Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель. Мастер – класс «Ромашковое поле» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Протащик, М. М. Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель. Мастер – класс «Ромашковое поле» / М. М. Протащик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 91-95. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35354/ (дата обращения: 27.12.2024).



Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель. Мастер – класс «Ромашковое поле»

Протащик Марина Михайловна, старший воспитатель

МДОУ детский сад № 103 «Умка» г. Волжского Волгоградской области

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Современный мир перед дошкольным образованием, помимо охраны, укрепления физического и психического здоровья, на передний план выдвигает – развитие способностей и творческого потенциала детей.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у дошкольников.

Творчество – одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений социальной адаптации современных подростков в жизни. Именно творчество, является огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для молодых людей в 21 веке это еще и возможность заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей.

Приобщение молодежи к современным видам декоративно-прикладного искусства через собственную практику является способом привития тяги к творчеству, формирования творческого отношения к жизни.

Декоративно прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего – в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Оно включает в себя и традиционные художественные промыслы, и памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.

В век информационных технологий возникает желание быть «продвинутым», идти в ногу со временем. Именно поэтому я увлекаюсь новыми направлениями в декоративно-прикладном творчестве. Я люблю заниматься творчеством. Люблю посещать выставки, различные мастер – классы, где можно посмотреть и научиться создавать различного рода изделия. Люблю сама создавать, придумывать что-то новое. Таким образом, я перепробовала много разных декоративных техник: скрапбукинг, квиллинг, батик, роспись айсингом, создание цветов из сахарной пасты, холодного фарфора, фоамирана. Но появилось еще одно из интереснейших увлечений – создание картин из шерсти – шерстяная акварель.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

- Способствует снятию детских страхов;

- Развивает уверенность в своих силах;

- Развивает пространственное мышление;

- Учит детей свободно выражать свой замысел;

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- Учит детей работать с разнообразным материалом;

- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

- Развивает мелкую моторику рук;

- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, такими как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

- Сформировать у детей технические навыки рисования;

- Познакомить дошкольников с различными нетрадиционными техниками рисования;

- Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;

- Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень освоения повысился еще на 25%. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. И вот то самое – живопись шерстью!

Живопись шерстью это уникальная техника многослойного выкладывания картин на основе, без валяния.Существует большой выбор цветов натуральной шерсти. С ее помощью можно создать настоящие картины – пейзажи, портреты, натюрморты, абстрактные рисунки. Непряденая овечья шерсть различных цветов и оттенков раскладывается слой за слоем на ткань под стекло. Цвета не смешиваются между собой, как краски, а богатую палитру можно получить путём наслоения их друг на друга. Картины из шерсти очень напоминают акварельные, но им не страшны температурные перепады, яркое освещение и влажность.

Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер, выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый в провинциальной местности материал. Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве материала для рисования картин. В ходе наблюдения за детьми, регулярно использующими шерсть как краски, он заметил, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными, личность их приобретала более целостный статус. Для работы не нужны ни краски, ни кисти, ни вода, только шерсть, рамка для фотографий и желание творить!

Техника рисования шерстью позволяет использовать удивительные свойства этого материала, заменяя краски. Приемы в шерстяной акварели очень сходны с используемымив живописи. Шерсть позволяет делать тонкие цветовые переходы, насыщенные пятна и едва заметную дымку.

С первого раза понять, из чего созданы картины не у каждого получится, особенно, если вы никогда не держали в руках теплую и яркую непряденую шерсть. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка – это как мазок кистью. Будто по волшебству создаются объёмные тёплые сюжеты: пейзажи и натюрморты, животные и цветы. Такие работы выглядят как живые и радуют долгие годы!

Живопись шерстью подойдет для каждого человека, который чувствует необходимость творить, ищет радостный и спокойный способ отвлечься от рутины и постоянной спешки. Даже начинающий художник, не побоюсь этого определения, сможет создать прекрасную картину и получить приятный арт-терапевтический эффект от шерстяной акварели.

Я работаю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 103 «Умка» г. Волжского Волгоградской области». Мною была разработана и организована кружковая работа по художественному творчеству «шерстяная акварель», проводились мастер – классы с педагогами как в ДОУ, так и на ГМО. На региональном семинаре по теме: «Мастер – класс как форма транслирования педагогического опыта», представила мастер – класс по теме: «Изготовление картин из шерсти – шерстяная акварель». Разработала и провела «День выходного дня» для родителей, чтобы заинтересовать их техникой нетрадиционного рисования. Сейчас же, работая старшим воспитателем, не собираюсь останавливаться на достигнутом!

Предлагаю познакомиться с мягким очарованием шерстяной акварели, заглянуть в мою мастерскую, на мастер – класс«Ромашковое поле»!

В руках тепло,

Податливая шерсть.

Расцветок множество…

И ощутив ее,

Я образ нарисую в мыслях будущей картины.

Сквозь пальцы воздух наполняется в шерстинки,

Они трепещут, дышат и живут!

И смешивая цвет – чудо происходит!

И слой за слоем рождается картина!

Удивление! Из шерсти живопись!(1)

Шерсть – это натуральный биологический материал, который накапливает энергетику с рук и потом передает эту энергетику смотрящему. «Шерстяная акварель» – это целиком и полностью творческий процесс. Здесь самое главное желание и настроение. Ведь для работы с шерстью совсем не обязательно уметь рисовать, материал надо чувствовать, а он сам подскажет, как с ним работать. Это увлекательное, приятное и не трудное занятие. Что для этого необходимо? Немного непряденой шерсти разных цветов, рамка для фотографий, ножницы, пинцет, немного усидчивости, и результат не заставит себя ждать. Перед вами откроются белоснежные облака, улетающие вдаль птицы, цветы небывалой красоты. Этот процесс напоминает работу акварельными красками, поэтому такие картины называют «шерстяная акварель». «Теплые» картины (так их еще называют) способствуют развитию у детей творчества, пространственных представлений, познанию свойств материалов таких, как шерсть, флизелин, фланель. А главное, эти работы формируют у детей стремление проявить свое внутреннее «Я», раскрыть в себе еще один родничок творчества. Работая над такими картинами, ребенок учится разным приемам выкладывания шерсти (щипание, вытягивание, скручивание – жгутик), а значит идет развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев.

Какие же материалы и инструменты необходимы для шерстяной акварели или шерстяной живописи: шерсть, флизелин (куда будет укладываться рисунок), рамка со стеклом по размеру рисунка, ножницы, клей (можно и без него), пинцет, распечатанный рисунок.

Вы спросите, как же будет держаться рисунок: все очень просто, шерстяная картина накрывается стеклом, которое защитит от смещения картины и от попадания пыли.

- Подготавливаем рамку, вынимаем стекло и откладываем ее. Готовим шерсть нужных цветов для создания картины.

- Картонную основу рамки накрываем фланелью и выкладываем фон. Для данной работы мы используем белый фон.

–Играем со светотенью, добавляем немного для фона шерсти желтоватого цвета.

Основными методами работы при выкладывании картин из шерсти являются: вытягивание,щипание, настригание.

- Метод работы с шерстью — вытягивание. Пряди вытягиваем широкие, плотные. Работаем быстро, главное заполнить всю основу, чтобы не просвечивалась основа. Пряди можно выкладывать как по диагонали или горизонтально (как удобно). На каждом новом этапе картины нужно прикладывать стекло, чтобы видеть конечный результат своей работы.

- Из зеленой шерсти, можно разбавить цвет горчицы, вытягиваем тонкие пряди и формируем стебли, выкладываем таким образом, чтобы сформировать примерную композицию.

- Ножницами вырезаем лепестки из белой шерсти и складываем в цветок. Добавляем методом настригания серединку.

Мотивацией успешности в «шерстяной акварели» является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания. Применяя технику работы с шерстью, можно создать целые картины творчества детей. Работы детей могут использоваться в оформлении групп, поздравительных открыток, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям.

- Кроме раскрывшихся цветов можно изобразить и бутоны. Бутоны, так же как и цветы вырезаются по лепесткам.

- В конце работы обязательно визуально оцениваем картину – всё ли нравится, подправляем, что не так, а затем накрываем её чистым стеклом.

- Вставляем нашу работу в рамку. Обрезаем всю лишнюю шерсть и всё – наша картина готова!

(в завершении мастер – класса предлагаю рассказать сказку «Ромашковое поле»)

Сказка «Ромашковое поле»

«На одной красивой лесной опушке жила маленькая ромашка. У неё всегда было плохое настроение, потому она была одинока. Конечно, там жили и другие цветы, но они были намного ярче и красивее, и её просто не замечали.

Ромашка много раз видела, как водили хоровод прекрасные маки, как пели звонкие колокольчики, как весёлые одуванчики запускали в небо свои пушистые зонтики.

А однажды она увидела, как веселятся яркие васильки. Васильки же, увидев ромашку, громко засмеялись:

– «Смотрите, какая она бледная и некрасивая!»

Ромашка тут же легла на землю и стала плакать. Плакала, плакала и уснула.

И вот пришло утро. От звонкого пения колокольчиков проснулась ромашка. Захотела встать и не может. Оказалось, злой вьюнок обвил её тело.

А в это время мимо пролетала бабочка и увидела она бедную ромашку. Стала думать, как можно ей помочь. И вспомнила, что неподалёку живёт девочка, у которой в саду много цветов. И тотчас полетела туда. Прилетела и стала кружить возле девочки. Девочка же, боясь потерять из виду прекрасную бабочку, побежала за ней. И так бабочка привела её на ту полянку и села на погибающую ромашку. Девочка увидела её и сжалилась. Разорвала она крепкие оковы вьюнка, и, заметив, что эта ромашке единственная среди множества других цветов, решила придти за ней вечером, чтобы пересадить в свой сад. Так она и сделала. И вот наступило утро. Ромашку разбудил теплый солнечный лучик, и она, потянувшись, открыла глаза. И каково же было её удивление, когда увидела вокруг себя других, как она, ромашек! Они стояли и улыбались ей.

Ромашке стало ещё теплее, и она, наконец, почувствовала настоящее счастье!»

Хочется отметить, что главная особенность Шерстяной Акварели – выкладка слоями. Тонкие равномерные пряди выкладываются в несколько слоев, образуя красивый рисунок с «акварельными разводами». Сначала послойно выкладывается фон, а затем сверху создается рисунок (также слоями). Мелкие детали завершают композицию.

Все работы привлекательны тем, что они неповторимы и индивидуальны. Применяя на практике полученные знания, дети самостоятельно создают оригинальные работы, разрабатывая свои композиции, используя цветовые решения. Это придает их изделиям особый колорит, и самостоятельный творческий опыт венчается успехом. Прилагая в процессе работы фантазию, терпение, упорство, творческое вдохновение, каждое изделие становится уникальным.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Закончить свою статью хочется слова В.А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Желаю Вам новых идей и творческих открытий!

Литература:

  1. Элвин Крошо Как рисовать акварель. М., 2003.
  2. Бреннан Э. Дизайн: актуально, стильно, модно./ Пер. с англ. – М.: Мир книги, 2006. 176 с.
  3. Вальс цветов // Дуплет. Заочная школа рукоделия. – №72, 2007. 14 с.
  4. Карейд Э. Картины из шерсти / Пер. с англ. Л. П. Яркина – М.: Ниола-Пресс, 2006. 128 с.
  5. Фельт. Кнаке Ж. Мягкие картины своими руками. 2007.
  6. Фильцнадель. Валяние. Русский кукольный дом. М., 2008.
  7. Анисимова Т. Валяние из шерсти / журнал рукоделия Лена, № 10/2015.
  8. Гриц Н. Веселая компания / журнал «DIANA» №1/2012.
  9. http://podle-snova.blogspot.co.uk/2012/03/blog-post.html
  10. http://schoolhandmade.jimdo.com/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Шерстяная Акварель, шерсть, Детский сад, живопись шерстью, нетрадиционное рисование, работа, изобразительная деятельность, картина, цвет.


Похожие статьи

«Осенние листья». Методическая разработка организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие

Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями

Развитие трудовых навыков и умений у детей средней группы при ознакомлении с природой. Тема «Маленькие помощники Золушки»

Театр своими руками. Использование моделей оригами в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет по речевому развитию. Тема «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста

«Старые сказки на новый лад». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы)

Использование техники «батик» в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Проект «Волшебная палитра». Нетрадиционные техники рисования для детей старшей группы

Похожие статьи

«Осенние листья». Методическая разработка организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие

Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями

Развитие трудовых навыков и умений у детей средней группы при ознакомлении с природой. Тема «Маленькие помощники Золушки»

Театр своими руками. Использование моделей оригами в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет по речевому развитию. Тема «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста

«Старые сказки на новый лад». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы)

Использование техники «батик» в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Проект «Волшебная палитра». Нетрадиционные техники рисования для детей старшей группы

Задать вопрос