В современном мире проблема художественно-эстетического развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребёнка, его потребностей и мотивов поведения. Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением.
Такая постановка проблемы детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу изучения тех педагогических условий, которые благоприятствуют превращению деятельности ребёнка, первоначально складывающейся под влиянием взрослого, в подлинно детскую самостоятельность, являющуюся ярким проявлением творчества детей. (Запорожец А. В.) Вдохновленные искусством и культурой, дети развивают свой творческий потенциал и способности к анализу, интерпретации, оценке, учатся признавать и ценить не только собственные, но и чужие произведения.
Исходя из вышесказанного, у нас возникла ключевая идея: обновление воспитательно-образовательного процесса ДОУ для обеспечения мобильности, гибкости, вариативности; расширения комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов растущей личности дошкольника во всестороннем развитии, становление её как духовной сущности, понимающий себя и мир вокруг себя, формирование её общей культуры; получение качества новых результатов в изменяющихся условиях. Реализация данной идеи может быть успешно решена:
- при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса;
– повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.
Коллектив МДОУ д/с №71 начал проводить углубленную работу по формированию художественно – эстетической культуры детей, уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств обучения, содружеству медицины, психологии и педагогики. Специфическое содержание художественно-эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми. В связи с этим и определяется основная цель деятельности по формированию художественно – эстетического восприятия дошкольников – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, которая зависит от успешного решения многих воспитательных задач.
В МДОУ д/с № 71 работа по художественно-эстетическому развитию дошкольников предполагает 4 направления деятельности:
работа с воспитанниками;
работа с родителями (законными представителями);
работа с педагогами;
создание художественно-эстетической творчески развивающей среды.
Сам процесс художественно-эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанных звена: приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно-эстетическую деятельность, художественное образование и состоит из трёх блоков:
– создание условий: подобран разнообразный дидактический материал, карточки, настольные игры, пазлы, раскраски, мозаики, посвящённые искусству и культуре, репродукции картин произведений искусства, детские рисунки, альбомы с детскими фотографиями, отображающие различные события из жизни детей, создана изостудия «Рисовашка» с соответствующим реквизитом, в холле детского сада организована, постоянно действующая, выставка детских работ;
– позиция педагога: при организации продуктивной деятельности детей применять различные приёмы, не ограничиваться прямым показом последовательности действий, всё более прибегать к словесным инструкциям, практиковать выполнение коллективных работ, использовать практику работы педагога по созданию определённых художественных образов за одним столом с детьми «Художественная мастерская», практиковать приёмы «подглядывания», «списывания», «подражания» действиям педагога, поощрять стремление детей к экспериментированию с различными изобразительными средствами, относится к таким попыткам внимательно с уважением, рассматривать вместе с детьми работы, рассуждать, спокойно реагировать на неуспех ребёнка, поддерживать в детях чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами, создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой активности;
– организация образовательного процесса: применяются различные виды занятий: работа в мини – группах, индивидуальные, групповые, подобраны дидактические игры, используется симбиоз различных видов искусства: живопись, скульптура, художественное слово, фольклор, музыка, организация выставок, в том числе индивидуальных, которые оформляются вместе с детьми, участие детей в праздниках, конкурсах разных уровней, занятия в музее детского сада «Русская изба», планирование тематических дней недели «Книжкина неделя», «Неделя творчества», «Неделя музыки».
Новой формой в нашем дошкольном учреждении стали пленэры. Пленэр – это особый вид искусства, работы на природе, единение художника и ПРИРОДЫ, обозначающие передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. На пленэре может использоваться любая техника, живопись на пленэре имеет ряд особенностей, присущих именно пленэру и связанных с ограниченным временем выполнения работы. Детям очень полюбилось рисование на природе, ведь можно ещё и понаблюдать, рассмотреть что- то, да и поиграть. Следуя в таком направлении, педагог решает не только художественно–эстетическую задачу, но и познавательную, речевую.
Также наши воспитанники осваивают новую технику живописи – рисование мастихином. Что такое мастихин? Мастихин — это лопатка из тонкой стали. Новизна заключается в том, что изначально мастихин использовать могли только взрослые художники, и мастихиновая живопись для детей дошкольного возраста была не доступна. Попробовав данную технику с детьми дошкольного возраста, мы убедились, как прекрасны работы детского творчества. Потому что мастихин, как никакой другой инструмент, позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрывать цвета и их сочетания. Создать красивую и сложную фактуру краски на поверхности картины, что позволяет моделировать и объём изображаемых образов и предметов. Даёт большие возможности для импровизации в ходе творческой работы. Дети начинают задавать вопросы, активизируется словарный запас, мелкая моторика рук, подготавливается рука к школе, а также изображение мастихином стимулирует положительную мотивацию. Использование элементов живописи мастихином на занятиях с детьми делает знания значимыми, т.к. дети по-новому воспринимают качества краски: они более густые и не надо пользоваться водой. Живопись мастихином помогает сформировать нестандартность восприятия художественных произведений. Помогает более ярко отображать образы простых вещей. Все необычное привлекает детей, заставляет их удивляться и радоваться новым открытиям, что очень помогает им в развитии.
Очень важным педагогическим условием воспитания и развития детей в художественно-эстетической деятельности является тесное взаимодействие с семьёй. Недостаточно просто ознакомить родителей с готовыми работами детей. Намного важнее, чтобы родители сами принимали участие в творческих процессах, происходящих в дошкольном учреждении. Для того чтобы открыть полноту мира детских представлений и понять, что самым важным является творческий процесс созидания, совершаемый ребёнком, а не превосходный, изготовленный преимущественно руками педагога продукт, существуют разнообразные возможности. Для этого мы используем совместные проекты, тематические родительские встречи, организуем экскурсии выходного дня в «Картинную галерею», «Художественный салон» (совместное творчество детей и родителей), кружковая работа.
Каких результатов мы хотим добиться?
1. Создание единой воспитательной системы, разработка и использование форм, методов и приемов работы, соответствующих специфике организации художественно-эстетического воспитания дошкольников как средства всестороннего развития их личности;
2. Создание условий по воспитанию творческой активности и поддержки детской инициативы и самостоятельности.
3. Создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада.
4. Создание развивающей художественно-эстетической образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Считается, и это даже подтверждено исследованиями, что рисующие дети, занимающиеся любым другим творчеством, развиваются быстрее сверстников. Они преуспевают не только в рисовании, но и в точных науках – например, математике. У детишек активизируется синхронность работы обоих полушарий мозга, они великолепно учатся, запоминают, анализируют. Такие дети более инициативны, восприимчивы, креативны.
Литература:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»/ под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой – Издательство «Национальное образование», 2016.
- Мастихиновая живопись Е. Г.Орлова Издательская группа «Основа», декабрь 2012, № 12.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Учебно-методическое пособие/ науч.ред. А. Г. Гогоберидзе. – Издательство «Детство – пресс», 2016.