В статье рассмотрены подходы к определению понятия финансовой устойчивости, определены ключевые признаки, выявлено наиболее полное определение. Изучены классификации факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций, проанализированы их особенности для предприятий оборонно-промышленного комплекса России.
Финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта является одной из важнейших характеристик его финансового состояния, сочетающей в себе финансовые, экономические, организационные аспекты деятельности организации. Взгляды российских и зарубежных ученых на сущность и содержание категории финансовой устойчивости разнятся. Одни авторы сужают данное понятие до структуры капитала:
В своей работе В. В. Ковалев и Вит.В. Ковалев рассматривают финансовую устойчивость как «способность предприятия поддерживать целевую структуру источников финансирования». [4, с. 369]. В соответствии с данным подходом, необходимо отслеживать структуру источников финансирования, ее возможные изменения в долгосрочной перспективе, а также способность организации ее поддерживать.
М. Г. Миронов, не давая четкого определения финансовой устойчивости, считает, что она связана с общей структурой капитала, степенью зависимости от кредиторов и инвесторов, а определяется показателями структуры капитала, уровнем привлеченного капитала и способностью обслуживать данный долг. [5, с. 50]
Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова определяют финансовую устойчивость как «характеристику стабильности финансового положения предприятия, обеспечиваемую высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых им финансовых средств». [3, c. 146–148]
Другие отождествляют понятие финансовой устойчивости с платежеспособностью:
Л. С. Васильева утверждает, что «степень финансовой устойчивости есть причина определенной степени платежеспособности организации». [2, с. 472]
В. В. Бочаров сформулировал определение финансовой устойчивости как «состояние денежных ресурсов, которое обеспечивает развитие предприятия преимущественно за счет собственных средств при сохранении платежеспособности и кредитоспособности при минимальном уровне предпринимательского риска». [1, с. 75]
Одно из наиболее полных определений дали В. М. Родионова и М. А. Федотова: «Финансовая устойчивость предприятия — такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности в условиях допустимого риска». [6]
Таким образом, можно выделить ключевые признаки при определении финансовой устойчивости: платежеспособность, финансовая независимость, обеспеченность собственными средствами, минимальный уровень риска. Можно сделать вывод, что характеристика финансовой устойчивости является комплексной и, как следствие, подвержена влиянию множества факторов.
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость организации вне зависимости от рынка, на котором она функционирует, можно разделить по основным критериям:
- Направление воздействия; 2. Функциональная структура предприятия
По направлению воздействия факторы делятся на внутренние и внешние (внутренняя и внешняя финансовая среда организации).
Внешние факторы являются неуправляемыми, к ним относятся, например: уровень общеэкономического развития страны; степень государственного регулирования деятельности предприятия, ее характер; конъюнктура рынков: сбыта, сырья, капитала; государственная налоговая политика; специфика отрасли предприятия; колебания курсов валют; асимметричность информации.
Внутренние факторы являются контролируемыми, среди факторов данной группы можно выделить следующие: размер предприятия; показатели финансового, управленческого учетов предприятия; образование начислений и их выплаты; структура издержек; политика ценообразования; объем реализации, его темпы роста; структура активов; структура затрат; капиталоемкость; обеспеченность запасов и затрат источниками их формирования и др.
Классификация факторов согласно функциональной структуре предприятия включает в себя следующие группы:
‒ производство (степень загрузки производственных мощностей, виды производств, типы оборудования, степень износа основных фондов)
‒ материально-техническое снабжение (надежность поставщиков, наличие альтернативных поставщиков, наличие субститутов на рынке)
‒ маркетинг (объем, стабильность заказов, наличие альтернативных рынков, емкость рынков)
‒ кадровые ресурсы (квалификационный уровень, возрастной состав, уровень загрузки, наличие внешнего кадрового потенциала)
‒ финансы (источники финансирования)
‒ управление (заинтересованность руководящего состава в изменениях, уровень формализации процессов управления)
Промышленные предприятия отличаются рядом особенностей: большой объем товарно-материальных запасов (среднеотраслевая доля за последние пять лет составляет 30,96 % по отношению к совокупным активам); большая, нежели в других отраслях, доля основных средств в активах предприятия (показатель по отрасли — 23,32 %); как правило, длительный производственный цикл и пр. [7] Применительно к оборонно-промышленному комплексу, необходимо выделить ряд особенностей данных организаций, в соответствии с которыми можно конкретизировать некоторые вышеперечисленные факторы.
Большую долю заказов предприятий комплекса составляет государственный оборонный заказ (далее — ГОЗ), соответственно факторы маркетинга включают объем, стабильность государственных заказов — согласование, заключение государственных контрактов на их исполнение. Также важным фактором является характеристика надежности партнеров — соисполнителей по ГОЗ.
Факторы, касающиеся снабжения, включают надежность поставщиков, регламенты, стандарты по выбору поставщиков, проведение конкурентных процедур для заключения договоров на крупные суммы, а также предварительный анализ рынка для проведения мелких закупок.
Финансовые факторы в виде источников финансирования помимо общепринятых также имеют свои особенности — денежные средства поступают в форме целевого финансирования, авансовых платежей по контрактам, бюджетных средств. Также к финансовым факторам ОПК относятся характер, способ и форма финансирования ГОЗ.
Согласно ведомственной принадлежности организаций оборонно-промышленного комплекса большая часть — 73 % относится к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, 12 % — к Министерству обороны Российской Федерации, 6 % — Роскосмосу, 3 % — Росатому, 3 % — Российской академии наук, 1 % — Министерству образования и науки Российской Федерации, 2 % — прочие организации. Таким образом, ключевым факторов раздела управления является степень интеграции организаций в корпорации.
Важнейшим фактором, присущим отрасли, также являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В данную группу факторов попадают объем затрат на НИОКР, сроки проведения работ, способность организации к модификации.
Рассмотренные факторы можно также классифицировать в соответствии с первым критерием — направлением действия. Данные сведены в Таблицу 1.
Таблица 1
Учет внутренних ивнешних факторов вразрезе направления воздействия
Факторы |
Производство |
Снабжение |
Маркетинг |
Кадры |
Финансы |
НИОКР |
Управление |
Внутреннее воздействие |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Внешнее воздействие |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Источник: составлено автором.
Производственные факторы классифицируются как внутренние, так как напрямую зависят от оснащения цехов оборудованием, наличия необходимых мощностей, степени износа основных средств и т. д. Факторы материального снабжения и маркетинга, напротив, относятся к внешним, так как зависят от сложившейся конъюнктуры на внешних рынках. Факторы кадрового потенциала включают в себя как внутреннюю составляющую (сотрудники предприятия), так и внешнюю (рынок труда, наличие кафедр высших учебных заведений, выпускающих специалистов требуемой квалификации и др.). Финансовые факторы в зависимости от источника финансирования также могут быть классифицированы как внутренние (чистая прибыль, амортизация, смета накладных расходов), так и внешние (целевые средства, субсидии). Факторы НИОКР относятся к внутренним, так как предполагают проведение разработок подразделениями организаций. Наконец, факторы управления делятся на внутренние и внешние в соответствии с уровнем руководства: непосредственно руководители организации и регламенты по взаимодействию в рамках предприятия относятся к внутренней среде, а руководящий состав вышестоящего ведомства — к внешней среде.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовая устойчивость — категория, подвергающаяся воздействию множества факторов, как общеэкономических, так и специфических для каждой конкретной отрасли и при анализе и прогнозировании финансовой устойчивости организации необходимо оценивать взаимозависимость ключевых показателей устойчивости и действующих факторов.
Литература:
- Бочаров В. В. Финансовый анализ.- СПб.: Питер, 2005.
- Васильева Л. С. Финансовый анализ: учебник/ Л. С. Васильева, М. В. Петровская. — М.: КНОРУС, 2006.
- Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009.
- Ковалев В. В., Ковалев Вит.В. Анализ баланса, или как понимать баланс: учебно-практическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2010.
- Миронов М. Г. Финансовый менеджмент. — М.: ГроссМедиа, 2004.
- Федотова М. А., Родионова В. М. «Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции» М: Перспектива, 1995
- Система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) URL: http://www.spark-interfax.ru