Изобразительная деятельность нетрадиционными средствами как способ самовыражения ребенка в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 14.09.2019

Статья просмотрена: 401 раз

Библиографическое описание:

Ларина, И. П. Изобразительная деятельность нетрадиционными средствами как способ самовыражения ребенка в условиях ДОУ / И. П. Ларина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62405/ (дата обращения: 22.11.2024).



Проблема самовыражения является актуальной на протяжении всех возрастных периодов человека. Все мы по-своему смотрим на этот мир, по-своему ощущаем себя в этом мире, но не всегда знаем, как проявить свою индивидуальность, которая необходима нам для становления личности в дальнейшем. Сейчас, в современном обществе мы практически уже ничего не создаем, только потребляем то, что уже кем-то придумано и сделано. С течением времени мы теряем потребность в творчестве, так как избалованы изобилием и разнообразием современной жизни. Но ритм современной жизни постоянно ускоряется и, чтобы соответствовать постоянными изменениям этой жизни, современному обществу просто необходим человек, который умеет творчески адаптироваться. «...Жить в постоянно меняющемся, незавершенном мире может только творческая личность,... готовая к риску развития, построения себя в мире и способная к творческому самовыражению» — отмечает Ю. А. Грибов. Поэтому очень важно, еще дошкольнику обеспечить все необходимые условия, для большего самовыражения, чтобы посеять в нем зерно творческого мышления.

Самовыражение детей дошкольного возраста понимается как возрастное проявление самостоятельности в той деятельности, которая требует творческого подхода. Это понятие широко используется с такими понятиями как «самореализация», «самоопределение», «Я» и «самосознание» (К. А. Абульханова-Славская, О. С. Коровина, Т. А. Ольховая). Такое проявление является способом, который помогает ребенку заявить о себе окружающим, реализовать себя.

Конечно, возможность самореализации предусмотрена в ДОУ программами развития, где ребенок может проявить себя в различных видах деятельности (слове, изображении, музыке, действии и др.). Но наряду с ними предлагаю углубиться в художественно-эстетического развитие, а именно в изобразительную деятельность нетрадиционными средствами как способ самореализации ребенка.

В современных исследованиях изобразительная деятельность описывается как средство освоения и отображения окружающей действительности при помощи художественных средств.

Нетрадиционные изобразительные техники описываются как не являющиеся традиционными, свежие, новаторские средства изображения, включающие в себя новые выразительные приемы художественного отображения задуманного образа.

Аль-Рикаби А. М. рассматривает творческое самовыражение как способ совершенствования себя, своих личностных возможностей через создание новых художественных продуктов, реализуя себя в конкретной творческой деятельности.

Цель. Самовыражение ребенка в условиях ДОУ по средствам изобразительной деятельности нетрадиционными техниками.

Методы работы. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литератур, художественное слово поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. Наглядные: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий. Практический прием: изготовление поделки, составление поделки в присутствии детей и рассказывание вслух.

Творческое самовыражение детей путём восприятия искусства практически не изучено. О нем говорят лишь в тех случаях, где авторы исследуют воображение ребенка в целом, его творческие способности (Г. В. Лабунская, Н. А. Сакулина, В. С. Щербаков). Но в работе с воспитанниками можно знакомиться и с шедеврами мировой культуры, при этом проявляя себя и знакомясь с новыми изобразительными техниками. На примере старшей группы дошкольников мы провели следующую работу.

Дети знакомятся с произведением искусства, историей его создания и предлагается его повторить в коллективной работе с участием воспитателя, только используя при этом другую, нетрадиционную технику. Например, картину «Мона Лиза» мы исполняем в технике модульной аппликации. Но масштабная работа в новой технике может вызвать некоторые проблемы, не решительность в создании работы. Для этого предварительно с воспитанниками исполняются индивидуальные работы упрощенного содержания с применением подобной техники (напр. «Пушистый зайчик» в технике модульная аппликация). И так каждый новый предмет искусства предлагается повторить с применением других нетрадиционных техник.

Список возможных коллективных работ в нетрадиционных техниках:

  1. «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи в технике модульная аппликация (мозаика)
  2. «Буря» Айвазовский И. К. в технике пластилинография
  3. «Утро в сосновом лесу» Шишкин И. И. в технике аппликация из крупы
  4. «Богатыри» Васнецов В. М. в технике тестопластика
  5. «Девочка с персиками» Серов В. А. в технике аппликация из ткани
  6. «Грачи прилетели» Саврасов А.К в технике коллаж
  7. «Памятник А. С. Пушкину» в технике папье-маше
  8. «Яйцо Фаберже» в технике конструирование из макаронных изделий.

Наша совместная работа проводилась в свободное время во второй половине дня с участием всех желающих воспитанников. На исполнение копии каждого предмета искусства отводился месяц.

Для развития творческого самовыражения в работе с дошкольниками систематически поощрялась детская фантазия, воображение, проявление самостоятельности. Ю. А. Грибов говорил о том, «добровольность, намеренно сниженная критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей, проявляющаяся в их высоких оценках, поощрении домашних творческих заготовок, а также непременное соединение репродуктивных моментов занятия с импровизацией, элементами творческого самовыражения». Соблюдение этих принципов способствует раскрепощению творческих навыков воспитанников, спокойствию, а в последующем умиротворению от исполненной работы. Таким образом, мы выполнили 8 коллективных работ в различных нетрадиционных техниках изображения.

Для закрепления полученного опыта и положительного эмоционального отклика от успешного завершения поставленных задач, мы провели вернисаж, выставку копий знаменитых предметов искусства в нетрадиционных техниках в коллективном исполнении воспитанников. На открытие выставки ребята приглашали своих родителей, вручая за ранее подготовленные буклеты с кратким описанием работ. На мероприятии фоном шла аудио экскурсия по предметам выставки, записанная голосами ребят. По итогу мы получаем яркий опыт освоения навыков творческого самовыражения с перспективой на будущее, закрепленный при этом эмоциональной поддержкой родителей, видящих итог большого усердного труда своего ребенка.

После проделанной работы, в последующем знакомясь на занятиях с различными изображениями или предметами народного творчества, воспитанники сами начинали предлагать возможные техники исполнения копий подобных работ. Ребята выбирали те или иные нетрадиционные техники, которые считали наиболее выгодными для удачного отображения, пытались повторить дома или в свободное игровое время в рамках ДОУ. Подбирая те или иные изобразительные средства, воспитанники проявляли свое воображение, логику, уже основанную на опыте, проявляя усидчивость, смелость в высказывании по знакомой им теме, внимание к деталям и усердие в достижении результата.

Относительно полученных результатов, можно говорить о том, что в подобной работе дети овладевают приемами использования различных материалов; осваивают обобщенные способы работы; развивают познавательные, конструктивные способности; развивают интерес к результату и качеству поделки; развивают поисково-исследовательскую деятельность; осваивают умение анализировать поделку; формируют положительное отношение к труду (как своему, так и других);развивают конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности. Имея подобный опыт, ребенку проще проявить себя как индивидуальность, так как он получает большую свободу в выборе способов проявления. Он может сам выбрать предмет эстетически привлекательный для себя и воплотить задуманное при помощи тех способов, которые уже были ранее использованы, которые он сам считает наиболее подходящими для исполнения своей работы. В этом и проявится личностное развитие, способность к самовыражению. Получив и закрепив положительный опыт проявления индивидуальности в изобразительной деятельности, можно перенести его и в рамки других областей. Тогда мы с большей вероятностью можем говорить о том, что в будущем наш воспитанник, «человек–созидатель», «человек-творец», способный найти себе применение в современных условиях, принося этим социальную пользу, получая при этом истинное удовлетворение, имея возможность проявить себя.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения психологии личности // Психологический журнал. Т. 4. 1983. № 1. — С. 24
  2. Аль-Рикаби A. M. Творческое самовыражение личности студента в процессе художественного образования / A. M. Аль-Рикаби, А. С. Петелин // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: сборник научных трудов. Вып. 29 / Науч. ред. А. С. Петелин, Л. Г. Лобова. — Воронеж: ВГПУ, 2009. — С. 3–26.
  3. Брикунова С. С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования. Дисс.... кандидата педагогических наук. Специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. — Ростов-на-Дону, 2005.- 310с.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
  5. Грибов Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей / / Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 57–62.
  6. Деньгина М. В. Принцип самовыражения младших школьников на уроках музыки: философско-педагогический аспект // Педагогическое образование в России. — 2010. — № 2. — С. 112–118.
  7. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». — 608 с. 2006
  8. Рогова P. M., Филонов Г. Н., Волков Г. Н., Печко Л. П. Становление самосознания личности школьника / Под общ. Ред. Р. М. Роговой.-М.: ГосНИИ семьи и воспитания,- 2003.- 112 с.
  9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Текст / Серия «Законы РФ». М.: омега — Л, 2016. — 142 с.
  10. Эльконин Б. Д. Психология обучения младшего школьника.- М., «Знание»,- 1974.-63с.
  11. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избр. труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М., 2004. — 252 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческое самовыражение, техник, изобразительная деятельность, модульная аппликация, работа, воспитанник, предмет искусства, ребенок, современная жизнь, современное общество.


Похожие статьи

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Игра как средство успешного формирования коммуникативной компетенции младшего школьника с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как средство повышения учебной мотивации кадет

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы работы

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Внеурочная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях группы продленного дня (из опыта работы)

Похожие статьи

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Игра как средство успешного формирования коммуникативной компетенции младшего школьника с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как средство повышения учебной мотивации кадет

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы работы

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Внеурочная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях группы продленного дня (из опыта работы)

Задать вопрос