Совершенствование системы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 28.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Ершов, Е. Ю. Совершенствование системы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации / Е. Ю. Ершов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — URL: https://moluch.ru/archive/525/116080/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



В статье автор исследует нормативные основы, проблемы и направления совершенствования системы стратегического планирования в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: стратегическое планирование, регионы, Российская Федерация.

Стратегическое планирование является одной из ключевых составляющих государственного управления государства. В масштабах такого государства, как Российская Федерация, важной составляющей стратегического управления и планирования выступает определение направлений, программ, показателей и пр. не только на федеральном, но и региональном уровне.

Значимость уровня регионов России определяется тем фактом, что и именно в них происходит практическая реализация стратегических принципов и программ, принятых на высшем государственном уровне. Таким образом, одним из значимых вопросов организации системы стратегического планирования становится процесс согласования федеральных и региональных решений и документов.

Рассмотрение этого вопроса, а также ряда других, определяющих процесс совершенствования системы стратегического планирования регионов России, является актуальной исследовательской задачей и составляет цель статьи.

Ее осуществление предполагает решение задач. Среди них:

  1. Краткое обозначение нормативной базы системы стратегического планирования на национальном и региональном уровнях РФ;
  2. Выявление проблемных аспектов и направлений совершенствования системы стратегического планирования регионов РФ.

Теоретическую базу исследования преимущественно составили работы авторов, изучавших актуальное состояние системы стратегического планирования РФ на национальном и региональном уровнях [1, 2,3].

Методологическая основа статьи базируется на системном подходе, позволяющем рассматривать стратегическое планирование в РФ в качестве единой системной совокупности нормативных документов и прикладных решений их реализации. Методами исследования стали общенаучные принципы анализа, синтеза, сравнения, систематизации, а также прикладной метод анализа нормативных документов.

В первую очередь стоит отметить, что формирование нормативной базы по стратегическому планированию в РФ и ее регионах стоит относить к началу 2000-х гг. В 2002 г. были приняты первые федеральные целевые программы, которые наряду с государственными, отраслевыми и региональными программами, стали инструментами решения задач стратегического планирования страны. Еще одним важным этапом стала начавшаяся в 2006 г. реализация национальных проектов. Далее, согласно Указу Президента 2012 г., определявшего долгосрочные принципы экономической политики РФ, в 2014 г. был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании» [4].

В соответствии с ним был определена действующая на сегодняшний день система стратегического планирования в российских регионах. Она должна включать такие документы как региональные стратегии развития, госпрограммы регионов, региональные бюджетные и социально-экономические прогнозы, а также планы по осуществлению стратегии и прогнозов. Стоит отметить, что все обозначенные категории документов приняты субъектами Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что в данный момент система стратегического планирования субъектов федерации России имеет свою нормативную базу, обеспеченную как на федеральном (в формате национальных проектов, целенных программ, и пр.), так и региональном уровнях. Это не отменяет наличие ряда проблемных аспектов в системе регионального стратегического планирования, решение которых обеспечит процесс ее совершенствования. Одним из ключевых стоит назвать вопрос «вертикальной» и «горизонтальной» согласованности документов стратегического планирования и мер по их реализации.

«Вертикальная» несогласованность связана с проблемами синхронизации документов федерального и регионального уровней. Она находит выражение в широком спектре формальных и содержательных аспектов: начиная со сроков региональных стратегий, которые на данный момент весьма различны и варьируются от 2025 до 2031 гг. (при том, что один из последних Указ определяет национальные цели развития РФ до 2030 г. [5]) и заканчивая содержанием региональных стратегий и федеральных документов стратегического планирования, которые, по мнениям исследователей нуждаются в регламенте, системе согласования.

Проблема «горизонтальной» несогласованности обусловлена тем, что даже на уровне одного субъекта, различные документы стратегического планирования, такие, например, как стратегия и государственные программы регионального уровня, могут расходиться в категориях целевых показателей и других значимых позиций.

Устранение указанных несогласованностей, реализуемое путем корректировки нормативных документов стратегического планирования РФ, в частности 172-ФЗ, и принятие постановлений Правительства РФ, приведут к совершенствованию рассматриваемой системы.

Помимо этой меры по повышению эффективности системы стратегического планирования регионов РФ, стоит обозначить такие как необходимость оптимизации содержания региональных стратегий, исключающую части текста, являющиеся избыточными; актуализацию их содержания, предполагающую корректировку стратегий чаще, чем раз в шесть лет, и реализующуюся в соответствии с текущими событиями и вызовами в жизни регионов; развитие организационной структуры по реализации стратегического планирования в регионах, в том числе проведение обучающих вебинаров и семинаров, круглых столов с участием сотрудников исполнительных органов власти в регионах по вопросам планирования и прогнозирования показателей стратегического развития субъекта РФ.

Подводя выводы статьи, стоит обозначить, что на сегодняшний день система стратегического планирования на уровне субъектов РФ имеет сформированную нормативную базу и реализуется на основе развивающихся институциональных практик. Однако наличие проблем и сложностей, таких как вопросы несогласованности содержания стратегических документов предполагает необходимость совершенствования этой системы: корректировке имеющихся документов федерального и регионального уровня, повышению квалификации и ответственности сотрудников исполнительных органов, отвечающих за составление и реализацию документов стратегического планирования регионов.

Литература:

  1. Антипин, И. А. Стратегическое планирование регионов Российской Федерации: вопросы пространственного развития / И. А. Антипин, Н. Ю. Власова, О. Ю. Иванова // Управленец. — 2023. — Т. 14, № 6. — С. 50–62.
  2. Болтунов В. В. Совершенствование системы стратегического планирования в субъектах Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). № VIII. 2014. С.48–49.
  3. Санаков И. К. Инструментарий стратегического планирования регионов (на примере Камчатского края) // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. Т.12. № 1. С. 66–70.
  4. Федеральный закон РФ № 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
  5. Указ Президента РФ № 596 от 07.05.2012. «О долгосрочной государственной экономической политике» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35260


Задать вопрос