлении требований и особенностей правового статуса для СРО в отдельных сферах иногда возникают расхождения с нормами ФЗ № 307 относительно конкретизации требований и расширения перечня прав, обязанностей, ограничений и функций. Законодателям следует учитывать теоретические основы саморегулирования при создании нормативной базы, которая регламентирует основы деятельности саморегулируемых организаций, передаче им отдельных полномочий исполнительных органов власти [8, с. 123].
Таким образом, система правового регулирования деятельности аудиторов на данном этапе является четырехступенчатой. Однако правовое регулирование не должно приводить к тому, чтобы возникала необходимость принятия огромного массива актов. Большое количество нормативных правовых актов может затруднить деятельность аудиторов, поскольку они не смогут сосредоточиться на выполнении своей работы, а будут вынуждены постоянно изучать меняющееся законодательство и стандарты. На данном этапе регулирование является достаточно эффективным.
Литература:
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 5 января 2009 г. № 1. ст. 15.
- Мирошниченко Т. А. Правовое регулирование аудиторской деятельности: учебное пособие для магистратуры / Т. А. Мирошниченко; под ред. Е. Ю. Грачевой, Л. Л. Арзумановой. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 128 с.
- Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2019 № 53639) // «Официальный интернет-портал правовой информации». URL: www.pravo.gov.ru(дата обращения: 14.11.2021).
- Приказ Минфина России от от 29.11.2019 № 1592 «Об Основных направлениях развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 14.11.2021).
- Официальный сайт СРО «Ассоциация «Содружество». URL: https://auditor-sro.org/ (дата обращения: 14.11.2021).
- Федеральный закон от 02.07.2021 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // «Официальный интернет-портал правовой информации». URL: www.pravo.gov.ru(дата обращения: 14.11.2021).
- Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол № 4) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.09.2021).
- Захарова А. Э. Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций кредитных кооперативов в Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2020. № 2. С. 119–123.