Совершенствование системы стандартов аудиторской деятельности и введение международных стандартов в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 11.02.2015

Статья просмотрена: 1766 раз

Библиографическое описание:

Агабекян, С. Г. Совершенствование системы стандартов аудиторской деятельности и введение международных стандартов в РФ / С. Г. Агабекян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 327-329. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15643/ (дата обращения: 19.12.2024).

Национальные и международные процессы развития экономики, ее глобализация требуют от аудиторов и пользователей аудиторских услуг единого понимания основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, формирования аудиторского мнения. Единые для всех аудиторов требования и обязательные процедуры содержатся в Международных стандартах аудита.

Радикальный путь перехода на МСА с отменой российских стандартов произошел в соответствии с изменениями в ст.7 п.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г. в редакции от 01.12.2014г. [1]. Указывается, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, саморегулируемых организаций, аудиторов и их работников. Планируется перевести МСА на русский язык, а затем признать переведенные стандарты в порядке, установленном Правительством РФ. Переход непосредственно на МСА может упростить ситуацию, т. к. сближает сроки выхода новых (более совершенных) МСА и сроки подготовки официального перевода МСА на русский язык, на основе которого и будут работать российские аудиторы.

Следует отметить, что национальные стандарты аудита в РФ разрабатывались с учетом МСА. Реализовать требования МСА можно было двумя способами: либо принять их в качестве обязательных для выполнения (как поступили многие страны), либо разработать оригинальные российские документы, в которых учитывались требования МСА.

Россия пошла по второму пути, суть которого заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации аудита и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным международным стандартам, т. е. находились в относительной гармонии друг с другом.

В 1993 г. появились Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Временными правилами не предусматривались такие документы, как стандарты. В этот момент можно было дословно перевести МСА и принять их в качестве национальных. И тогда ни у кого не вызывало сомнений их соответствие международным (вероятно не было той путаницы, связанное с перечнем сопутствующих и прочих услуг, которое было ликвидировано с принятием Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г.). Но основной недостаток этого способа в том, что невозможна ситуация, когда создает и редактирует текст документа иностранная организация (Международная федерация бухгалтеров), а представительный или исполнительный орган либо профессиональная общественная организация принимает его, не имея возможности вносить в проект документа изменения.

В 1997 году Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ выпустила 11 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы начали применять данные стандарты и итоги их работы по этим стандартам стали признавать за рубежом. Но вследствие отсутствия законодательного или нормативного акта, в котором рассматривался бы порядок подготовки и утверждения стандартов аудита, можно было считать, что данные стандарты не обязательны к применению.

В 2001 году был принят федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, бесспорным достоинством которого является то, что в нем впервые в отечественной практике появилось понятие федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Таким образом, аудиторы должны были работать по стандартам, предусмотренные законодательством, согласованные с Советом по аудиторской деятельности Российской Федерации, утвержденные в установленном порядке Правительством РФ. Кроме того, должна существовать система контроля за их выполнением.

За непродолжительную историю аудита в России подготовлено достаточное количество федеральных стандартов, которые представляли собой самостоятельную разработку очень приближенную к МСА, либо по сути и по форме настолько приближенны, как это возможно при российском законодательстве. Например, ПСАД 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» не сильно отличается от МСА 200 «Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности». То же самое можно сказать и о других ПСАД. Но, например, такие правила (стандарты), как ПСАД 5 «Аудиторские доказательства» и ПСАД 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» имело очень мало общего с МСА, что связано с необходимостью «привязать» данные стандарты к российскому законодательству.

В 2010 году, когда ввели стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2010 г. № 46н, которые позволили еще в большей степени устранить различия между национальными и международными стандартами по определенным направлениям, в том числе по вышеназванным. Так, например, по аналогии с международными стандартами приняты ФСАД № 1/2010, ФСАД № 2/2010, ФСАД № 3/2010, которые утверждены приказом Минфина России от 20.05.2010 г. № 46н [3]. Именно они в настоящее время регулируют вопросы, связанные с аудиторским заключением.

Большая часть старых ФСАД пересмотрена с учетом изменений, внесенных в МСА в 2004–2009гг. в рамках проекта по пересмотру МСА (проект Clarity).

Таким образом, в последние годы проделана большая работа по адаптации международных стандартов аудита к российским условиям. Несмотря на то, что ФСАД разрабатываются на основе МСА, их требования могут различаться.

Кроме того, одним из основных недостатков гармонизации российских стандартов заключается в том, что МСА не являются раз и навсегда установленным сводом правил по организации аудита и сопутствующих аудиту услуг. Изменения необходимы для того, чтобы повысить эффективность работы аудиторов и качество их работы. В последние годы в МСА пересмотру подверглись:

-          подходы к оценке рисков существенного искажения отчетности;

-          правила оценки справедливой стоимости активов и обязательств, которая находит все более широкое применение в финансовой отчетности после пересмотра МСФО;

-          требования к аудиторской проверке консолидированной финансовой отчетности;

-          правила использования работы экспертов.

Значительные изменения претерпели МСА 210,230,250,260 и целый ряд других. В то же время создаются новые МСА (например, МСА 315 и 330) [4].

Данные изменения требуют отражения в федеральных правилах (стандартах), поскольку они создавались на основе МСА. Переход непосредственно на МСА позволяет упростить ситуацию.

Одной из причин ускоривших необходимость применения МСА в российской практике аудита обусловлена тем, что в 2010г. Еврокомиссия выпустила так называемую «зеленую бумагу» «Аудиторская политика: уроки кризиса», которая содержит помимо результатов обсуждений о роли аудитора и структуры рынка аудита, важность скорейшего всеобщего перехода на единые аудиторские стандарты, международные стандарты по аудиту, которые, кстати сказать, подверглись значительному изменению после корпоративных скандалов в начале 2000-х годов. Требование по использованию МСА позволит повысить качество аудита и поддержит использование аудиторских услуг единого формата.

МСА в России подлежат применению, начиная с года, следующего за годом, в котором они будут признаны в России. Например, если порядок признания МСА будет установлен в июле 2015 г., то МСА будут признаны не позднее июля 2017 г. и, следовательно, начнут применяться с 1 января 2018 г.

Тем не менее в переходный период (со дня вступления в силу Федерального закона до даты вступления в силу МСА) аудиторская деятельность должна осуществляться по-прежнему в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России. Если в этот период будут приняты федеральные стандарты, то аудиторским организациям и аудиторам надлежит ими руководствоваться.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г. после внесенных в 2014 г. изменений предусматривает следующие стандарты аудиторской деятельности: международные стандарты, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, которые не могут противоречить международным стандартам аудита.

 

Литература:

 

1.         Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. 01.12.2014г.).

2.         Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.02 N 696 (с изм. и доп.).

3.         Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Утверждены приказами Минфина России от 24.02.10 N 16н, от 20.05.10 N 46н, от 17.08.10 N 90н, от 16.08.11 N 99н.

4.         И. И. Агладзе. Международные стандарты аудита //Корпоративная финансовая отчетность. http://www.finotchet.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, стандарт, международный стандарт аудита, Россия, Российская Федерация, аудиторское заключение, российское законодательство, русский язык, саморегулируемая организация аудиторов, финансовая отчетность.


Похожие статьи

Совершенствование контроля и надзора в системе государственного управления РФ

Совершенствование нормативно-законодательной базы как условие развития страхового рынка России

Совершенствование системы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации

Применение международного опыта при построении современной национальной платежной системы России

Совершенствование механизма интеграции процессов бюджетирования и управления рисками

Совершенствование правовых механизмов в законодательстве об исполнительном производстве Российской Федерации

Совершенствование системы регионального управления экономикой и агропромышленным комплексом республики Казахстан

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Внедрение современных информационных технологий и модернизация банковского сектора РФ

Совершенствование нормативных основ противодействия коррупции в РФ

Похожие статьи

Совершенствование контроля и надзора в системе государственного управления РФ

Совершенствование нормативно-законодательной базы как условие развития страхового рынка России

Совершенствование системы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации

Применение международного опыта при построении современной национальной платежной системы России

Совершенствование механизма интеграции процессов бюджетирования и управления рисками

Совершенствование правовых механизмов в законодательстве об исполнительном производстве Российской Федерации

Совершенствование системы регионального управления экономикой и агропромышленным комплексом республики Казахстан

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Внедрение современных информационных технологий и модернизация банковского сектора РФ

Совершенствование нормативных основ противодействия коррупции в РФ

Задать вопрос