Правовые аспекты регулирования аудиторской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.11.2021

Статья просмотрена: 2236 раз

Библиографическое описание:

Чулюкова, Н. А. Правовые аспекты регулирования аудиторской деятельности / Н. А. Чулюкова, В. В. Вертий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85599/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ. Исследуется понятие аудиторской деятельности. Проводится анализ моделей регулирования аудиторской деятельности и мер, применяемых в отношении нарушителей законодательства о СРО.

Ключевые слова: аудитор, аудиторская деятельность, СРО аудиторов.

Основным нормативным-правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — ФЗ № 307), который сменил Федеральный закон от 7.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [1]. В соответствии со ст. 1 названного акта под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Исходя из ч. 6 ст. 1 ФЗ № 307, а именно наличия фразы «иной предпринимательской деятельности», делаем вывод, что аудиторская деятельность является предпринимательской.

В мировой практике сложились две основных модели регулирования аудиторской деятельности: государственная и общественно-государственная [2]. Первая модель характеризуется тем, что она ориентирована на интересы банков и государственных организаций, контроль над аудиторской деятельностью осуществляется централизованными органами управления; практикуется в некоторых странах Европы. Для реализации второй модели (применяется, в частности, в США, Канаде) характерно создание профессиональных сообществ, которые сосредотачивают деятельность аудиторов, в том числе проводят их аттестацию, устанавливают стандарты и правила. И так как полное саморегулирование на практике оказалось несовершенным в связи с недобросовестностью некоторых аудиторских организаций, то на современном этапе такие профессиональные субъекты действуют под контролем государства.

Систему правового регулирования деятельности аудиторов в соответствии со ст. 2 ФЗ № 307 составляют данный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Среди названных источников регулирования не перечислены международные стандарты аудита, вероятно, законодатель подразумевал их в числе подзаконных актов, поскольку они вводятся в действие приказом Министерства финансов РФ. Но в ст. 7 ФЗ № 307 указано, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, существенный признак — их обязательность.

ФЗ № 307 действует в редакции от 11.06.2021 г. и целью изменений, внесенных в Закон, является дальнейшее реформирование аудиторской деятельности в соответствии с международными стандартами аудита.

Международные стандарты аудита разработаны Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), а именно Советом по международным стандартам аудита и контролю качества. На территории Российской Федерации в соответствии с Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н действует 48 таких стандартов [3, с. 8].

Важную роль играют и подзаконные акты, издаваемые, в частности, Министерством финансов РФ. Например, Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 1592 «Об Основных направлениях развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года», который ставит дальнейшей целью развития аудиторской деятельности — формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг [4].

С принятием ФЗ № 307 лицензирование заменено обязательным членством аудиторских организаций и аудиторов в саморегулируемых организациях. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов (далее — СРО аудиторов) также являются существенным источником регулирования. Их также называют локальными стандартами аудита. Данные стандарты определяют дополнительные требования к аудиторским процедурам, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Однако они не могут противоречить международным стандартам, не должны создавать препятствия осуществлению аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, которые являются членами указанной СРО аудиторов. Например, на сайте СРО «Ассоциация «Содружество» в разделе «Реестры дисциплинарных мер» опубликована информация о мерах дисциплинарного воздействия к аудиторским организациям и отдельно — к членам СРО. Так, в 2021 году за нарушение стандартов аудиторской деятельность ООО «Эльф» было вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения стандартов аудиторской деятельности [5].

Здесь же обратим внимание на модель регулирования аудиторской деятельности, как следует из вышенаписанного, для Российской Федерации характерна общественно-государственная модель, что обусловлено переходом от лицензирования к саморегулированию. Чистое саморегулирование исключено, так как СРО подконтрольны Минфину России, который осуществляет в отношении них документарные и выездные плановые, а также документарные и выездные внеплановые проверки.

В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вступит в силу с 1 января 2022 года, в состав органов регулирования аудиторской деятельности будет включен Банк России [6]. Полномочия Банка России в данной сфере будут следующими: принятие нормативных актов в сфере аудиторской деятельности на финансовом рынке, согласование документов саморегулируемой организации аудиторов в случаях, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Также Банку России предоставлена возможность запрашивать у СРО аудиторов копии решений ее органов управления и специализированных органов, а также иные необходимые документы и информацию.

Кроме того, в названном, пока не вступившем в законную силу, Федеральном законе указано, что такой орган как Совет по аудиторской деятельности, будет упразднен и его полномочия по большей части перейдут к СРО аудиторов.

К внутренним нормативным правовым актам следует относить и Кодекс профессиональной этики аудиторов, который представляет собой свод обязательных правил поведения для исполнителей аудиторских услуг [7]. Кодекс одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012 г.Он приобретает силу с момента его принятия СРО аудиторов.

По мнению многих, аудиторы находятся в рамках «двойных» стандартов, поскольку соблюдают как международные стандарты, так и стандарты организации, членом которой являются. Причем единообразия в содержании стандартов СРО не имеется. Это в конечном итоге может привести к тому, что аудитор в период своей деятельности будет привязан лишь к одной организации. Так, по мнению А. Э. Захаровой, при установлении требований и особенностей правового статуса для СРО в отдельных сферах иногда возникают расхождения с нормами ФЗ № 307 относительно конкретизации требований и расширения перечня прав, обязанностей, ограничений и функций. Законодателям следует учитывать теоретические основы саморегулирования при создании нормативной базы, которая регламентирует основы деятельности саморегулируемых организаций, передаче им отдельных полномочий исполнительных органов власти [8, с. 123].

Таким образом, система правового регулирования деятельности аудиторов на данном этапе является четырехступенчатой. Однако правовое регулирование не должно приводить к тому, чтобы возникала необходимость принятия огромного массива актов. Большое количество нормативных правовых актов может затруднить деятельность аудиторов, поскольку они не смогут сосредоточиться на выполнении своей работы, а будут вынуждены постоянно изучать меняющееся законодательство и стандарты. На данном этапе регулирование является достаточно эффективным.

Литература:

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 5 января 2009 г. № 1. ст. 15.
  2. Мирошниченко Т. А. Правовое регулирование аудиторской деятельности: учебное пособие для магистратуры / Т. А. Мирошниченко; под ред. Е. Ю. Грачевой, Л. Л. Арзумановой. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 128 с.
  3. Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2019 № 53639) // «Официальный интернет-портал правовой информации». URL: www.pravo.gov.ru(дата обращения: 14.11.2021).
  4. Приказ Минфина России от от 29.11.2019 № 1592 «Об Основных направлениях развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 14.11.2021).
  5. Официальный сайт СРО «Ассоциация «Содружество». URL: https://auditor-sro.org/ (дата обращения: 14.11.2021).
  6. Федеральный закон от 02.07.2021 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // «Официальный интернет-портал правовой информации». URL: www.pravo.gov.ru(дата обращения: 14.11.2021).
  7. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол № 4) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.09.2021).
  8. Захарова А. Э. Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций кредитных кооперативов в Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2020. № 2. С. 119–123.
Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, международный стандарт аудита, Российская Федерация, акт, СРО аудиторов, стандарт, IFAC, Банк России, правовое регулирование деятельности аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов.


Ключевые слова

аудиторская деятельность, аудитор, СРО аудиторов

Похожие статьи

Аудиторская проверка как независимый контроль в частной организации: преимущества и проблемы

В данной статье проанализированы основные положения законодательства, регулирующего деятельность аудиторский организаций, осуществляющих аудиторскую проверку в частных компаниях, а также были выявлены положительные и отрицательные факторы данной пров...

Анализ аудиторской деятельности в зарубежных странах

В статье проанализированы особенности аудиторской деятельности в зарубежных странах. Рассмотрены категории аудиторских фирм за рубежом, а также виды аудита в иностранной практике. Приведены основные задачи аудиторской деятельности.

Проблемы внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в Российской Федерации

В данной статье автор на основе анализа сложившейся институциональной системы внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в Российской Федерации определяет современные проблемы его осуществления, предлагая возможные пути их решения.

Роль и развитие аудиторского контроля в современных условиях

В данной статье рассматривается роль аудиторского контроля в современных условиях и выявляются основные тенденции развития аудиторского контроля в России.

Ретроспективный взгляд на формирование базы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности

В статье автор описывает процесс эволюции аудиторской деятельности на территории Российской Федерации, а также предлагает пути усовершенствования нормативно-правовой базы по данному вопросу в условиях настоящего времени.

Проблемы внедрения и применения международных стандартов в области аудита в России

В данной статье проводится анализ значимости применения и внедрения международных стандартов в области аудита на территории Российской Федерации, а также проводится оценка основных аспектов текущего состояния аудиторской деятельности в России.

Современные тенденции развития аудиторских услуг в России

В данной статье анализируется рынок аудиторских услуг в Российской Федерации. Проанализирована динамика количества и доходов аудиторских организаций. Представлены и проанализированы статистические данные о доходах и объемах оказанных аудиторских услу...

Обеспечение публичных и частных интересов при законодательном регулировании аудиторской тайны

Особенности саморегулирования оценочной деятельности

В статье авторы рассматривают особенности деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, требования, предъявляемые к их членству, а также специфику ответственности.

Современные тенденции развития рынка аудиторских услуг в России

Целью данной статьи является изучение состояния рынка аудиторских услуг в России, приведен анализ основных статистических данных об рынке аудиторских услуг, а также раскрыто влияние новых информационных технологий на аудиторскую деятельность.

Похожие статьи

Аудиторская проверка как независимый контроль в частной организации: преимущества и проблемы

В данной статье проанализированы основные положения законодательства, регулирующего деятельность аудиторский организаций, осуществляющих аудиторскую проверку в частных компаниях, а также были выявлены положительные и отрицательные факторы данной пров...

Анализ аудиторской деятельности в зарубежных странах

В статье проанализированы особенности аудиторской деятельности в зарубежных странах. Рассмотрены категории аудиторских фирм за рубежом, а также виды аудита в иностранной практике. Приведены основные задачи аудиторской деятельности.

Проблемы внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в Российской Федерации

В данной статье автор на основе анализа сложившейся институциональной системы внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в Российской Федерации определяет современные проблемы его осуществления, предлагая возможные пути их решения.

Роль и развитие аудиторского контроля в современных условиях

В данной статье рассматривается роль аудиторского контроля в современных условиях и выявляются основные тенденции развития аудиторского контроля в России.

Ретроспективный взгляд на формирование базы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности

В статье автор описывает процесс эволюции аудиторской деятельности на территории Российской Федерации, а также предлагает пути усовершенствования нормативно-правовой базы по данному вопросу в условиях настоящего времени.

Проблемы внедрения и применения международных стандартов в области аудита в России

В данной статье проводится анализ значимости применения и внедрения международных стандартов в области аудита на территории Российской Федерации, а также проводится оценка основных аспектов текущего состояния аудиторской деятельности в России.

Современные тенденции развития аудиторских услуг в России

В данной статье анализируется рынок аудиторских услуг в Российской Федерации. Проанализирована динамика количества и доходов аудиторских организаций. Представлены и проанализированы статистические данные о доходах и объемах оказанных аудиторских услу...

Обеспечение публичных и частных интересов при законодательном регулировании аудиторской тайны

Особенности саморегулирования оценочной деятельности

В статье авторы рассматривают особенности деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, требования, предъявляемые к их членству, а также специфику ответственности.

Современные тенденции развития рынка аудиторских услуг в России

Целью данной статьи является изучение состояния рынка аудиторских услуг в России, приведен анализ основных статистических данных об рынке аудиторских услуг, а также раскрыто влияние новых информационных технологий на аудиторскую деятельность.

Задать вопрос