Нормативное регулирование банковского аудита | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 657 раз

Библиографическое описание:

Котенева, А. В. Нормативное регулирование банковского аудита / А. В. Котенева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66775/ (дата обращения: 17.12.2024).



Нормативное регулирование аудита банковской системы осуществлялось Центральным Банком России. Были изданы документы, регламентирующие полноту деятельности банковских аудиторов.

На сегодняшний день в связи с принятием Федерального закона от 07.08.2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», и постановления Правительства РФ от 06.02.2002 года № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» функцию федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Министерство Финансов России [1].

При проведении аудиторских проверок применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» и стандарты, одобренные Комиссией при Президенте РФ. Поэтому осуществление регулирования аудиторской деятельности в банковской системе не отменяет изданных ранее нормативных документов [6].

Стандарт № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита «Порядок становления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год является аналогом утвержденный федеральный стандарт аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

При составлении аудиторской отчетности следует применять федеральные правила. В п. 4.12. положения № 10-П Банку России по его требованию представляется детализированный отчет о результатах аудиторской проверки. Этот раздел ставит Центробанк в привилегированное положение, т. к. позволяет затребовать заключение с более подробной и конфиденциальной информацией, которая содержится в аналитической части аудиторского заключения и детализированном отчете.

Банки и НКО обязаны предоставлять Банку России аналитическую часть заключения, а детализированный отчет по федеральному стандарту аудиторской деятельности № 6 не предусматривает детализированной части в аналитическом заключении. По результатом аудиторско проверки банк представляет в ЦБ РФ только аудиторское заключение, без каких–либо дополнений.

По статье 8 Федерального Закона № 119-ФЗ обязывает аудиторские фирмы хранить тайну об операциях аудируемых лиц. Сведения могут быть только предоставляться по решению суда в случаях предусмотренными законодательными актами РФ. В пункте 14 федерального стандарта аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» указывается, что документы являются собственностью аудитора.

Основные нормативные документы, которые регулируют аудиторскую деятельность в банковском аудите являются:

– Федеральный Закон от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,

– Федеральный Закон от 08.0.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,

– Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»,

– Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.,

– Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.94 № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации” (действует с большими ограничениями),

– Положение Банка России от 23.12.97 № 10-П «О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год” (действует с большими ограничениями),

– Правило (Стандарт) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита «Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год” (Одобрено Экспертным комитетом при ЦБР по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., Протокол N 4) (действует с большими ограничениями),

– Правила (Стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (действует с ограничениями).

– Международные стандарты аудита, когда они не противоречат другим Правилам, утвержденным в Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации 7 августа 2001 г. подписан Федеральный закон N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

До принятия данных законов и стандартов около семи с половиной лет аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществлялась в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ № 2263. В пункте 2 Временного правила аудиторской деятельности было указано, что правила начинают вступать в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, который регулирует аудиторскую деятельность. Исходя из этого, можно сказать о том, что с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап развития аудита.

Своевременность усовершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации указывало на то, что Временные правила, уже не справлялись в полной мере в сложившихся условиях на рынке аудиторских услуг и отставали по многим критериям.

После принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторский сектор получил эффективную правовую базу и достоверная реализация Закона должна в дальнейшем развивать и укреплять аудит в России.

Во-первых следует сразу принять во внимание то, что правила аудиторской деятельности разработаны с учетом международных стандартов аудита. Официально утвержденный перевод МСА это и есть новые правила аудиторской деятельности. Многие инструкции приобрели правильную форму и интерпретацию и потеряли многозначность старых российских правил (стандартов). Сложно сказать, что это хорошо или плохо. Российский аудит всегда базировался на тех же принципах, что и международный, а все остальное уточнялось в комментариях.

Правила (стандарты), которые были приняты Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.:

правило (стандарт) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

правило (стандарт) N 2 «Документирование аудита»;

правило (стандарт) N 3 «Планирование аудита»;

правило (стандарт) N 4 «Существенность в аудите»;

правило (стандарт) N 5 «Аудиторские доказательства»;

правило (стандарт) N 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Правила, которые раскрывают цели и принципы аудита, посвящены теории, и почти не содержат практические аспекты. Когда появилось правило N 1 в числе первых вновь принятых правил как документа, которое содержит основополагающие принципы аудиторской деятельности, это придало логическое продолжение принятых стандартов. Другую роль играет правило «Существенность в аудите», которое по сути является инструментом, которое способно изменить весь ход проверки, а также скорректировать мнение аудитора.

На уровне государства аудиторская деятельность и ее регулирование возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день этот орган — Министерство финансов Российской Федерации. Основными функциями Министерства финансов РФ уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности является:

– разработка и передача на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

– наблюдение в установленном порядке аттестацию, обучение и повышение квалификации аудиторов в Российской Федерации и лицензирование аудиторской деятельности;

– организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями лицензионных требований и условий;

– надзор над соблюдением аудиторскими организациями федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

– разработка и определение порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций;

– обслуживание государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

– аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 06.02.2002 № 80.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29.03.2002 № 190.
  4. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.06.2002 № 47н.
  5. Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2002 № 93н.
  6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 (с дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 405).
Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, Российская Федерация, правило, Аудиторское заключение, стандарт, Постановление Правительства, банковский аудит, государственное регулирование, кредитная организация, уполномоченный федеральный орган.


Задать вопрос